Выкса-фестиваль: актуальное искусство в небольшом городе


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Фестиваль современной культуры, раньше известный как «Арт-Овраг», в очередной, уже 11-й раз, проходит в городе Выкса Нижегородской области. В этом году фестиваль сменил название на «Выкса-фестиваль» и концепцию, но не перестал быть местом силы и центром притяжения.

Команды фестиваля меняются каждые три года, бессменными организаторами и соавторами остаются Объединённая металлургическая компания, в которую входит градообразующее предприятие Выксы — Выксунский металлургический завод, и благотворительный фонд «ОМК-Участие».

Корреспондент «Филантропа» побывала на июльской части фестиваля и рассказывает, почему он каждый раз не перестает удивлять.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Фестиваль выходит из оврага

Какой же отвагой надо обладать, чтобы после первых 12 лет успеха решиться на ребрендинг и  отказаться от ставшего знаменитым и узнаваемым «Арт-Оврага»! Его директор, художник и театральный режиссер Федор Павлов-Андреевич три года уговаривал руководство фонда «ОМК-Участие» принять придуманное им название «Выкса-фестиваль». Новое название действительно отлично подходит: маленький город Выкса за это время стал настоящим городом-фестивалем, праздник давно вышел за пределы городского парка-оврага. 

В обширную программу фестиваля сейчас вовлечены многие жители города и сотрудники местного металлургического завода. Участие для всех местных жителей — тоже бесплатное. Праздник идет фейерверком на площадях, улицах, набережной пруда, на городском рынке, даже достиг ближайшего поселка, где поставили жутковатый спектакль «Карамзин. Театр в деревне» по произведениям Людмилы Петрушевской. Сегодняшний фестиваль — общая народная стихия, в которой все и вся перемешаны. 

Так, на концерте хедлайнера, рок-группы Shortparis, на почетных постаментах вокруг сцены сидели работники Выксунского металлургического завода. Один из них признался, что с юности любил группу Black Sabbath и мечтал сыграть с настоящими музыкантами. Ему сразу же уступили одну из двух ударных установок — и вот он уже на сцене. 

«Идея истинно народного фестиваля уличного искусства мне очень близка, — сказала почетная гостья «Выкса-фестиваля», директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак. — У нашего музея похожая миссия, мы тоже многое делаем для развития территорий, где находятся наши филиалы.

Выкса — это образец для подражания, потому что ее жители вдохновлены любовью к своей малой родине и стараются сделать свой город «местом силы». Это проявление жизни в ее лучших моментах».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Фестиваль традиционно начинается с экскурсии по центру городской жизни — Выксунскому металлургическому заводу. Как правило, ее проводят сами заводчане. Гости надевают серые халаты, тяжелые шлемы и защитные очки. Алексей Приуполин, начальник смены колесопрокатного цеха, поэтически сравнивает движение колеса по конвейеру с маленьким восходом солнца. Большое производство всегда завораживает: вот эта гирлянда «солнц» ползет по конвейеру, попадает под огненный пресс, охлаждается гигантским потоком воды… 

«Я считаю, что современный рабочий — человек широких взглядов, — говорит Александр Лизунов, мастер по обеспечению водой колесопрокатного цеха. — У меня, к примеру, высшее образование, магистратура. Я десять лет был волонтером на «Арт-Овраге», и постепенно начал понимать актуальное искусство.

С приходом художников в Выксу завод тоже стал преображаться: в новые объекты добавляются яркие краски, они уже не похожи на мрачные цеха из прошлого. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Художники и дети

За время фестиваля появился и неологизм — «выксунизация», то есть тотальное погружение в художественную жизнь города и фестиваля. Многие художники приехали сюда работать на время, но не удержались и «выксунизировались». Как, например, Шафига Аллахвердиева. Вообще-то она коренная выксунка, но Москва притянула. Прожив в столице 13 лет, Шафига вернулась на малую родину и стала менеджером арт-резиденции «Выкса». 

«Теперь здесь благодаря резиденции появилась культурная прослойка, — говорит Шафига. —  Мы стараемся ее наращивать, чтобы люди оставались здесь. 50% нашей миссии направлено на город. Мы создаем культурную среду для местной интеллигенции, которой нужна своя художественная тусовка. Сейчас мы в стадии перерастания арт-резиденции в культурный центр, это будет открытое общественное пространство».

«Удочка, а не рыбка»: как на Алтае поддерживают женщин-лидеров

Среди тех, кто вернулся — урожденный выксунец, художник Иван Белов, сейчас он живет в Нижнем Новгороде, но в прошлом году был  резидентом фестиваля. А Дарья Неретина — москвичка, но сюда приехала изучать полевые растения как экосистему, и то, как влияет на горожанина отрыв от природы. Исследование перерастает в вышивку этих растений на бумаге, так называемые «мягкие скульптуры». 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Особое место на фестивале предоставлено детям и их проектам. Так, ребята из Проволочинской школы собирали макет своей школы, вырезав его на картоне лазером, чтобы научиться работать с масштабом и объемными фигурами. В мастерской майолики трудились над панно «ПРОдействие» для здания Песочинской школы, где учатся дети из социально-реабилитационного центра «Пеликан». В его изготовлении используется уникальная технология: черный заводской печной шлак обжигается и становится белым. 

«Масштабные социальные проекты могут делаться с помощью современного искусства, — говорит председатель правления Объединенной металлургической компании (ОМК) и председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых. — Конечно, оно не всегда принимается сразу и единогласно. Людей надо подготовить, приобщить к нему, и это задача фестиваля. Поэтому мы в последние годы очень много усилий вкладываем в детей.

Воспитание вкуса — сложный процесс не одного дня, и он не сводится только к постижению авангарда. Можно создать работу в классической манере, но она будет современной, поскольку художник — очевидец нашей жизни. Искусство должно быть площадкой для социального диалога, высказывания полярных мнений». 

Коня на скаку остановит, горящие гранты возьмёт: как женщины преображают городки и сёла

Гармония битого стекла

Еще один удивительный проект объединяет искусство и общественную пользу — превращение битого бутылочного стекла в мозаики. Придумала его режиссер Катя Бочавар еще в прошлом году. На одной из выксунских пятиэтажек ей попалась на глаза облупленная мозаика советских времен из керамической плитки. И она решила, что именно мозаикой из стекла можно снова украсить городские стены, и начала рисовать эскизы для будущих витражей. 

Зеленые стеклышки — это леса и горы, коричневые — земля, синие — реки, голубые — небо… Только вчера они еще были мусором, обычными стеклянными бутылками, а сегодня стали основой для будущего большого панно. 

«Я стала думать над тем, чтобы проект отвечал социальной повестке дня, — говорит Катя. — Мне кажется, что в наше время людей надо собирать вместе и погружать их в общие медитативные практики, совместный труд, спокойное творчество. Мои мысли развивались так: Выкса — моногород, в нем живут заводчане. А пьянство — это бич наших малых городов. Ни для кого не секрет, что города усеяны стеклянными отходами». 

Одновременно Катя познакомилась с местной студией «Яркая стекляшка» и ее мастерами Катей и Женей, у которых уже была новенькая печь для обжига стекла. Организаторы фестиваля  даже подобрали красивое пространство с кирпичными сводами — помещение старого антикафе. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Так родился проект, который, как говорит Катя, меняет минусы на плюсы. Клич пустили по городу, выксунцы стали собирать бутылки и сдавать их в мастерскую мозаики, получившую название РАЗ — «Разбей и запеки».  К проекту подключились местные экологи, рестораны, контейнер для сдачи тары с маркировкой РАЗ поставили и на заводе. Сотрудницы мастерской моют бутылки, снимают с них этикетки, разбивают и запекают стекло, чтобы оно потеряло остроту и стало отшлифованным, как будто побывало в море. А все остальное делают выксунцы и гости города. Они выкладывают стеклышки в небольшой рамке размером примерно 10 на 15 см или 20 на 20 см, на стекле, смазанном клеем, по готовым Катиным эскизам. А затем получившиеся витражи еще раз запекаются.

«Это не кружок, где люди делают небольшие панно, чтобы вешать у себя дома, — рассказывает Катя Бочавар. — Теперь с собой они уносят опыт совместного творчества, понимание, что они изготовили крошечный кусочек пространства в подарок родному городу. Проект превзошел не только мои ожидания, но и ожидания организаторов проекта — фонда «ОМК-Участие». У нас в студии только 24 места, и они заняты всегда, когда объявляются мастер-классы. В фестивальные дни к нам шли по 50 человек в день. Приходили целыми семьями, родители с детьми, бабушки с внуками, компании подростков. Сейчас у нас собрано уже около 2500 витражей». 

Эти витражи составят пробное панно на здании электроподстанции, а участники проекта проследят за тем, как они переживут зиму. У бутылочного стекла, считает Катя, есть потрясающее качество: витражи нельзя сделать некрасиво. Сияние света, природное сочетание цветов — в нем все гармонично. 

Панно останется в Выксе навсегда. Многие другие детские и творческие проекты тоже обычно остаются надолго, а до конца лета можно успеть на многие мероприятия фестиваля. Выкса-фестиваль в этом году проходит в два этапа — июльский и августовский с 26 по 28 августа. А в перспективе рамки фестиваля окончательно раздвинутся, и город станет жить фестивальной жизнью круглый год. 

Купить билет и посмотреть, как актуальное искусство меняет моногород металлургов, можно по ссылке

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий