По дороге к сказке


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Прямо сейчас на родине Гофмана, в Калининграде, создается инклюзивный спектакль «Щелкунчик». В нем сыграют профессиональные актеры, дети с нарушением слуха из театральной студии «Инклюзион» и куклы. Однако часть труппы еще не готова – ее нужно изготовить в Санкт-Петербурге. Благо.ру ведет сбор в поддержку театральной студии калининградской благотворительной организации «Капли звуков», помогающей людям с нарушенным слухом. Чтобы этот уникальный спектакль состоялся!

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Кукольный дом

Для начала — почему Гофман? В 2020 году в калининградском Музее изобразительных искусств открылась новая постоянная экспозиция — «Город Гофмана. Тайны двух миров». Музей получил в подарок кукол, декорации и эскизы полнометражного мультфильма «Гофманиада», который делался на студии «Союзмультфильм» 17 лет.

Специально для этой выставки открыли и отремонтировали цокольный этаж музея, отчистив стены до кирпича. Теперь там живут Серпентина и Ансельм из повести «Золотой горшок», Крошка Цахес, Коппелиус из «Песочного человека» и, конечно, сам Гофман — всего в мультфильме больше 150 кукольных персонажей, причем у некоторых роли всего на несколько секунд.

В «Щелкунчике» кукол, конечно, меньше, но встречи с ними ребята из студии ждут с большим волнением. Всего нужно два набора: девять кукол для 15-минутной и пятнадцать — для 40-минутной версий спектакля. Короткую версию будут показывать на экскурсии по выставке. Ее герои уже готовы и участвуют в репетициях и выступлениях — например, недавно спектакль вошел в программу музейной ночи. А длинная версия предназначена для фестивалей и разных мероприятий.



Режиссер – калининградка Наталия Степаненко, имеющая большой опыт постановки кукольных драматических спектаклей. Самая свежая ее работа – «Мнимый больной» Мольера в Красноярском театре кукол. В Музее изобразительных искусств «Щелкунчик» будет идти раз в неделю. Детских составов три, в каждом 5-6 юных актеров.

Без страха и жалости

Театральная студия «Инклюзион» появилась три года назад. «Игра в театре — классный способ избавиться от комплексов, которые у детей и подростков появляются на пустом месте. Мы не можем изменить наших учителей, социум, но можем помочь детям это все преодолеть», — объясняет исполнительный директор благотворительной организации «Капли звуков» Елена Кочева.

Нужны были единомышленники — готовые работать со студийцами всерьез, а не просто из сочувствия. «Если слабослышащему или глухому ребенку создать доступную среду, жалеть его вообще не нужно, он делает все, что нужно», – говорит Елена. В результате партнером стал московский Центр творческих проектов «Инклюзион», учрежденный фондом поддержки слепоглухих «Со-единение». У центра уже есть наработанные методики и опыт: при его поддержки открылись несколько инклюзивных театральных школ в разных городах России от Санкт-Петербурга до Новосибирска.

Искусство слышать

Когда проект был почти готов, Елена обратилась в Калининградский драматический театр, — чтобы найти преподавателей. Актеры, которым идея показалась интересной, пришли в студию преподавать. Куратором стала актриса Ольга Астафьева.

«Найти преподавателя было сложно из-за стереотипов, что вкладываться в таких детей бессмысленно, толку будет мало», — рассказывает Кочева.

Астафьева, по словам Елены, зашла вначале просто на огонек, потом сказала, что сможет провести уроки актерского мастерства. «Так и втянулась. Дети тоже включились и начали работать», — говорит Елена.

Занятия в студии проходят два раза в неделю. Костяк — подростки, причем не только с нарушенным слухом, но и слышащие. Они учатся общаться друг с другом, социализироваться, – а параллельно ставится хороший спектакль. Ниже определенной планки здесь не работают. Самый главный критерий – чтобы во время представления ни у кого из зрителей не возникала мысль: «Когда же все это закончится».

Каждый актер получает роль на свой потенциал – одну фразу или несколько предложений. А для слышащих подростков студия – хороший способ проверить, хотят ли они быть актерами и позаниматься с профессионалами. И, конечно, погрузиться в удивительный мир слабослышащих и глухих людей.

Нужный жест

Еще один способ узнать больше об этом мире — проект обучения жестовому языку «PRO жесты». Желающие учиться нашлись сразу, потому что в Калининграде не преподают язык жестов. Сперва занятия вела Эмма Басова – ребенок CODA. Так называют слышащих детей, выросших в семье глухих.

«Таких очень много, это классные ребята, но у них нет детства: они постоянно помогают родителям, потому что сурдопереводчиков не хватает», — поясняет Елена Кочева. Но потом коллеги посоветовали пригласить педагогов с нарушенным слухом. Финский и шведский опыт доказывают, что так процесс идет быстрее. И теперь занятия ведут слабослышащая Ксения Жукова и Елена Углова со стопроцентной глухотой.

Учить жестовый язык приходят обычные слышащие люди. Например, заместитель директора одной из калининградских гостиниц — он заинтересовался темой, когда к ним приехала глухая группа.

«Цель проекта — показать, что знание десятка фраз на жестовом языке не способ помочь неслышащим, а скорее часть социальной нормы. По аналогии с поездкой в другую страну, когда ты покупаешь разговорник и запоминаешь самые простые слова и фразы», — рассказывает Елена Кочева. До пандемии прошло четыре выпуска, после пандемии набрали пятый. Курс длится полгода, обычно на нем учится около 15 человек.

Поговори с ним

«Во всем мире есть практика: если ребенок не заговорил до 2 лет, родителей учат жестовому языку. Нужно налаживать коммуникацию, а после 2-3 лет это дается крайне тяжело, — объясняет Елена Кочева. — Ребенок усваивает информацию об окружающем мире постепенно. Нельзя, чтобы он в семь лет не знал, что такое небо, пчелка, ромашка, травка и так далее. Родители не видят в этом ничего плохого, мол, потом наверстает. Я говорю, ребенок не компьютер, жесткий диск в него не вставишь».

В идеале, надо проверять слух в три года у каждого ребенка без исключения. Дело в том, что более легкие 1 и 2 степень тугоухости невозможно распознать дома у маленьких детей. «Все лепечут – и он лепечет, все коверкают слова – и он тоже. А в 6-7 лет, когда нужно в школу идти, окажется, что другие дети уже читают «У Лукоморья дуб зеленый», а его понимают только родители. Он плохо говорит и много информации не слышит», — рассказывает Елена.

Мир настоящих вещей

Если проблемы со слухом есть, с ребенком должна работать команда, которая определяет порядок действий. Например, поставить ему хороший слуховой аппарат, учить говорить, наблюдать за развитием. Если не получается, использовать другой сценарий.

Еще одна отличительная черта благотворительной организации «Капли звуков» — креативность. Елена Кочева умеет посмотреть на проблему с неожиданного угла и предложить решение. Например, в проекте «Дети говорят собакам» ребята с нарушенным слухом читали собакам, которые были рады общению и не поправляли ошибки. Этот проект был первым и через год закрылся, потому что помощь получили все потенциальные благополучатели — дети с небольшими проблемами в речи.

Увидеть будущее

Проект «Мамина школа» возник, чтобы привезти в Калининград столичных специалистов, которые могли бы посмотреть детей, выявить их сильные и слабые стороны и бесплатно проконсультировать родителей. Такие экспертизы нужны, чтобы у родителей был четкий план, что делать дальше. Следующая «Мамина школа» пока запланирована на осень.

Креативность приходится проявлять не только в проектной работе, но и в фандрайзинговой. Недавний видеоролик «Берегите слух», в котором снялись три калининградских музыканта, принес организации 530 тысяч рублей от частного жертвователя. На эти деньги была куплена часть кукол для «Щелкунчика»: сейчас этот спектакль занимает все мысли и студийцев, и сотрудников. Премьера состоялась 15 июня.


Прочитать материал о том, как как живут люди с сенсорными ограничениями, и помочь организациям, которые их поддерживают, можно по ссылке. В основе материала — истории от нижегородской «Камераты», калининградской организации «Капли звуков», а также центра «Собаки-помощники инвалидов» и фонда «Со-единение». 

Это фандрайзинговый материал в  поддержку благотворительного марафона на Благо.ру. 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий