«Зелёная экономика»: как жители Псковской области развивают туризм в небольших деревнях


В деревне Гоголево Псковской области живут около сто пятидесяти человек, а в Цевло —  около трехсот, обе деревни находятся на особо охраняемой природной территории —Полистовского заповедника. Деревни эти старинные, обеим не менее пятисот лет, а Цевло, судя по всему, было основано в XIII веке. И хотя архитектурные памятники прошлого здесь не сохранились, местные жители нашли способ привлечь в деревни туристов — создают неожиданные достопримечательности и проводят интересные фестивали. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Неподалеку от Гоголево и Цвела находится музей известных помещиков Философовых, которые развивали местную культуру. Поблизости расположены знаменитые болота, относящиеся к заповеднику. Да и сам заповедник недалеко — и он охраняет часть одной из крупнейших в Европе Полистово-Ловатской верховой болотной системы.

Туризм в местных деревнях начали развивать лет десять назад: вначале там построили первые гостевые дома, чтобы принимать туристов. С 2013 года в Цевло и в Гоголево открыли краеведческие музеи, в заброшенной школе воссоздали школьный класс 1980-х годов, стали проводить экскурсии для гостей заповедника. Самая популярная экскурсия, путешествие на дрезине по узкоколейке, к сожалению, перестала существовать: железнодорожное полотно разобрали. 

Местные жители проводили мастер-классы по прядению и ткачеству, стали делать сувениры — чаи из местных трав, душистое мыло, шерстяные изделия. 

В деревни постоянно приезжают школьники (при заповеднике есть свой экологический класс), фольклорные и экологические экспедиции. И в заповеднике, и в благотворительном фонде развития местного  сообщества «Добрый город» задумались о том, как сделать Цевло и Гоголево более независимыми и еще более привлекательными для туристов. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Бизнес в деревне

Председатель совета Благотворительного фонда развития местного сообщества «Добрый город» Семён Никонов рассказывает: «У нас прошли три стратегические сессии в деревнях. Мы выявляли ресурсы и возможности на уровне деревень, на чем можно было бы строить местную экономику, какие можно было бы сделать первые шаги, чтобы к этой экономике начать двигаться». В результате для каждой из деревень сделали информационные стенды, чтобы местные жители могли размещать там объявления, а туристы, приезжая, видели ассортимент продуктов. В марте у фонда прошла сессия по брендингу территорий. У каждой из них своя особенность — кто-то мыло варит, кто варенье, кто солит овощи. «Хорошо было бы создать настоящий бренд и сделать продукты более узнаваемыми, — говорит Семен Никонов. Понятно, что мы не претендуем на глобальный бренд, но хотелось бы сделать несколько местных продуктов. К нам приезжали коллеги из Архангельской губернии, рассказывали, как это сделано у них. Местные жители вдохновились и хотят двигаться в эту сторону».  

«Удочка, а не рыбка»: как на Алтае поддерживают женщин-лидеров

Проект назвали «Зеленая экономика», его цель —  развитие деревень. Для местных жителей уже проводят бизнес-консультации, к ним приезжают юристы, предприниматели, у которых есть опыт развития территорий. Планируется даже приезд врачей — медицинские услуги в деревнях развиты слабо.  

Это слайд-шоу требует JavaScript.

От стратегии к чаю

Запланированы и события, которые могут привлечь туристов — так, 2 июля в Гоголево отмечали праздник Ивана Купалы. Местные жители обещали приготовить угощения, заварить травяные и ягодные чаи и выступить перед гостями. 

«Самые активные — женщины пенсионного возраста. Молодежи очень мало, все молодые работают. С помощью праздника мы хотим познакомиться с большим количеством местных жителей, расширить круг людей, которые знают о возможностях нашего проекта, —- говорит Семён Никонов. — Для нас всё это вызов — с такими маленькими территориями мы еще не работали. В деревне важно не нарушить микроклимат, который там уже сложился. Вот сейчас мы познакомились с людьми, они уже не боятся нас, вопросы начинают задавать. Процесс завоевания доверия — сложный и долгий, мы его не форсируем, иначе ничего не получится». 

Выкса-фестиваль: актуальное искусство в небольшом городе

И праздники, и тропы

Семён Никонов вместе с коллегами ищет  источники дополнительного финансирования, чтобы проводить «мероприятия» чаще и с большим размахом. «Нам хочется активнее проводить праздники, чтобы все местные жители в них участвовали, — говорит он. — Мы просим их напечь и наварить всякой еды, а еще петь — в деревне есть люди, которые прекрасно поют. Сказали, будут петь, и самовар принесут, и пирогов напекут, и варенье наварят». 

В конце июня в деревню приезжала фольклорная экспедиция — около 15 студентов Псковского государственного университета. Они в течение десяти дней собирали материал: рассказы, песни, истории жителей села. «Все это важно для развития местных брендов», — уверен Семён Никонов.

Кроме того, рядом с деревнями в перспективе появятся экотропы. Та, что возле деревни Цевло, будет посвящена торфоразработкам. 

«Путь до болота, на которое хотят попасть все туристы, не близкий, много километров практически по бездорожью. Заповедник заинтересован в том, чтобы начать знакомить туристов с местной природой уже в самой деревне. Для этого нужна тропа, навигация, нужно привязать к этой тропе историю. Заповедник готов вкладываться, но этих денег не хватит», — добавляет Семён. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Обняться с коровами

Первый бренд в Гоголево уже развивается — это «Добрая ферма». Одна из ее основателей, Диана Коминар, рассказывает: «Особенность фермы в том, что коровы, быки, телята живут у нас в естественном цикле — на бойню их не отправляют. Кто-то заботится о собаках или кошках, а на «Доброй ферме» заботятся о коровах. Некоторые люди задумываются о том, что корова их кормила в течение всей жизни, и когда она становится старенькой, у многих не поднимается рука ни зарезать ее, ни отдать туда, где ее зарежут. Люди стали обращаться, просить помочь, приютить коров или телят, с которыми им сложно заниматься. Таким образом у нас появилась большая часть стада. Многие из тех, кто отдал нам коров, поддерживают ферму, опекают своих коров, помогают с кормлением, лечением, со строительством. У коров довольно много друзей. Мы все стараемся дружить, взаимодействовать. Мы объединили два хозяйства, которые приехали из Татарстана и Ленобласти, мы еще только привыкаем к новому месту. Руководство фермой взяла на себя Лилия Зуфаровна Газизулина». 

Объединение произошло в конце прошлого года. И люди, и животные пока только привыкают к переменам, у фермы еще пока нет сайта. 

Диана рассказывает, что в первое время было очень трудно. Деревенские жители инициативу восприняли, в основном, хорошо, а вот дачники иногда реагируют негативно. «Для многих городских людей коровы — это совсем другой мир, многие видят молоко только в магазинах, им непривычен запах и то, что иногда коровки забредают на неогороженные территории»,  — говорит Диана. 

Семён Никонов верит в будущее «Доброй фермы»: «У проекта есть своя аудитория, и они хотят попробовать такой формат, как «коровотерапия» — почти как иппотерапия, обнимашки с коровами. Мы делаем посещение фермы отдельным мероприятием — можно будет туда приехать и пообщаться с коровами».

Жить дружно: как центр «Соседи» объединяет жителей большого города

Навстречу турпродукту

Как представитель «Доброй фермы» Диана Коминар участвовала в акселераторе сельского туризма. Вместе с ней его прошли и другие местные жители, представитель администрации и председатель местного ТОС Татьяна Карасева. «У нас была команда, в которой Семен был капитаном, — рассказывает Диана. —- Мы вместе разработали стратегию развития деревни Гоголево, где находится Полистовский заповедник «Кордон», музей быта. Мы заняли призовое место. Теперь, благодаря Семёну, к нам приезжают разные специалисты, оказывают юридическую и медицинскую поддержку». Кроме того, в деревни приезжают успешные предприниматели, у которых есть опыт развития территорий.  Они делятся опытом и вовлекают местное население в проекты. 

«Мы стараемся делать жизнь на селе более популярной, более привлекательной для людей из городов, чтобы они понимали, что и за КАДом, и за МКАДом есть жизнь, — рассказывает Диана. — Чтобы жители села понимали: их опыт, их образ жизни и жизненный уклад многим интересны. Просто нужно немного помочь этому направлению развиться». 

«Наша мечта — чтобы и наши, и московские турфирмы сделали отдельный турпродукт — поездку в заповедник, — говорит Семён Никонов, — но для этого нам нужно быть готовыми что-то показать. Вот сейчас мы как раз над этим и работаем». 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий