Сергей Рыбальченко: «В России КСО понимают по-разному»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

О том, как в последние годы изменилось отношение бизнеса к благотворительности и чем на самом деле должен заниматься КСО-департамент компании — в интервью с председателем Комитета по социальной политике общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Сергеем Рыбальченко.

Минэкономразвития подготовило законопроект, предусматривающий поправки в Налоговый кодекс. Речь идет о льготах для коммерческих компаний, занимающихся благотворительными проектами. Законопроектом предусмотрено, что компании-налогоплательщики имеют право включать расходы на благотворительную деятельность в состав внереализационных расходов в размере не более 10% от прибыли, полученной в соответствующем налоговом периоде.

Сергей Рыбальченко

Сергей Рыбальченко. Кадр ТВЦ

Сергей Игоревич, а не приведет ли введение налоговых льгот к мошенничеству?

Практика показывает, что нужно смотреть в корень принимаемых решений. Если суть решений состоит в развитии благотворительного сектора, в стимулировании компаний быть социально ответственными, то тогда льготы придутся ко двору. Злоупотребления будут всегда, но у нас же есть контролирующие органы, которые в силах пресекать какие-либо попытки. Полномочий у них достаточно. Я уверен, что подавляющее большинство компаний будут работать в правильном направлении.

По данным «Форума Доноров», объем выделенных компаниями благотворительных денег в 2011 году составил 12 млрд рублей (в кризис эта цифра была вдвое меньше).  Можно ли говорить о том, что изменилось ли отношение бизнеса к благотворительности?

Безусловно, отношение бизнеса к благотворительности меняется в позитивную сторону. Если вы помните, то в середине 1990-х, начале 2000-х годов государство давало большие льготы компаниям, которые реализовывали гуманитарные проекты. Сейчас таких возможностей нет, но сама система отношений предпринимательского сообщества к некоммерческим проектам сильно эволюционировала. Бизнес стал все больше осознавать свою социальную составляющую. Хотя акционеры, в первую очередь, ориентированы на получение прибыли.

Многие компании занимаются благотворительными проектами исключительно в регионах присутствия. На ваш взгляд, этот подход правильный, или должны быть общефедеральные проекты?

Многие компании выражают недовольство тем, что налоги, которые они перечисляют в вышестоящие бюджеты, не возвращаются в социальную сферу в той мере, в которой бы они хотели на территории присутствия. Это более серьезная проблема, чем социальная деятельность на данной территории. Еще раз говорю, что есть определенные отношения между компаниями и региональной властью. И отношения эти не всегда безоблачны. Тем не менее, есть ряд регионов, где инвестиционный климат благоприятный не только для ведения бизнеса, но и для реализации некоммерческих программ.

К примеру, в Московской области существует закон о льготном налогообложении, который предусматривает возможность для предприятий до 2% налога на прибыль, перечисляемых в областной бюджет, направлять в благотворительные организации, которые проходят определенную процедуру отбора и утверждаются губернатором области. Здесь возникает возможность участвовать в благотворительных программах на территории региона, где компания представляет свои интересы. Мне кажется, что пример Подмосковья надо распространять и в других субъектах Федерации.

Чем занимаются на практике КСО-подразделения компаний?

В мире существуют стандарты корпоративной социальной ответственности, но в России КСО понимают по-разному. В основном, программы корпоративной социальной ответственности присутствуют в крупных компаниях и там, где есть традиции и технологии международной корпоративной социальной ответственности. Существуют большие резервы для продвижения КСО на предприятиях среднего и малого бизнеса. Одна из инициатив, которую осуществляет сейчас «Деловая Россия» при поддержке Минэкономразвития – это программа развития корпоративного добровольчества «Социальная сеть добровольческих инициатив «СоСеДИ». Суть программы состоит в создании репутационной площадки для взаимодействия социально ответственного бизнеса и СО НКО. Эта та технология, когда некоммерческий сектор помогает бизнесу быть социально ответственным. В данном случае, с участием добровольцев, т.е. сотрудников компаний. Мне кажется, что такое направление должно получить поддержку как со стороны НКО, так и со стороны предприятий. В завершение добавлю, что быть социально ответственным выгодно. Существует международная практика, которая показывает, что инвестиции в социально ответственный бизнес приносят до 3% дохода выше. Если бы мы выявили принципы, по которым можно финансировать социально ответственные компании, то они получили бы дополнительный стимул к развитию КСО-направления.

Вы кратко коснулись темы корпоративного добровольчества. Если говорить подробнее, то что же это такое?

Корпоративное волонтерство – это благотворительная деятельность, которую оказывают сотрудники компании конкретному благополучателю или местному сообществу. Например, это может быть детский дом, в который сотрудники во внерабочее время приходят и помогают делать ремонт. Это могут быть экологические акции. Спектр возможностей широк. Кстати, зачастую это делается на территории присутствия компании.

Долгое время этой теме в России уделялось недостаточно внимания, потому что в нашей стране десятилетиями складывались традиции общественного добровольчества. Проведение субботников, например. Так получилось, что к числу добровольцев, опять-таки по старой советской традиции, относили школьников, студентов, рабочую молодежь.

На самом деле, корпоративное добровольчество – понятие широкое. Здесь нет классификации по возрасту, социальному статусу, положению внутри компании и прочее. Занимаясь добровольчеством, я заметил одну вещь: благотворительные организации работают с компаниями в основном в рамках фандрайзинга. Редко кто задумывается об огромных волонтерских ресурсах предприятий.

На Западе развито в основном корпоративное добровольчество. Мы пытаемся эти технологии внедрить в России на уровне среднего бизнеса. Это выгодно во многих отношениях: во-первых, сами сотрудники участвуют в добрых делах, повышают социальный имидж компании. Это выгодно для руководства компании, потому что устанавливаются другие социальные связи, люди чувствуют общность, укрепляется внутренний климат на предприятии. В-третьих, компания начинает иначе позиционироваться в местном сообществе, обретает социальный статус. Причем, взрослые люди могут более продуктивно заниматься волонтерством, нежели школьники, подростки.

К примеру, мы проводим акцию «Свет в окне», в рамках которой добровольцы помогают ветеранам и инвалидам в благоустройстве жилища. Но в многоэтажном доме дети вряд ли смогут справиться с мытьём окон, а взрослым – под силу. Так что корпоративное добровольчество – это очень эффективная вещь. Сотрудники компаний – это боевые трудовые отряды, они могут справиться со сложными задачами.

1 comment

Add yours
  1. Сергей Михайловский

    Получается КСО это пока удел крупных компаний в России. Средний и малый бизнес отстает за исключением единичных предпринимателей. А а может быть в процентном отношении средний и малый бизнес делает больше полезных и добрых дел, только об этом нигде не говорят?

Добавить комментарий