Разноцветные миры Насти Никитиной


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Настя Никитина, керамист и мультипликатор инклюзивной мастерской «ПРО.странство», очень любит смотреть мультфильмы. А с недавних пор полюбила и создавать их — про героев сказок собственного сочинения. Как мастерская помогает особым художникам раскрыть способности и открыть новый мир — в материале «Филантропа».

Розово-полосатая Зебра и Птица с четырьмя крыльями

Настя сидит и старательно выводит на бумаге контур будущей Зебры. «Я, конечно, не Дисней, но тоже многое могу», — говорит Настя. Художница, и правда, может — и сочинять сказки, и рисовать их героев. Вот на бумаге появляется розово-радужная Зебра. Когда-то она была обычной черно-белой зеброй, но это было скучно. Как-то раз она искупалась в волшебном водопаде и стала очень яркой. Другие зебры не приняли ее, «потому что цветные зебры нам не нужны, они позорят род», и ей пришлось уйти из стада. Зебра много скиталась, видела мираж в пустыне, встречалась с разными животными, попала даже в Арктику, где, понятно, зебры не живут, чуть не замерзла. Наконец она встретила мудрую Птицу с четырьмя крыльями, которая сказала ей: «Я тоже пожелала себе иметь четыре крыла, чтобы быстрее летать. Другие птицы сначала смеялись над мной, но потом приняли меня в стаю. Я уверена: то, что ты не такая, как другие зебры, ещё не повод уходить. Просто вернись! И поговори с ними! Они обязательно тебя простят».

«В этих историях есть наивная мудрость, — уверена руководитель мастерской «ПРО. странство» Светлана Иванова, которая открыла талант художницы и лично помогает Насте делать мультфильмы по её сказкам. «Анимирую с телефона, как могу, — рассказывает Светлана, — Конечно, программы самые простые, например, функция движения рта, но благодаря ей персонажи «заговорили». В этом году у Насти особенный взлет. Раньше она рисовала и уносила рисунки домой. Мы ее просили — не уноси, оставь, мы их них сделаем кружки, деколи… Она не всегда готова была делиться своими историями, для нее этот ее мир был слишком значимым. Теперь стала больше раскрываться, рисует в мастерской для нас, когда мы работаем».

Розовая Зебра из сказки Насти.

«Я воспринимаю своих персонажей как отдельную вселенную, в которую можно заглянуть, когда становится тоскливо на душе, — рассказывает сама Настя. — В детстве я хотела стать актрисой, а еще любила ходить в Московский зоопарк или музей Дарвина и изучать животных. Обыденное мне было скучно. Поэтому я стала сочинять рассказы именно о животных. Например, про девочку, которая превратилась в кошку и попала в страну, где жила лисица с десятью хвостами. Или про зебру-мальчика и зебру-девочку, которые полюбили друг друга, хотя их стада враждовали. Это как Ромео и Джульетта, но со счастливым концом. Иногда мне становится грустно и страшно, что зрители не полюбят моих героев. Ведь они все добрые!»

Настя умеет делать своих героев многомерными: не только по характеру, но и внешне. Скажем, накладывает стружку на рисунок в виде «шерстки», шьет игрушки из вороха любых подручных материалов — лоскутков, носочков, помпонов, ленточек. Иногда она придумывает все сама, а иногда — отталкивается от чужих замыслов. Например, от комиксов своего кумира, известного мультипликатора Федора «Комикса» Нечитайло, сочиняющего истории о жизни карточных королей и вальтов. Вдохновили Настю и «пружинные звери» из какой-то видеоигры и теперь они тоже живут в Настином микрокосме.

Жить дружно: как центр «Соседи» объединяет жителей большого города

Особая магия

Основательница студии Светлана Иванова десять лет работала психологом и педагогом в Технологическом колледже №21, где учатся студенты с ментальными особенностями. Однажды Светлана и ее коллега Юлия арендовали рядом с колледжем мастерскую, чтобы самим заниматься керамикой. Но в итоге продолжили занятия с некоторыми ребятами из колледжа. Светлана занималась со студентами психологическим сопровождением, а в процессе работы рядом с ними узнавала тонкости керамического ремесла.

«Я поняла, что керамика обладает особой магией, затягивает, — вспоминает Светлана. — Открытие печи — каждый раз рождение чуда, как будто у тебя Новый год. Неизвестно, что у тебя получится на выходе. Ты ожидаешь потрясающего результата, но что-то идет не так, и это разочаровывает. А иногда выходит лучше, чем ожидаешь. Даже у профессиональных керамистов в работе есть элемент случайности, который нельзя проконтролировать».

Когда ученики закончили колледж, оказалось, что большинству некуда идти, тогда Светлана ушла вместе с учениками из колледжа и решила продолжить занятия — уже в собственной студии. Так появилось «ПРО.странство» — инклюзивный проект, который существует только стараниями педагогов и родителей. Название не случайно: в нем говорится и про странствующих путников, и про «странных», и про воображаемые страны, как у Насти. Пока у студии нет ни грантов, ни коммерческого размаха, как, например, в ТО «Круг». Но изделия уже становятся узнаваемыми, их ждут на керамических ярмарках, и ребята получают небольшие вознаграждения за работу.

При этом Светлана уверена, что настоящая инклюзия — это когда мастер продает свое изделие на открытом рынке, куда приходят все. Благотворительные ярмарки — это хорошо, но чаще туда приходят люди, которые хотят помочь, а не купить.

«Нужно стремиться к качественному уровню, чтобы посуду захотелось купить за ее красоту, а не из сочувствия к «особым» людям», — говорит Светлана. Сейчас в мастерской работают еще 12 человек: кто-то рисует и делает мультфильмы, как Настя, кто-то, фарфоровые чашки и тарелки, а кто-то фигурки слонов. Каждый находит свой мир и открывает его через творчество.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Юнри — маленькая зебро-оленье-лесешиншиларог, она раньше жила в дальне света, но захватчики сожгли все деревья и цветы в долине и похитили её семью и друзей, лишь она одна выжила», — продолжает рисовать и рассказывать сказки Настя.

Ее главная мечта — в 30 лет (сейчас Настей 25) пойти на курсы аниматоров «Союзмультфильма», чтобы научиться делать по рассказам мультфильмы. «Мне нужен  продюсер, который будет интерпретировать мои идеи, — рассуждает Настя, — а еще человек, владеющий фотошопом. Мне кажется, мы все творим по-разному. Американцы вкладывают свой юмор, японцы — свою красоту, а мы — любовь и просторы своей русской души. И мне бы хотелось, чтобы Россия ассоциировалась с чем-то веселым и ярким».

10 инклюзивных мастерских, где можно купить подарки

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий