Стрессоустойчивость и творческий подход: чему мы можем научиться у авторов успешных краудфандинговых кампаний


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

К своему десятилетию платформа Planeta.ru представила результаты опроса о том, что влияет на успех краудфандинговых кампаний. В опросе участвовали 306 авторов успешных проектов, собравших от 50 тысяч до 5 млн рублей. С 2012 года на платформе успешно реализовано 7500 кампаний, доля социальных и благотворительных проектов за это время увеличилась с 7,9% до 27% от общего сбора.

Краудфандинг — один из эффективных способов фандрайзинга для некоммерческих организаций. В материале «Филантропа» авторы социальных проектов «Планеты», собравшие миллионы рублей для своих кампаний, делятся опытом фандрайзинга.

1. Тщательно продумать проект

Процесс подготовки к кампании у большинства авторов (36%) занимает около месяца. Это время они посвящали созданию черновика проекта, съемке видеообращения, придумыванию вознаграждений для будущих участников проекта, поиску партнеров, выстраиванию позиционирования кампании. 58% авторов поддерживали чужие проекты до запуска собственного. По их мнению, это полезно с точки зрения прохождения пользовательского опыта и понимания работы краудфандинга изнутри.

Кейс: Реабилитационный центр для диких птиц «Воронье гнездо», сейчас у центра более 200 подопечных.

Собрано: более 2,5 миллионов рублей

Мнение: «Основная работа при планировании кампании — это подготовка. Это касается всего: текстов, фотографий, оформления, договоренностей с партнерами и добавления лотов. Когда я готовилась к кампаниям, я читала пособие по краудфандингу, для меня это вообще самый удобный формат для ориентира. Есть еще и видеокурс, но мне он не подходит – долго, нужно смотреть и конспектировать, а тут сразу текстом: делай раз-два. Хорошо, что есть выбор, кому-то удобнее по-другому», — Вера Пахомова, основательница Центра реабилитации диких птиц «Воронье гнездо», автор трех успешных кампаний.

Гранты и возможности для НКО до конца лета

2. Учиться на советах (и ошибках)

28% участников опроса отметили, что у них был опыт неуспешных проектов. Интересно, что ровно такое же количество респондентов признались, что до запуска кампаний не изучали никакую обучающую информацию, в то время как остальные перед стартом проектов читали статьи и «Практическое пособие по краудфандингу», смотрели вебинары и курсы.

Кейс: БФ «Продвижение» занимается помощью людям на инвалидных колясках. Совместно с компанией Kinesis фонд создал легкую эргономичную инвалидную коляску для взрослых и детей.

Мнение: «Когда мы запускали наш первый краудфандинг, мы знали преимущественно об американском опыте. Поэтому мы готовились и читали много материалов о том, как это происходит в России. Но несмотря на это, на деле все оказалось сложнее, чем мы думали: у нас было много иллюзий о том, как быстро и самостоятельно все будет собираться. Сейчас такого нет. Без активной самостоятельной работы реализация краудфандингового проекта невозможна», — Ольга Барабанова, попечитель фонда «Продвижение» и основательница компании Kinesis.

Без цели и плана: 11 главных ошибок фандрайзинговых кампаний

3. Продумать продвижение проекта

По мнению большинства опрошенных (83,5%), самое сложное в краудфандинге — это продвижение проекта.

Кейс: «Нормальное место», «Простые вещи».

Сбор: во время кампании для запуска «Нормального места» было собрано 1,5 млн рублей.

Мнение: «Во время кампании и автор, и аудитория очень устают от одной темы: приходится все время говорить об одном и том же, а людям слушать. В краудфандинге автору проекта нужно постоянно искать новую аудиторию. В этой ситуации очень помогает план, который я советую подготовить заранее, продумать ключевые точки для продвижения. Для привлечения новой аудитории хорошо работают партнерства, когда мы добавляем вознаграждения совсем из другой сферы. Например, какой-то известный человек дает хороший лот для краудфандинга и с ним вместе можно запустить совместную информационную кампанию», — Мария Грекова, основательница кафе «Огурцы», инклюзивных мастерских «Простые вещи» и кластера «Нормальное место».

Удивляться, учиться, гулять: зачем идти в новое «Нормальное место» в Петербурге

4. Найти путь к своей аудитории

В плане продвижения, по словам авторов, лучше всего срабатывают соцсети (79%), личные обращения к потенциальным спонсорам (59%), а также ресурсы платформы (24%).

Мнение: «Социальные сети, правда, работают лучше всего. Особенно если обращаться в новые паблики, пытаясь охватить незнакомую аудиторию. Например, в нашем случае мы обращались в издательство „Фитон“, специализирующееся на изданиях про фауну, разные паблики про животных и сообщества бердвотчеров. У нас, собственно, после каждого крауд-проекта появлялось какое-то количество новой аудитории, с которой можно работать дальше», — Вера Пахомова.

Бренд НКО: как его создать и зачем он нужен

5. Понять, что цель — не только деньги

Любая краудфандинговая компания — не только инструмент для фандрайзинга, но и вид пиар-активности. 45,5% авторов сказали, что результатом успешного проекта стало расширение аудитории, 39% вышли на новый уровень взаимодействия с имеющейся аудиторией, 33% улучшили узнаваемость бренда.

Мнение: «Я уверена, что в краудфандинга важнее пиар, а не финансирование. В крауд-кампании „Нормального места“ мы собрали в два раза больше заявленного, но сильнее всего удивили сами люди, скорость сбора и количество информационной поддержки. Через кампанию мы поняли, что обязаны открыть „Нормальное место“ во что бы то ни стало. Про нас написали все возможные СМИ, подписалось огромное количество людей — мы чувствовали, что „должны“ им запуск проекта», — Мария Грекова.

Также краудфандинг помог в привлечении новых партнеров (29% ответов), в появлении публикаций у СМИ и блогеров (27%), в получении дополнительного финансирования, например, грантов или инвестиций (17%).

Мнение: «У нас лучше всего работают социальные сети. Работа с крупными донорами — не наш конек, наша основная аудитория — обычные люди. Мы много работаем с блогерами и селебрити, например, нас поддерживали Роман Волобуев, Вера Полозкова и Оля Маркес. А про текущий крауд недавно в своих социальных сетях рассказала певица Мария Зайцева из дуэта „#2Маши“. Вместе с подписчиками она собрала более 300 000 рублей для нашей кампании», — Ольга Барабанова.

Кофе по специальности: как «Анна помогает» даёт работу выпускникам детских домов

6. Учиться стрессоустойчивости

Самым популярным ответом на вопрос о дополнительных результатах крауд-кампании стал шутливый вариант «прокачка стрессоустойчивости» — его выбрали 49% опрошенных. Авторы писали в ответах, что «краудфандинг — это морально тяжелый труд, но он учит думать иначе, искать иначе, понимать других людей. Это как исследование того, что людям в тебе и твоём проекте». При этом лишь 4% участников опроса больше не планируют запускать крауд-кампании.

Мнение: «Больше всего стресса вызывает общение с новыми людьми, потому что даже если ты обращаешься за информационной поддержкой, то всегда можешь столкнуться с тем, что тебе откажут. Но не нужно это принимать близко к сердцу. Пробовать в любом случае необходимо», — Вера Пахомова.

«Мне очень помогает опыт краудфандинга не в прокачке стрессоустойчивости, а в прокачке „принятия поддержки“. Если 600 незнакомцев поддержали мой проект, я уже не могу не открыть кафе. Это дает ощущение сопричастности», — Мария Грекова.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий