“Благотворительность – это обязанность бизнеса, если он хочет быть успешным”


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Корпорация Amway Corp. реализует в России масштабные благотворительные проекты: организация спортивных секций для детей с ограниченными возможностями, оборудование сенсорных и игровых комнат в детских медицинских и социальных учреждениях, оснащение лекотек (реабилитационных центров) для детей с инвалидностью, поддержка детей в детских домах и многое другое. Бюджет на корпоративную социальную ответственность (КСО) в 2010 году составил 31 млн. рублей, а на всероссийском конкурсе “Лидеры корпоративной благотворительности” компания заняла почетное 3 место в своей номинации.

Алексей Петренко, директор по внешнекорпоративным связям ООО “Амвэй”, рассказал о подходе компании к благотворительности в России, о проблемах некоммерческих организаций (НКО) и о моральной ответственности бизнеса.

Алексей Петренко, директор по внешнекорпоративным связям ООО “Амвэй”

Почему компания сфокусировалась на детях-инвалидах в своей благотворительной деятельности? Какова в целом философия компании и как это проявляется в программах КСО (корпоративной социальной ответственности)?

Когда компания Amway создавалась, ее собственники сформулировали самую главную ее ценность – помогать людям жить лучше. И свой бизнес они направили именно на решение этой задачи. Когда мы даем людям возможность построить бизнес в Amway (Независимым Предпринимателям Амвэй – “Филантроп”), мы, прежде всего, предоставляем им возможность изменить свою жизнь к лучшему. Эта социальная роль бизнеса заложена в его основе, и благотворительность для нас – неотъемлемая часть бизнес-модели.

Почему мы сфокусировали свою благотворительную деятельность на детях-инвалидах? Прежде всего, потому что считаем, что в России эта группа людей, на сегодняшний день, является самой незащищенной. В настоящее время в России предпринимается слишком мало для улучшения жизни инвалидов. Равнодушие к их проблемам проявляется в самых элементарных вещах: в неразвитости городской инфраструктуры, отсутствии специальных приспособлений в транспорте, доступа к образованию, занятиям спортом и многом другом.

В сравнении с Западной Европой, в России объекты общественного пользования практически не приспособлены к нуждам людей с ограниченными возможностями. Если же говорить о детях-инвалидах, то они еще более уязвимы: по большому счету, кроме собственных родителей, их проблемы в нашей стране сегодня мало кого волнуют. Понимая это, мы направляем свои усилия на помощь именно им, так как с нашей точки зрения они нуждаются в ней в наибольшей степени.

У Вас в программе One by One (“Один за другим” – глобальная программа Amway Corp.) достаточно много масштабных проектов, таких как “Я буду учиться”, “В спорте все равны”, “Улыбка ребенка” и т. п. Какой из проектов Вы считаете лучшим? Почему?

Мне сложно выделить лучший среди этих проектов – каждый из них уникален и оказывает помощь определенным уязвимым категориям детей. Ведь как определить, что лучше: покупка медицинского оборудования для больницы или, скажем, организация футбольной секции для детей-инвалидов? И то, и другое по-своему важно и нужно для вполне конкретных людей. На мой взгляд, самым большим преимуществом программы “Один за другим” является то, что мы предлагаем самую разностороннюю помощь и поддержку. Благотворительность в нашей компании очень диверсифицирована, и каждый из проектов направлен на какую-то специальную, адресную помощь.

Ваша программа реализуется при участии независимых НКО и фондов (ЮНИСЕФ, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, “Дорога вместе”, “Перспектива” и т. д. ). Каким образом Вы выбираете партнеров?

Для нас, прежде всего, очень важно, чтобы это был опытный партнер, с четко прослеживаемой историей деятельности в России. Это напрямую связано с его репутацией, с тем, насколько он зарекомендовал себя как надежный благополучатель и жертвователь. Ведь НКО – это как раз та структура, через которую средства идут из коммерческого сектора к тем, кто нуждается в помощи. Поэтому репутация и опыт – два самых важных критерия, которыми мы руководствуемся при выборе партнера.

Но в России есть еще и третий критерий – это финансовая прозрачность деятельности НКО, ее открытость к аудиту внешними источниками, в том числе и своими партнерами; соблюдение законодательства РФ. Это очень важное условие для нас, потому что, к сожалению, в этой области встречается еще достаточно много недобросовестных участников, с которыми нам, к счастью, пока еще не приходилось напрямую сталкиваться.

В России, насколько мне известно, взаимодействие НКО и бизнеса находится на невысоком уровне. НКО не хватает денег и проектов, при том что целевой аудитории – инвалидов, сирот, бездомных, заключенных, все равно остается очень много.

Правильно я вас понимаю, что на Ваш взгляд проблема в том, что финансирование НКО осуществляется не в том объеме, в котором хотелось бы?

Да. Есть ли у Вас какие-то “рецепты” верного сотрудничества НКО и бизнеса?

Здесь, наверное, вопрос больше в том, что для этого, в первую очередь, должны сделать сами НКО. Ведь бизнес без дополнительного стимулирования вряд ли сам повысит уровень своих пожертвований и вливаний в НКО. А вот НКО необходимо, прежде всего, выдержать самый главный принцип – это то, о чем я говорил в предыдущем вопросе.

Здесь есть еще один важный момент: НКО должны четко отслеживать, чтобы их конечная деятельность полностью соответствовала заявленным целям. Не должно возникать таких ситуаций, когда НКО привлекает средства для помощи, скажем, детям-сиротам, а в итоге начинает направлять их на помощь пенсионерам. Как только возникают такие противоречия, бизнес закономерно проявляет обеспокоенность. И даже не столько потому, что у него появляются опасения, что деньги идут куда-то не туда (хотя это, вполне вероятно, так и есть), а еще и потому, что бизнес, выделяя средства, стремится помочь кому-то конкретно, тому, кто, с его точки зрения, наиболее нуждается в помощи. А не просто отдает деньги НКО, чтобы дальше они сами решали, что с полученными финансами делать. Поэтому соответствие заявленным целям – это крайне важный момент. И если некоммерческий сектор будет руководствоваться этим принципом, то, на мой взгляд, он станет более привлекателен для российского бизнеса.

Какой еще здесь можно дать “рецепт”? Наверное, это мало зависит от самих НКО, но очень сильно мешает недостаточно развитое законодательное регулирование такого рода деятельности в нашей стране. Деятельность НКО и благотворительных организаций сегодня так жестко регулируется, потому что ранее было огромное количество злоупотреблений в этой сфере – она использовалась для отмывания денег, для “отбеливания” и так далее. Поэтому государство очень «зажало» этот сектор. Но, на мой взгляд, пришло время, когда можно снизить налоговую нагрузку и более четко прописать правила функционирования НКО. Отсутствие четкого и достаточно либерального регулирования в этой сфере сегодня значительно мешает общему процессу.

В России бытует мнение, или стереотип, будто для коммерческих компаний благотворительность – это что-то вроде рекламы. То есть если компания занимается благотворительностью, то это больше пиар, чем какие-то…

А вы с этим согласны?

Лично я – нет

Я буквально вчера смотрел результаты общественного опроса: 42% россиян согласны с мнением, будто бизнес занимается благотворительностью только для того, чтобы сделать себе некий пиар. На самом деле, это непростой вопрос.

Мы – западная компания, у нас американские корни и наша корпоративная философия сильно отличается от философии и деятельности многих российских компаний. Подавляющая часть реализуемых нами в России проектов инициируется в головном офисе в США, а там действуют несколько другие принципы построения бизнеса.

В Америке уже все понимают, что в современных условиях конкуренции выживает только социально ответственный бизнес. Это уже бизнес-аксиома: если компания не будет делать что-то, что направлено на пользу обществу, она не выиграет конкурентную борьбу. И можно привести массу примеров на этот счет. Поэтому благотворительность – это обязанность бизнеса, если он хочет быть успешным. Как бы парадоксально это ни звучало, но компания должна искренне помогать обездоленным за счет своей прибыли, и только таким образом она будет продолжать развиваться.

В нашей стране это пока еще мало кто понимает. Зачастую люди действительно рассматривают благотворительность как решение некоторых краткосрочных бизнес-задач. Например, выход на IPO. Люди понимают: для того, чтобы повысить стоимость компании, им необходимо повысить ее репутационный индекс, и они начинают активно заниматься благотворительностью. Еще распространенная практика – привязывать благотворительность к продвижению продукции, то есть к маркетинговым акциям.

Так что я соглашусь с Вами в том, что многие занимаются этим ради каких-то пиар-эффектов. Но мы, как представители социально ответственного бизнеса, считаем, что это неправильно. И мы действительно занимаемся этим по другой причине.

Социально незащищенных инвалидов еще очень много. Вы видите какое-то логическое завершение Ваших программ? Как Вы собираетесь их продолжать?

Завершить благотворительные программы в случае нашей компании невозможно. Потому что это, как я уже сказал вначале, неотъемлемая часть нашей бизнес-модели. Но, безусловно, наши благотворительные инициативы будут логично развиваться. Наша главная задача сегодня состоит в том, чтобы оказанная помощь не была разовой. Мы стараемся быть последовательными. Если мы уже оказываем помощь какому-то количеству нуждающихся в ней людей, то эта помощь должна быть всесторонней и рассчитанной на долгосрочную перспективу.

Взять, к примеру, проект “Улыбка ребенка”, в рамках которого мы открываем игровые и сенсорные комнаты в детских медицинских и социальных учреждениях. Мы четко понимаем, что невозможно открывать такие комнаты до бесконечности – когда-нибудь спрос на них будет полностью удовлетворен (хотя, если учесть, сколько учреждений уже прислало нам заявки, произойдет это, по-видимому, не скоро). Поэтому сейчас мы думаем над тем, как на базе этих комнат начать предоставлять уже другой уровень помощи.

Будут ли это консультации специалистов для каких-то определенных диагнозов или работа психологов, но хочется продолжить открыто использовать эти комнаты для качественного повышения уровня поддержки, которую мы оказываем детям. Для нас очень важно быть последовательными, и никогда не оставлять тех, кому мы уже однажды помогли.

4 Comments

Add yours
  1. Вова

    Здравствуйте! Я родился в Алтае г. Барнаул, родителей решили родительских прав, когда мне было еще 11 месяцев отроду, Затем Суд меня определил в ДДИ (Детский дом-интернат) с 3 годиков и жил. ДДИ я прожил 15 лет, потом выписали. Самого детства я занимаюсь спортом сначала в настольный теннис лет 6, затем колледже ,плаванием 1 год, и теперь я занимаюсь баскетболом на коляске и больше ничем не хочу заниматься кроме баскетбола!!! Причина этого сообщение Вам, я сирота и по окончании колледжа мне некуда идти!!! Прошу Вас помочь мне с комнаткой в Москве, чтоб я в дальнейшем связал себя полностью со спортом, умоляю, Вас помогите мне!!!!
    Спасибо

  2. Matrica

    «В нашей стране это пока еще мало кто понимает. Зачастую люди действительно рассматривают благотворительность как решение некоторых краткосрочных бизнес-задач» — а так как бизнес и политика едины, то и политических, создают карманные организации для липовой отчётности перед народом. Самое циничное когда это делают с людьми не понимающими в силу своего заболевания, с людьми которых очень легко обмануть, так как они не могут реально оценить ситуацию и политический ход чиновников.

  3. Matrica

    Спасибо за помощь, спасибо за статью и за отличную социальную политику! ООО «Амвей» — единственная компания которая реально помогла устроить праздник нашим детям без границ! СПАСИБО ОГРОМНОЕ ВСЕМ! ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ- Ричарду Стевенсу!

    Председатель МО РОО «ДЕТИ БЕЗ ГРАНИЦ».

  4. Алексей

    Очень вовремя вышел этот материал, что называется «в тему». В прошлую пятницу лично беседовал с г. Петренко на тему детей-инвалидов. Мне ведь, до этой встречи, тоже казалось, что бизнесу важнее всего тот самый пиар. Теперь вижу, что заблуждался и рад этому открытию. Надеюсь, что проект, который мы обсуждали, о помощи детям с поражениями ЦНС и их родителям, получит зеленый свет и будет осуществлен в полной мере.

Добавить комментарий