«Не переубедить, а поддержать»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Каждый год около 3 тысяч женщин в России отказываются от своих новорождённых детей — такую статистику приводит фонд «Волонтёры в помощь детям-сиротам». Самая частая причина отказов — отсутствие жилья, социальная неустроенность или большой стресс и личные трагедии. По статистике, примерно в 50–60% случаев женщина хочет оставить ребёнка.

«Тёплый дом» — проект фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам», где помогают мамам, оказавшимся из-за сложных обстоятельств на грани отказа от ребёнка или его изъятия социальными службами. Координатор проекта Елена Андреева и три его бывшие и нынешние жительницы рассказали, как центр даёт шанс сохранить семью.

«Сказал, чтобы я придумала что-то сама»

Марине (имя изменено по просьбе героини) — 39 лет, она переехала из Таганрога в Москву. Здесь она нашла работу и снимала комнату в общежитии, откуда её выгнали из-за беременности — на девятом месяце. Тогда Марина и её молодой человек — отец ребенка — договорились вместе снимать квартиру. Но в конце концов мужчина сказал, что у него нет денег на аренду и что Марина «должна придумать что-то сама».

«Никаких толковых вариантов не появлялось, но я верила, что ситуация как-то разрешится, просто так ничего не бывает», — вспоминает женщина. Благодаря подруге Марина узнала об организациях, где помогают женщинам в трудной жизненной ситуации, и о приютах для мам, созвонилась с центром «Тёплый дом» и встретилась с психологом Оксаной.

На первой встрече Марина поняла, что до родов жить в центре не сможет из-за его расположения. Дом находится в Подмосковье, а женщине нужно было каждый день ездить на работу в Москве. В Таганрог она возвращаться не хотела. А вот после рождения дочки Марина снова связалась с психологом и переехала в «Тёплый дом».

«Я живу здесь с 7 декабря [2021 года]. Сначала был страх, что будут какие-то недопонимания. Но сейчас я в восторге от того, насколько здесь хорошо устроено: у нас с ребёнком есть крыша над головой, одежда и еда. Я рада, что в момент, когда мне некуда было деваться, я не знала, что делать, попала в такие условия. Мы с девочками [другими жительницами дома] делаем всё вместе, помогаем друг другу. А ещё есть люди, которые жертвуют деньги, чтобы нам помочь. Для меня это бесценно», — отмечает Марина.


Как работает центр «Тёплый дом»

Центр временного пребывания «Тёплый дом» работает с 2011 года — его создал фонд «Волонтёры в помощь детям-сиротам», чтобы помогать молодым мамам, которые из-за отсутствия жилья, работы и поддержки родственников оказались на грани отказа от собственного ребёнка или его изъятия государственными службами. За 11 лет работы центр помог 116 женщинам, 125 детей не оказались в сиротской системе и живут сейчас с мамами.

По словам координатора центра Елены Андреевой, в доме одновременно могут жить шесть женщин — беременных или с детьми до года. Средний срок проживания — восемь месяцев, но некоторые остаются и на более длительное время. Женщины уезжают из «Тёплого дома», как только чувствуют готовность к самостоятельной жизни, находят работу, жильё или восстанавливают документы.

У центра есть договоренность с несколькими роддомами в Москве и области. Если в каком-то из них появляется женщина, которая хочет отказаться от ребёнка, к ней приезжают психологи центра.

«Мы не ставим своей задачей переубедить женщину. Мы помогаем ей принять взвешенное решение. Для нас очень важна эта идея, потому что она позволяет более уважительно относиться к женщинам, которые всё же отказались от детей», — объясняет Андреева.

Приезжая в роддом к женщине, специалисты оценивают риски — безопасно ли ребёнку оставаться с мамой. «Одна консультация — это, конечно, очень мало, чтобы оценить ситуацию. Но есть некоторые очевидные признаки», — рассказывает Елена. Например, когда мама не проявляет никаких чувств к ребенку: не смотрит на него, не берёт на руки, говорит о нём «странными фразами», к примеру, что новорожденный делает что-то назло. Также потенциальной угрозой могут быть родственники женщины, которые заставляют её отказаться от ребёнка.

«Когда женщина находится в небезопасной ситуации, возникает вопрос, насколько она сможет обеспечивать безопасность ребенку», — комментирует Елена. Если есть явная угроза для жизни и здоровья ребёнка, то специалисты «Тёплого дома» привлекают к работе с мамой органы опеки. Если угроза потенциальная, то центр может принять женщину, чтобы понаблюдать за ней и принять уже более взвешенное решение об оказании помощи или привлечении органов опеки.

Сам «Тёплый дом» — просторный двухэтажный дом в одном из районов Подмосковья, здесь у каждой мамы своя комната, есть общая кухня и большая гостиная, где собираются поиграть с детьми и просто поговорить. Также здесь есть кабинет психолога и комната администратора дома. С мамами работают специалисты: составляют для них индивидуальный план реабилитации, проводят психологические и юридические консультации. Администраторы находятся с женщинами круглосуточно.

Аренда помещения и медицинские услуги для подопечных «Теплого дома» обходятся в 110 тысяч рублей в месяц, ещё около 100 тысяч рублей уходит на зарплату сотрудникам: психолог, координатор, три администратора и юрист. Продукты питания, бытовую химию, средства по уходу за детьми, лекарства по большей части привозят благотворители. Еду оплачивает «Абсолют-банк», а на памперсы удаётся собрать акциями в магазине «Глобус». Мебель, одежду и технику находят через волонтёров — у проекта за всё это время было более ста волонтёров.

Сильные помогают: 7 историй мужчин о волонтерстве и помощи

Важное условие «Тёплого дома» — не сообщать никому адрес. Это прописано в договоре, который заключается с каждой подопечной. «Если женщины хотят пригласить кого-то в гости, мы не возражаем. Мы понимаем, что людям важно сохранять социальные связи. Но при этом мы сначала уточняем, насколько безопасен человек, которого женщина хочет пригласить. Если мы понимаем, что всё впорядке, то можно спокойно называть адрес», — добавляет Елена Андреева.

Она вспоминает историю женщины из другой страны, родственники которой были против рождения ребёнка и убеждали оставить его в роддоме. Молодая мама плохо говорила по-русски, была практически одна в чужой стране, но родственники все равно не смогли её уговорить. В итоге женщина заехала в «Тёплый дом», а родственники названивали ей, требовали сказать, где она живет, — в таких случаях, конечно, называть адрес центра нельзя, подчёркивает Елена.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Нужно думать о себе и о ребёнке»

В «Теплом доме» свой распорядок, рассказывает Марина. По утрам — собрания, вечерами — подведение итогов дня. На каждую неделю у женщин есть расписание дежурств: кто-то убирает во дворе, кто-то выносит мусор, кто-то отвечает за кухню. «Как обыкновенная жизнь идет в городе, так и здесь у каждого есть своя зона ответственности», — поясняет Марина.

На восстановление она планирует отвести себе полгода. Пока её дочке 2,5 месяца, и она не может выйти на работу. «Важно себя сейчас не накручивать, — уверенно говорит Марина. — Наши психологи с нами разговаривали и объясняли, что сейчас лучше не нервничать, нужно думать о себе и о ребёнке». Марина начнёт планировать жизнь «несколькими ходами»: спрашивать у знакомых по поводу работы, искать квартиру, заниматься документами и оформлением положенных выплат на ребёнка.

«С девочками уже обсуждаем, что если будет возможность, то мы могли бы в будущем вместе снимать квартиру, подстраховывать друг друга: одна работает 2/2 или в ночь, а другая за детьми следит. Жизнь же продолжается. Каждая женщина в центре стремится делать какие-то шаги дальше», — говорит Марина.

«Не бояться просить помощи»: правила поддержки приёмных родителей

«Ребёнка у меня бы точно забрали»

Каждый год в центре живут около 17 мам с детьми. Основные категории клиенток «Теплого дома» — это женщины с трудным собственным детством или те, у кого нарушены отношения с родственниками — настолько, что обратиться за помощью невозможно. Ещё в центр часто попадают приезжие из других регионов или стран. Молодой человек Милы (имя изменено по просьбе героини) бросил её во время беременности. Жить ей было негде — к родителям в родную Балашиху она поехать не могла, потому что те «на тот момент выпивали». Поэтому мама её молодого человека — «свекровь», как называет её сама Мила — предложила пожить у неё в доме в деревне в Саратовской области.

«Тёмке было две недели, когда я туда приехала. Мы прожили у свекрови восемь месяцев, а потом начали ругаться. Дошло до того, что она меня один раз ударила. И после этого, в июне 2019 года, я уехала с Тёмой в Москву. Прожила до августа у подруги, пока оформляла пособие. А потом у неё случилась беда — умерла мама. Я написала знакомой, которая работает в опеке. Она посоветовала мне описать всю свою историю и обещала помочь. Через время подруга дала мне контакт приюта „Тёплый дом». Где-то неделю я сдавала все анализы, и 1 сентября заехала в центр», — вспоминает Мила.

«Карантин для нас стал чудом»

Встретили их хорошо, говорит девушка, дали большую комнату, обеспечили всем необходимым. С соседками по дому тоже удалось наладить контакт. «Одна была, например, из Африки. Её доченька и Тёма потом подружились, не разлей вода были. Коллектив у нас был очень хороший, дружный. Бывало, кто-то ругался, конечно, но редко», — рассказывает Мила.

В «Тёплом доме» девушка в первую очередь начала работать с психологом, чтобы успокоиться и научиться общаться с ребенком. Мила прожила в доме год. Сейчас она вернулась в деревню в Саратовской области и на скопленные деньги сняла дом рядом со свекровью. Девушка признаётся, что приняла такое решение потому, что одна в Москве «не потянула бы». «Тёплый дом» помог Миле и с переездом: собрали необходимые вещи, коляску, «и даже посуду».

Юрист центра до сих пор помогает Миле получить квартиру от государства, положенную ей как сироте. Мила росла в детском доме, потому что её родители лишены родительских прав.

«Я рада, что есть такие приюты, которые помогают мамам в трудной жизненной ситуации. Потому, что если бы не этот приют, я не знаю, где бы я жила. Ребёнка у меня бы точно забрали», — говорит Мила.

«Я думала, что больше не могу, у меня нет сил»

Сима (имя изменено по просьбе героини) приехала в Москву из другой страны — называть её она отказывается — на заработки. На работе встретила молодого человека — своего земляка — влюбилась и родила от него девочек-двойняшек. Сима хотела уехать домой и рожать на родине, поэтому всю беременность работала без выходных с утра до вечера. На 30-й неделе у женщины случились преждевременные роды, из-за чего девочки родились слабые, а одной из них диагностировали ДЦП.

«Когда отец детей узнал об этом, то бросил нас. Тогда я накопила денег и сняла комнату. Но потом деньги кончились», — вспоминает Сима. Женщина начала искать помощь и позвонила в «Тёплый дом», где в итоге семья прожила два года.

«Иногда я думала, что всё, больше не могу. Но меня так поддерживали в „Теплом доме». Кто-то — материально, кто-то — просто словом. Например, как-то мы с дочкой сильно упали, было уже 10 вечера, дочка почти не дышала. Я думала уже всё… Но к нам приехал волонтёр Ильдар и отвез в больницу. Благодаря всему этому я шла вперед и иду», — говорит Сима.

Сейчас Сима с дочками живет в реабилитационном центре. Она вспоминает, что сначала опасалась переезда: «Было ощущение, как будто меня выдавали замуж [и забрали] из родного дома в чужой». Но переживания Симы не оправдались. Во-первых, потому, что она продолжает общаться с сотрудниками центра — иногда просто узнаёт, как дела, а иногда — обращается за помощью. Во-вторых, в реабилитационном центре Сима познакомилась с близкими по духу людьми.

«Так как в моей стране не одобряют то, что у меня есть внебрачные дети, мне, конечно, это было важно. Теперь я читаю и Библию, и Коран — мне интересно узнавать всё. Обновляюсь и обновляюсь духовно», — радостно перечисляет Сима.

Теперь главный вопрос — это гражданство России, которое Сима не может получить уже несколько лет. Как только она это сделает, то планирует устроиться на работу по специальности — медиком. Получить гражданство Симе помогают юристы «Тёплого дома».

«Сделала для ребенка всё, что могла в этой ситуации»

Не все женщины соглашаются оставить ребенка, даже если им предлагают помощь. На это есть разные причины, говорит координатор «Теплого дома» Елена Андреева. «Например, женщина очень рационально понимает, что на данный момент ребёнок ей просто не нужен. У неё могут быть какие-то другие планы, а аборт она не сделала по некоторым причинам. Или у женщины может быть зависимость — бывает, что она даже поступает [в роддом] в состоянии алкогольного опьянения и это уже не первый её отказ от ребенка», — перечисляет Елена.

В случаях, когда оставить ребёнка с матерью не получается, центр предлагает свою помощь. Цель — помочь женщине пережить отказ, потому что это огромная травма: «Мы говорим о том, что это сложно, рассказываем, что важно заполнить все документы, чтобы ребёнку было проще потом устроиться в семью. Мама может дать новорожденному имя, подержать его на руках, покормить. Можно оставить какую-то вещь на память. Это для женщины некий символ, что она сделала для ребенка всё, что могла в этой ситуации», — объясняет Андреева.

Если мама отказывается от ребенка и он гражданин России, то сначала он попадает в больницу, затем в сиротское учреждение и после этого у него может появиться приемная семья, рассказывает Елена Андреева. По её словам, в среднем этот процесс может занять месяц. Если же ребёнок гражданин другой страны, то до возвращения на родину он находится в сиротском учреждении довольно долго.

Но всё же большинству женщин удается помочь. Так, каждая третья клиентка центра — а это 60% всех обращающихся — меняет своё решение и не отказывается от ребёнка после того, как ей предлагают помощь. «У нас давно есть идея масштабирования проекта, — говорит о планах на будущее Елена. — Нынешний дом мы арендуем, но в планах — построить собственное здание, где сможет одновременно жить 16 семей. Тогда мы сможем помогать 30 семьям в год. Для этого сейчас мы ищем участок для строительства».


Центр временного пребывания «Тёплый дом» существует на пожертвования и очень нуждается в поддержке. Вы можете оформить регулярное списание средств в пользу организации.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий