«Ниша для православной благотворительности очевидна: храмостроительство»
Клуб православных предпринимателей был создан в 1996 году по благословению патриарха Алексия II. «Это были состоявшиеся люди, пионеры рыночной экономики, которые прекрасно понимали, что несоблюдение моральных норм в бизнесе оборачивается многими бедами», — вспоминает президент клуба . Теперь эта организация занимается разработкой стандарта социальной ответственности бизнеса — на западной основе, но с примесью духовности. Что такое КСО в православном понимании, г-н Агеев рассказал корреспонденту «ДиБ».
Русская православная церковь заявила о выделении благотворительности в отдельное направление деятельности. Какую роль играет благотворительность в работе клуба православных предпринимателей?
Благотворительность – одно из ключевых направлений работы клуба. Она разворачивается через программы членов клуба. Это довольно обширный круг постоянных забот о неустроенных детях, военнослужащих, заключенных, деятелях искусства, ветеранах войн и труда. Особое внимание уделяется вопросам благоукрашения монастырей и участию в международных проектах, в частности в рамках Года России и Франции. Ярким примеров благотворительных программ членов Клуба является строительство храма-часовни «Всех Святых в земле Российской просиявших» в Московском парке Победы Санкт-Петербурга. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил храм-часовню 7 мая 2010, а в День 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной Войне в память жертв блокады Ленинграда прошла первая литургия.
У каждого члена клуба есть свой круг благотворительного попечения.
[slider title=»Проекты Клуба православных предпринимателей»]На встречах руководства клуба с Его Святейшеством Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом были представлены и получили благословение основные направления деятельности Клуба в 2010 году. Это, в частности,
- разработка комплексной Стратегии преображения России;
- разработка Стандарта социальной и духовной ответственности бизнеса на базе нового международного стандарта ISO 26000 и традиций покровителя русского предпринимательства Иосифа Волоцкого, а также внедрение его на предприятиях, создание системы независимой экспертизы и поддержки благотворных инновационных проектов, исследований, издательских программ, формирование рейтинга социально-ответственных предприятий РФ;
- разработка модулей делового образования с усиленным духовно-нравственным аспектом подготовки с применением новейших и лучших практик ведения предпринимательства;
- формирование резерва социально и духовно ответственных управленческих кадров;
- подготовка и издание многотомного военно-исторического исследования, приуроченного к знаковым датам Российской истории: 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, 400-летию событий 1610-1613 годов, 200-летию войны 1812 года;
- исследования стратегической мощи стран мира и проблематики партнерства цивилизаций;
- участие в организации и проведении серии масштабных коммуникационных событий: Глобального форума российского бизнеса в Любляне, Форума православных предпринимателей, Х Глобального стратегического форума.
Клуб православных предпринимателей занимается разработкой Стандарта социальной и духовной ответственности бизнеса и создании системы независимой экспертизы и поддержки благотворных инновационных проектов, исследований, издательских программ, формирование рейтинга социально-ответственных предприятий РФ. А чем не устраивают существующие стандарты КСО? Кроме того, стандарт, о котором говорится в интервью, основан на западном образце (как, впрочем, и все остальные). Будет ли привнесена российская специфика, и в чем она выражается?
Существующие стандарты КСО сыграли важную роль в том, что обратить внимание бизнеса на вопросы, которые за пределами упрощенного понимания сути бизнеса. Вспомним ту оголтелую практику и флер прикрывающих ее «теорий», в которых только прибыль, только успех любой ценой считались квинтэссенцией перехода к рынку. Эта беда не только российская, а общемировая. Но мы любим рваться в мировые лидеры, преуспели во многом и здесь, в экспансии безответственной предприимчивости.
Стандарты – это лучшие практики, которые сначала появляются в единичных экземплярах, затем тиражируются и, наконец, становятся естественным, достойным подражания шаблоном деловой деятельности, закрепляясь как стандарт ISO или других регуляторов мирового бизнеса. Подходы к облагораживанию деловой активности имеют весьма интересную историю. С заблуждением, что «дело бизнеса – лишь прибыль», боролись в человеческой истории и государство (как минимум – через налоги, как максимум – через национализацию), и общество, формировавшее свои критерии репутации (вспомните, как брезгливо покинули Остапа Бендера молодые комсомольцы, когда он стал бахвалиться своим миллионом), и сами предприниматели, восходившие от примитивных мотиваций к более высоким (здесь можно сослаться на успешного «поглотителя бизнесов» — героя Ричарда Гира в «Красотке», который вдруг прозрел и осознал недобропорядочность своего прежнего делового стиля).
В 2000-е годы в систему стандартов технического регулирования, менеджмента качества стали все очевиднее привноситься элементы, отражающие общественные эффекты деловой практики. Проект стандарта ISO 26000 манифестирует начало интегрирования внешних пожеланий (государства и общества) к бизнесу в саму его «мотивационную кухню». Ведь одно дело заявить в миссии компании, что она задумывается об экологии и социальном служении в своей продуктовой нише, а другое закрепить это в управленческих технологиях, в системах показателей, стимулирования, отчетности перед стейхолдерами. Этот стандарт сейчас активно прорабатывается в недрах ISO. Но главное в том, что он является «заготовкой», предназначенной для дальнейшего адаптирования к нуждам конкретных организаций и с учетом страновой специфики. Здесь надо иметь в виду, что каждая организация внедряет стандарт социальной ответственности, сообразуясь с собственной спецификой, но следуя общим алгоритмам применения стандарта.
Наш клуб рассмотрел проект стандарта ISO26000 и решил, что он вполне пригоден как стартовый импульс для перевода дебатов о корпоративной социальной ответственности в систему управления развитием бизнеса. Но мы сделали ряд важных новаций. Главная из них – расширение понятия ответственности от социальной до духовной. Если социальную ответственность можно как-либо измерить на основании национальных или международных нормативов, то духовная ответственность восходит к совести собственника и руководителя. Важным современным прецедентом, описывающим суть этой категории, служит «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании», разработанный недавно РПЦ.
Но до сих пор система регулирования деловой активности и требования морального толка были все-таки обособлены, относя последние к чему-то факультативному.
Были и попытки представить социальную ответственность ограниченно, как выполнение налоговых обязательств перед государством. Иногда сохранение рабочих мест выдавалось за главную добродетель. Это, разумеется, важный компонент социальной ответственности, отнюдь не призывающий к поощрению лентяйства или иждивенчества работников. Но лихая легкость, с которой многие руководители предприятий с началом кризиса в 2008 году пошли на сокращение работников, пренебрегая другими, менее болезненными антикризисными мерами, показали, что даже такие «азы» социальной ответственности слабо усвоены российским предпринимательством.
Или возьмем примеры Саяно-Шушенской катастрофы и на шахте Распадской. Преступное пренебрежение нормами безопасности в угоду якобы экономической эффективности обернулось десятками жертв. И госрегулятор, и собственники допустили, как минимум, преступную халатность. И маловероятно, чтобы они вообще мыслили в процессе управления в терминах и личной, и социальной ответственности. И очевидно, что «детектор ошибок» в их сознании, тоже дремал.
Поэтому стратегически важно совершить интеграцию надправовых видов ответственности в единый Стандарт, сочетающий ответственность предпринимателей перед своей совестью, коллективом, партнерами, обществом, страной, планетой.
Что касается прежних подходов, в частности – GRI, АА1000, то они, разумеется, учитывались и нами, и разработчиками стандарта ISO 26000.
Взяв за основу стандарт ISO 26000, мы в процессе работы учитывали и его недостаточную проработанность, и сильное влияние на него западной, скандинавской традиции, и специфику, эклектичность современной российской деловой культуры. Отчасти эти моменты отмечены также в известном письме РСПП. Так, если западные стандарты во многом опираются на существующее законодательство, призывают к его соблюдению, стараясь регламентировать практическую деятельность организаций в мельчайших подробностях, то в нашем случае требуется в большей мере оперировать понятиями предпринимательской чести и достоинства, как это было в дореволюционное время, не отвергая конечно, и западный опыт. Во многом это связано и с пробелами в отечественном законодательстве, в котором нередко названы гипотеза и диспозиция, но отсутствует санкция, что позволяет легко пренебрегать положениями закона. Нельзя забывать и укорененные в нашей культуре нравственные максимы — «Бог не в силе, а в правде», «Правда выше закона» и т.п.
По поводу рейтинга социально ответственных предприятий: такие «соревнования», в идеале, действительно должны стимулировать компании к выстраиванию социальной политики: высокое место в рейтинге — значительный бонус для деловой репутации. Однако у нас в стране общество не очень доверяет благотворительным инициативам. И информация о социальных практиках компаний крайне неохотно тиражируется СМИ. Удастся ли перебороть такое положение и как?
Рейтингование стало важным инструментом регулирования рынков. Иногда и опасным – достаточно вспомнить множество «липовых» рейтинговых оценок, присвоенных, например, «Энрону» накануне его сокрушительного банкротства. Среди виновников глобального финансового кризиса рейтинговые агентства занимают первые места. В России, как и в западных странах, рейтинговая аналитика поражена также и вирусом коммерциализации. Но у нас есть еще и свои проблемы с качеством статистики, компетентностью составления рейтингов, коррумпированностью, добросовестностью оперирования данными и т.д.
Поэтому отношение общества к рейтингам социально ответственных компаний настороженное, что вполне естественно.
Требуется сопоставление разных оценок, проверка методологии, исходных данных и результатов, учет компетентности и добросовестности составителей.
Довольно скоро придет время, когда без доказательного подтверждения своей социальной ответственности компании будут сталкиваться с серьезными трудностями в осуществлении своей сугубо экономических миссий.
Есть ли какая-то особая ниша в благотворительности, которую могли бы занять православные предприниматели? В чем особенность именно православной благотворительности? Идет ли речь только об отличии в мотивации? Или по форме и содержанию также?
Особая ниша для православной благотворительности очевидна: храмостроительство. Здесь можно только восхищаться тому чуду, которое произошло за кратчайший срок – восстановлено или построено вновь около 30 тысяч храмов. Это произошло при массовом подвижничестве верующих, поддержке государства и многих десятков тысяч предпринимателей. Они все творили благо, возвращающее не только инфраструктуру нравственности и солидарности нашего общества, но и историческую справедливость. По количеству храмов мы едва приблизились к дореволюционной России.
Еще одна важная миссия для православной благотворительности – поддержка образования на всех его ступенях в разных формах. В более широком плане речь идет о поддержке выпуска духовной, одухотворенной литературы, соответствующих научных исследований, поддержке форумов церковной и светской общественности, программ общественного признания.
Строго говоря, в сути благотворительности между предпринимателями разных вероисповеданий нет различия. Все они стремятся созидать благо, увеличивать объем благотворности в нашей жизни, повышать солидарность и справедливость, обуздывать эгоизм, возвышать деловые мотивации от приземленности и одухотворенности, к широко понимаемой ответственности.
Есть ли какие-либо особенности именно православной благотворительности? Пожалуй, можно сказать, что в ней более строги требования к самоотдаче, смирению гордыни и «ячества».
Наверное, склонностью православных предпринимателей избегать лишней публичности своих актов благотворительности объясняется и сравнительно и существенно меньший пиар, самореклама, самоупоение от свершения добрых дел.
Характерны и ситуативность принятия благотворительность решений, незначительность регламентации, готовность действовать по принципу «последней рубашки».
Что касается «незанятых ниш» для благотворительности, то они очевидны и открыты для всех, начиная с государства и кончая каждым гражданином. Мы, как страна, как общество, страдаем, в первую очередь, от чудовищных трех бед. Именно в этих сферах должен решительно и в самое ближайшее время вырасти объем благотворительства. Во-первых, дети. Во-вторых, старики. В-третьих, «лишние смерти» наших соотечественников в трудоспособном возрасте, сопоставимые с потерями военного времени. Только какое-то затмение умов и совести позволяет всем нам не замечать то, что происходит с нами в этих трех возрастных категориях, не придавать этим бедам статуса катастрофы. Эти три удара, нацеленные на наше настоящее и будущее, не встречают сейчас почти никакого сопротивления. В аналогичных ситуациях страна формировала народное ополчение. Мы же пока рассматриваем благотворительность зачастую в гламурно-беспечных тонах. Поэтому кажется совершенно справедливым отношение к вопросам благотворительности сегодня как народному ополчению, призванному компенсировать ошибки и слабость государственного руководства и эгоизм бизнеса.
Александр Иванович Агеев
Президент Клуба православных предпринимателей, генеральный директор Института экономических стратегий РАН, главный редактор журнала «Экономические стратегии», доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН
Мне кажется, что всякие подобные надстройки приводит к тому, что остальная часть граждан, просто выключается из процесса.Потому что есть УСПЕШНЫЕ и ПОСПЕШНЫЕ.Для нашей страны, это не тот путь.Не считаю, что только суперуспешные могут ставить печать там, где как им кажется все по-уму.Да даже это как то странно, брать на себя ОТК жизни.
Здравствуйте! Эта церковь расположена в Ульяновской области Сурского района.Основана в 1787года.Моя просьба ко всем пользователям интернета оказать помощь в ее восстановлении.Требуется замена покрытия крыши и внешний косметический ремонт здания.Цена вопроса 250тыс.руб.Перечисления можно произвести на Яндекс.деньги——41001806430570 или кошелек WEBMoney по номеру- R236950648402(кому сколько не жалко) Подробную информацию расскажу по электронной почте( talanow.andrej@yandex.ru) отвечу всем.Значительность вклада и участия Господь оценивает по устроению сердца дарителя, а не от избытка кошелька. Свою лепту внесли уже сотни верующих, жертвуя или 1 рубль, или десятки тысяч, кто сколько смог. И награда состоит вовсе не в количестве, а в стремлении проявить любовь к людям и к Богу!!! Будем признательны!!!
Про православных предпринимателей слышу впервые. До этого был знаком с одним кришнаитским предпринимателем. Впаривал «Бхагават -гиту» за милую душу и всех грузил, чтобы мясо не ели. Бабло, однако, считал при этом скрупулёзно.