Дом, в котором: как в Ленинградской области создали альтернативу ПНИ для слепоглухих


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В 2020 году Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» открыл для своих подопечных «Добрый дом» — дом сопровождаемого проживания в посёлке Князево под Санкт-Петербургом. Два года работы дома показали, что даже люди с очень особыми потребностями могут жить в загородном доме, сохранять самостоятельность, заниматься огородом и спортом.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Дом, в котором

Существует много форматов сопровождаемого проживания, но подопечным фонда «Со-единение» нужны особые условия и особая поддержка, поэтому им лучше всего подходит проект, созданный с учетом именно их потребностей.

Трёхэтажный «Добрый дом» не строили специально для проекта, но потребовалась основательная реконструкция, чтобы здесь комфортно могли жить слепоглухие люди. Теперь дом рассчитан на десять подопечных, живут в нём пока девять человек — кто-то временно, кто-то постоянно. Все они приехали в Князево из разных городов, всем уже больше 50 лет. Только одна из подопечных тотально слепоглухая, у остальных есть либо остаточное зрение либо остаточный слух. Кто-то видит только неясные блики и потому близок к тотальной слепоглухоте, кто-то, наоборот, может даже рисовать или слышать при помощи слухового аппарата. На содержание дома жители отдают 50% своих пенсий, но основные средства, конечно, поступают из фонда. Штат сотрудников: администратор, трое сменяющих друг друга сопровождающих (сопровождающий дежурит в доме круглые сутки), садовник и уборщица. На выходных приезжают волонтёры.

Требования высокие не только к стенам, но и сотрудникам дома. Прежде всего, люди, которые работают здесь, должны знать дактильную азбуку — для общения со слепоглухими людьми это универсальный способ, хотя многие из них владеют и другими способами коммуникации: кто-то знает язык жестов, кто-то может владеть и речью, а также шрифтом Брайля для незрячих. Но дактиль — то есть разговор при помощи осязания, когда говорящий чертит символы пальцем на ладони того, к кому обращается — всё-таки остаётся основным. 

Но есть и другой критерий, чисто человеческий.

«Нам важно, как люди сошлись, — говорит руководитель программы регионального развития фонда Ольга Кудрявцева, — Если человек хорошо подготовлен в профессиональном плане, но у него не складываются отношения с подопечными, тогда это, видимо, не наш человек. Это не значит, что он плохой, просто он не подходит этим конкретным людям. Поэтому мы всегда при собеседовании просим кандидата поговорить с подопечными — на каком-то уровне они чувствуют. Те, у кого в принципе есть контакт со слепоглухими, могут с любым из них сойтись. Вот взять переводчиков — среди них есть те, что идеально знают дактиль, язык жестов, но когда есть выбор, слепоглухой человек не хочет с ними работать. А к кому-то в очереди готовы стоять, только чтобы именно с этим человеком пойти в магазин или ещё куда-то. То есть это, видимо, что-то психологическое». 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Огород, экскурсии и ярмарки

Жители «Доброго дома» ведут достаточно активную жизнь. Периодически здесь проводят мастер-классы: подопечные уже пробовали лепку, валяние из шерсти. Но сейчас остановились на макраме. Несколько человек плетут красивые сумки — у каждого свой стиль. Кое-кто уже может и сам обучать начинающих. Ольга Барулина, администратор дома, говорит, что теперь есть планы организовать продажи сумок на ярмарках и что в доме готовы принимать заказы на плетеные изделия.

Но одно из самых увлекательных для жителей занятий — огород, разбитый на придомовом участке. Каждый год весной старательно сажают рассаду в торфяные горшочки. В теплице трудятся сотрудники и те подопечные, кому это под силу: выращивают огурцы, помидоры, кабачки, тыквы.

Весной этого года волонтеры из молодежной организации «Гилель» приехали в «Добрый дом» и помогли сделать полноценные грядки для огорода. «Это каждый раз новая жизнь!» — радуются жители дома началу дачного сезона.

Быт устроен вполне обычно для проекта сопровождаемого проживания: жители убирают свои комнаты, по очереди дежурят на кухне, но во всех процессах им помогают сотрудники. Естественно, возможности жителей дома влияют на специфику процесса. Например, вещи в комнатах нужно всегда класть на одни и те же места не из-за щепетильности в вопросах порядка, а просто потому, что иначе потом будет трудно найти вещи. На кухне подопечные в основном моют посуду, но иногда и помогают готовить. Сотрудники говорят, что зрячий человек даже чаще рискует порезаться, так как незрячий очень медленно, осторожно орудует кухонным ножом. 

Сотрудники Санкт-Петербургской государственной библиотекой для слепых и слабовидящих иногда проводят в «Добром доме» небольшие выставки книг, напечатанных шрифтом Брайля. Для некоторых из жителей дома это очень актуально. Бывшая сотрудница дома Наталья Корицкая так рассказывает про одну из подопечных: «Жанна вообще любит читать — стирает пальцы до крови».

Представители библиотеки проводят и тактильные экскурсии, рассказывают историю города. А еще жители выбираются и на настоящие экскурсии: за последние полгода группы из «Доброго дома» побывали и в Петербурге, и в Петергофе, и в соседних с Князево храмах и усадьбах.

В дом приезжают и специалисты по лечебной физической культуре — всё-таки в обычной жизни слепоглухие люди весьма ограничены в движениях, так что и в поддержании нормальной физической формы им требуется помощь. 

А в феврале этого года вышел музыкально-поэтический видеоролик с участием первых жителей дома — Жанны Веретниковой, Алексея Живагина и Любови Серебряковой. Это результат сотрудничества фонда «Со-единение» с петербургским благотворительным арт-проектом «Музыка близко». Жанна, Алексей и Любовь в клипе «произносят» текст песни петербургского коллектива «Речной оркестр» на жестовом языке одновременно с пением вокалистки.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий