Кофе по специальности: как «Анна помогает» даёт работу выпускникам детских домов


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В начале мая проект «Анна помогает» открыл в центре Петербурга, на Большой Конюшенной, 6, благотворительную кофейню «СПЭШЛ». Это уже второе кафе центра, в котором трудоустраивают выпускников детских домов. Сначала «Анна помогает» оплачивает курсы бариста, затем участники проходят стажировку в тренировочной кофейне «ЭР.10», устраиваются на несколько месяцев на работу в «СПЭШЛ», а после — выходят на открытый рынок труда.

«Филантроп» рассказывает, как центр учит выпускников детских домов самостоятельности и помогает устроиться на работу.

Саша Игнашенко — один из сотрудников кофейни «СПЭШЛ»

«Я не понимал, что такое работа»

«Я не знал, для чего нужен аттестат после школы. Не понимал, чего хочу и как вообще жить после выпуска из детского дома. Затем выпустился и жизнь стала совсем расхлябанной. Жил на пособие от государства, которое скопилось, пока я находился в детдоме», — вспоминает Саша Игнашенко.

Саше 20 лет, в детский дом он попал в 12 лет. Его родители погибли и, как выражается сам Саша, он остался «круглым сироточкой». Он сетует, что в детском доме не было программ профориентации. Воспитатели не объясняли, какой будет жизнь после выпуска, как устроиться на работу и, главное, зачем. В итоге за 6,5 лет жизни в учреждении парень не научился самостоятельности: все документы делали воспитатели, они же записывали его к врачам, а на приёме отвечали за него на все вопросы.

Через полгода после выпуска из детского дома и жизни без работы Саша встал на биржу труда и начал получать пособие по безработице. Однажды он проспал перерегистрацию, на которой нужно было выбрать вакансии из предложенных вариантов: из-за этого последняя выплата пришла ему не в полном размере.

По статистике, 90% выпускников детских домов не могут найти своё место после выхода из учреждения. Они легко попадают в плохие компании и становятся жертвами мошенников, не работают, не учатся, постепенно становятся алко- или наркозависимыми, попадают в тюрьмы. Такого будущего Саша не хотел, поэтому после инцидента с биржей срочно устроился курьером в «Яндекс.Лавку». Там он проработал около трёх месяцев.

В это же время ему написала знакомая — социальный работник в проекте «Анна помогает» и выпускница того же детского дома, где Саша рос. Сотрудники «Анна помогает» составили Саше индивидуальный план социализации — ему понадобились психологическая поддержка и юридическая консультация.

«Никто не брал меня за ручку и не водил по инстанциям. Мне просто подробно объясняли и я следовал советам. В крайнем случае можно было попросить сотрудников съездить вместе. Например, соцработница Диана помогала общаться с чиновниками, когда я получал от государства квартиру», — рассказывает Саша.

Директор центра «Анна помогает» Олег Бележенко предложил Саше пройти бесплатный курс «Бариста». Весной 2021 года Саша начал работать в тренировочной кофейне «ЭР.10» по адресу Репина, 10. Это второй этап транзитного трудоустройства, где выпускники детских домов от 16 до 25 лет проходят оплачиваемую стажировку под присмотром старшего бариста. Стажировка длится от трех до шести месяцев, ребятам платят небольшую зарплату — 150 рублей в час. Затем подопечные могут выйти на работу в «СПЭШЛ» или другие заведения.

Когда вкусное полезно: семь благотворительных кафе в России

Как помогает «Анна помогает»

Центр «Анна помогает» открылся в 2018 году при поддержке лютеранской церкви Анненкирхе. Основал проект прихожанин церкви Олег Бележенко, который работал на тот момент интернет-маркетологом.

«Я понял, что мне не хочется тратить свою жизнь и таланты просто на зарабатывание денег, а хочется заниматься тем, что приносит пользу», — вспоминает Бележенко.

Так появилась идея создать благотворительный центр. Олег пошёл на встречу к настоятелю Анненкирхе и тот согласился выделить под проект подвальное помещение, которое принадлежало церкви, — в здании на Васильевском острове. Поначалу проект, по словам Бележенко, занимался «всем подряд»: здесь проводили благотворительные мероприятия, собирали продуктовые наборы для нуждающихся и обустраивали пространство, в котором работали. Центр уже тогда начал помогать выпускникам и воспитанникам детских домов.

Новый виток развития у «Анны помогает» произошел в 2020 году, когда проект выиграл два крупных гранта — от Фонда президентских грантов на 500 тысяч рублей и от Сообщества предпринимателей Москвы на 250 тысяч рублей. Тогда же началась пандемия коронавируса, которая открыла перед центром новые задачи.

«В пандемию мы развозили продукты пенсионерам, которые из-за эпидемиологической обстановки сидели дома и не могли сами сходить в магазин, — рассказывает Олег Бележенко. — В процессе выяснили, что среди нуждающихся много выпускников детских домов. Мы ездили по домам в Петербурге и области и видели, что многие из молодых ребят — выпускников учреждений — живут очень плохо. В то время мы как организация хотели найти уже свою нишу: не браться за всё подряд, а найти какую-то проблему и начать помогать. Когда мы познакомились с выпускниками детских домов, то поняли, что будем работать в этом направлении».

В первую очередь центр начал поддерживать выпускников сиротских учреждений базовыми вещами: выдавал бесплатные продуктовые наборы и одежду, закупал мебель и оборудование, помогал разобраться с документами и бытовыми вопросами. В 2021 году в организацию за помощью обратилась 19-летняя выпускница детского дома Рия (имя изменено по просьбе героини). Она с 12 лет жила в детском доме, а после выпуска столкнулась со сложностями и получила помощь в центре «Анна помогает». Через какое-то время Рия стала подрабатывать в организации куратором выпускников детских домом и рассказывала о центре своим друзьям и знакомым. Так, только в начале 2021 году от Рии в центр обратились 15 выпускников. Девушка уже давно работает на полной ставке как социальный работник организации.

«Я общаюсь с государственными и негосударственными организациями, которые работают с выпускниками, с самими выпускниками и веду блог, где рассказываю, как устроена жизнь в учреждения, с чем сталкиваются выпускники. В общем, делюсь реальностью, а не тем, о чём обычно пишут в СМИ», — объясняет Рия.

Как стать бариста за месяц

Сейчас «Анна помогает» поддерживает больше 50 выпускников детских домов. В конце 2019 года центр запустил в тестовом режиме направление по трудоустройству, чтобы опробовать новый формат помощи. Полноценно проект заработал с 2020 года.

«Мы выяснили, что помимо всего шлейфа проблем, связанного с опытом сиротства, у ребят большая проблема с трудоустройством. Они не знают где, кем и зачем работать. 90% серьезных проблем были связаны именно с безработицей: если денег нет, то нет продуктов, нечем платить за коммуналку, нет одежды. Также это дополнительный риск того, что ребята могут найти нелегальные источники заработка, связанные с секс-работой или наркотиками», — объясняет Олег.

Центр запустил мастерские по обучению фотографии, керамике, вязанию, а позже — курс «Бариста». Обучение на курсе длится месяц, занятия проходят два раза в неделю: подопечные изучают теорию, ездят на обжарку на разные производства, учатся варить кофе, взбивать пенку и рисовать на ней. За последний год обучение на курсе прошли 10 человек. После — они выходят на стажировку в „ЭР.10“, где задач становится больше — открытие и закрытие смены, поддержание чистоты в зале и на кухне, работа с кофемашиной, настройка эспрессо, работа с крупной бытовой техникой, приготовление напитков, проведение инвентаризации, выкладка десертов и маркировка продукции, работа с платёжным терминалом, и конечно же общение с гостями. Все бариста стажируются на профессиональном оборудовании и готовят кофе по классическим рецептам на specialty зерне.

Руководитель клуба приёмных семей фонда «Арифметика добра» Светлана Строганова уверена: такие проекты по трудоустройству важны не только для сирот, но и для всех выпускников. «Это [трудоустройство] — глобальная проблема. Но у детей с родителями есть значимые взрослые, которые готовы им что-то посоветовать, а у сирот таких людей нет. По факту ребёнок по выпуску из детского дома не понимает, как дальше жить. Всё, что он умеет — это пять раз в день ходить в столовую и есть уже готовую еду, которую перед ним поставили. Сироты не способны организовывать даже простые бытовые процессы, не говоря уже о сложных конструкциях: найти работу, подать документы, удержаться на работе».

Удивляться, учиться, гулять: зачем идти в новое «Нормальное место» в Петербурге

Кофейня «ЭР.10», по словами Рии, — небольшое спокойное заведение, где немного посетителей, здесь готовят только напитки и несколько видов пирогов. Заведение принимает гостей не в том объеме, чтобы обеспечить достаточной практикой и заработком всех желающих. Поэтому спустя полгода после открытия первой кофейни сотрудники центра решили открыть полноценное кафе, где была бы собственная кухня, большой поток гостей, официальное трудоустройство и полноценная зарплата.

«„СПЭШЛ“ — это как раз настоящая кофейня с большим потоком людей, тут ребята учатся работать в сложных условиях. После этого этапа стажировки у них будут навыки общения управляющим, гостями, коллективом, а также умение отвечать за финансы», — объясняет Рия.

В сентября 2021 года Олег Бележенко при помощи Аннеркирхе получил помещение в центре Петербурга и в ноябре начал ремонт. На весь проект «СПЭШЛ» ушло 4 миллиона рублей. Деньги дали друзья и партнёры «Анна помогает» — бизнесмены Артём Брудник и Артём Платонов. Ещё 175 тысяч рублей удалось собрать краудфандингом. 

С дизайном проекта почти бесплатно помогла студия дизайна KIDZ, компания Quick Resto бесплатно предоставила оборудование для автоматизации бизнеса. Eburet studio подарила два столика из переработанного пластика, напечатанные на 3D-принтере.

Одним из амбассадров кофейни выступила блогер и экоактивист Ася Мицкевич, а важной частью проекта стала экологичность. «Пол сделан из порезанного кирпича 19 века — звучит пафосно, но это недорого и прикольно, — говорит Олег Бележенко. — Есть организации, которые разбирают старые дома, и чтобы кирпичи не утилизировать, их можно повторно использовать, в частности, как плитку». В кофейне используют биоразлагаемые крышки для кофейных стаканчиков, стаканы для воды из обрезанных винных бутылок, плафоны из папье-маше, металлические трубочки. Экопроект Sew Dept сшил из полностью переработанных материалов форму для сотрудников и часть подушек. Также кофейня заключила договор с экоцентром «Переработкинская», куда сдают на переработку чеки, тетрапак, стаканчики.

На работу в «СПЭШЛ» берут всех, кто прошел курс бариста и стажировку в «ЭР.10». По словам Олега, они планируют трудоустраивать в «СПЭШЛ» по 10-15 ребят в год.​ Для транзитного трудоустройства важно, чтобы «старенькие», как говорит Бележенко, сотрудники с опытом сиротства со временем переходили на работу в другие кофейни, а на смену им приходили «новенькие». Как долго ребята смогут работать в «СПЭШЛ», пока точно неясно, отмечает Бележенко. Всё индивидуально: кому-то достаточно двух-трех месяцев, а кому-то не хватит и полгода.

«Вся концепция нашей работы — это транзитное трудоустройство, — объясняет Олег. — То есть к нам приходят ребята с проблемами — не знают, где работать, что есть. Они получают индивидуальный маршрут, в котором могут выбрать себе хобби и профессиональные навыки. Мы предлагаем им бесплатно поучиться, выйти на оплачиваемую стажировку в „ЭР.10“, а затем на полноценную работу в „СПЭШЛ“. И этих навыков достаточно, чтобы устроиться в любую кофейню. Получается, ребята проходят весь этот транзитный маршрут. И что бы ни случилось, они умеют варить кофе и могут этим зарабатывать деньги, а не пойдут раскладывать закладки или работать в вебкам. Это та идея, которую мы стараемся заложить в их головы».

Параллельно с транзитным маршрутом специалисты «Анна помогает» занимаются сопровождением. Каждый, кто проходит практику в проекте, получает помощь психолога и куратора. Вместе они составляют индивидуальный план социализации, по которому социальные работники помогают ребятам решать проблемы — записаться к врачу, сделать медкнижку, получить рассрочку на долг по коммуналке, встать в очередь на получение квартиры.

«Они оказались рядом в важный и тяжелый момент»

Рия рассказала, что центр помогает ребятам, у которых есть родители, но которые попадают в трудные ситуации из-за сложностей в семье. Такая ситуация сложилась у 19-летней Наташи Щукиной, которая сейчас работает в «СПЭШЛ».Она пришла в «Анна помогает» в конце ноября 2020 года — сначала просто за компанию с подругой, которая работала там психологом, а потом ей самой понадобилась помощь. Наташа не рассказывает, что именно произошло в семье, а только в общих чертах объясняет о «финансовых проблемах».

«Когда мне понадобилась срочная денежная помощь, мне было 17 лет, — говорит Наташа. — Я прошла курс бариста и после совершеннолетия смогла выйти за бар в кофейню „ЭР.10“ и получать деньги. [„Анна помогает“] оказалась рядом в важный и тяжелый момент». После конца стажировки девушка захотела продолжить работать и в числе первых согласилась выйти на работу в «СПЭШЛ».

В январе 2021 года Наташа познакомилась в «Анна помогает» с Ефимом. Сейчас они встречаются уже больше года и живут вместе. Ефим стал одним из первых подопечных кластера, поэтому сотрудники ласково называют его «любимчиком». В его профиле на сайте проекта сказано, что он родился в колонии, куда попала его мама. Оттуда Ефима поместили в детский дом, где он прожил всю жизнь до совершеннолетия.

В «Анна помогает» юноша также прошел курс бариста и стажировку в «ЭР.10» и теперь вместе с Сашей и Наташей работает в «СПЭШЛ». Рия по-прежнему помогает им в баре. Она стала одной из первых выпускниц детского дома, кто освоил профессию бариста. «В первое время я работала бариста и подрабатывала соцработником, а теперь наоборот. Мне это нравится, я люблю общаться с людьми и варить кофе. В „СПЭШЛ“ я на подхвате, потому что многие ребята меня знают. Я иногда их успокаиваю. Когда вижу, что у кого-то уже глаз дергается, подхожу и говорю: „Так, иди отдохни, сейчас все вывезем“. Мне проще ребят понимать, ведь я сама такая же», — говорит Рия.

Олег и Рия рассказывают, что сотрудники с опытом сиротства заметно отличаются от остальных. «Если выделять какие-то общие черты, то я бы сказал, что это профессиональная инфантильность. Ребята могут опаздывать на работу просто потому, что проспали. Они боятся общаться с гостями, у многих занижена самооценка, потому что они жили в другой среде и мире, им сложно. В обычных кофейнях такие ребята не задерживаются, мы же этот риск понимаем», — говорит Бележенко.

Их мнение подтверждает и Светлана Строганова. Она отмечает, что выпускникам детских домов сложно выстраивать отношения, поддерживать коммуникации. Это связано с тем, что в учреждении их не учили общаться. Они могут «коряво» разговаривать друг с другом и подстраиваться под взрослых-спонсоров, которые привозят подарки, говорит Строганова.

«Такие проекты по трудоустройству — это очень круто и важно, а потребность в них — великая, — объясняет Светлана Строганова. — Так мы закрываем сразу несколько потребностей детей-сирот: в чётких границах, в работе, в обучении навыкам. „Анна помогает“ последовательно приучает подопечных к ответственности за себя и свою жизнь. Это важно, поскольку самим ребятам это бы и в голову не пришло. Таких проектов в России крайне мало, несмотря на огромное количество несоциализированных детей с опытом сиротства. Есть только несколько НКО и государственные учреждения с постинтернатным сопровождением, но там не занимаются вопросами трудоустройства».

«Я пришел в „Анна помогает“ испуганным и непонимающим, что происходит, — вспоминает Саша Игнашенко. — Я не понимал, что это за организация, помогут ли мне они, не обманут ли. Ведь сейчас очень много где „кидают“. Я переживал, что не смогу найти себя в жизни, понять, чем я хочу заниматься. Кофе, может быть, и не дело всей моей жизни, но мне интересно изучать это, вникать глубже. Сотрудники центра открыли для меня что-то новое, и даже меня открыли по-новому».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий