Фаина Захарова: «Будущее — за массовой благотворительностью»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Президент благотворительного фонда спасения тяжелобольных детей «Линия жизни» Фаина Захарова рассказала корреспонденту «Филантропа» о том, каким образом ей удается привлекать массовые частные пожертвования. Продолжаем серию интервью с бывшими сотрудниками CAF, посвященную 20-летию организации.

Фаина Захарова

Фаина Захарова

Фаина Захарова – президент благотворительного фонда спасения тяжелобольных детей  «Линия жизни», а также автор идеи и один из организаторов проведения  «Года благотворительности в России. Фаина является  одним из ведущих экспертов в области PR, фандрайзинга и маркетинга  для некоммерческого сектора.

В ноябре 2013 года Фаина  Захарова награждена государственным знаком отличия «За благодеяние» Президентом России Владимиром Путиным.

Когда и на какую позицию Вы пришли в CAF?

В CAF я пришла в 2004 году директором по маркетингу и руководителем программы спасения тяжелобольных детей «Линия жизни».

До прихода в CAF я работала во Всемирном фонде дикой природы, крупнейшей международной неправительственной организации, известной по всему свету, где была одним из создателей фонда. Конечно же, у меня был уникальный опыт во всех направлениях, связанных с различными аспектами работы некоммерческих организаций. Эти знания и умения, полученные на международном уровне, я применяла для развития программы «Линия жизни».

Весной 2008 года эта программа получила статус самостоятельного фонда с тем же названием — «Линия жизни». Сейчас я его президент и продолжаю заниматься привлечением средств для спасения тяжелобольных детей, страдающих врожденным пороком сердца, краниостенозом, сколиозом, эпилепсией, черепно-мозговой грыжей. Еще одна моя задача —  в целом формирование культуры благотворительности в обществе. Это — основная стратегическая задача фонда: добиться, чтобы благотворительность стала образом жизни, и каждый человек в нашей стране понимал, что вне зависимости от доходов он способен ей заниматься. Даже небольшая сумма денег может быть зарезервирована в семейном бюджете для помощи детям, пенсионерам, детским домам, т.е. для решения социально значимых вопросов. Мы стремимся, чтобы наш фонд воспринимался как одна из самых эффективных организаций в России, занимающихся спасением тяжелобольных детей с применением высоких технологий.

Ваши любимые проекты «Линии жизни»? 

У меня их несколько. К примеру, «Добрые люди планеты Земля», который сейчас нашел свое замечательное продолжение в «Рейсе надежды», запущенном  вместе с компанией «Трансаэро».  Прямо на борту самолета,  — кстати, его фюзеляж имеет очень яркую раскраску: разноцветные отпечатки ладоней, — пассажиры имеют возможность пожертвовать на помощь детям. Пожертвований пассажиров одного рейса достаточно для спасения еще одной детской жизни!

Конечно же, у меня особое отношение к проекту «Чья-то жизнь – уже не мелочь!», в котором принимают участие люди из многих городов России и с разным достатком. Из небольших сумм складываются миллионы, которые  позволяют спасти жизни.  Эта акция проходит два раза в год: весной и осенью. Суть очень проста: почти у каждого из нас дома есть коробочка или баночка, в которую семья скидывает завалявшуюся в карманах и кошельках мелочь. Во время проведения акции в городах работают пункты приема монет.

За несколько лет акция «Чья-то жизнь — уже не мелочь!» приобрела не только постоянных участников из разных регионах страны, но и многочисленных партнеров. За время проведения акции одной только мелочью мы собрали более 9 821 668,19 рублей и помогли многим  тяжелобольным детям вернуться к здоровой, счастливой жизни.

Что самое сложное в вашей работе? 

Наиболее сложные моменты — когда мы говорим с нашими партнерами о поддержке: будь то частные лица или корпоративные партнеры. Конечно же, мы пытаемся донести, что каждый участник благотворительной деятельности получает новые возможности. Но в целом, конечно же, когда ты в ежедневном режиме занимаешься этим, может возникнуть моральная усталость от того, что ты находишься в роли просителя. Именно поэтому мы стремимся, чтобы проекты в сфере благотворительности были креативными, творческими, и чтобы людям было приятно и интересно участвовать в этих проектах — неважно, к какой целевой группе они принадлежат. Потому для разных целевых аудиторий мы стараемся делать разные проекты, понятные именно этой аудитории.

Как изменилась благотворительность за последние двадцать лет в России?

Произошло очень много изменений. Я считаю, что одним из серьезных, пожалуй, даже ключевым событием стало объявление 2006 года — годом благотворительности в России. Именно это событие позволило интегрировать в нашей стране очень многие благотворительные и социальные проекты, а также создать базы данных по социальным проектам в регионах и в должной мере привлечь внимание СМИ. Сегодня же тема благотворительности — действительно модная тема в России. Очень многие лидеры мнений, как в политике, так и в культуре, являются носителями этих  идей, создавая при том правильные ролевые модели для широкой общественности.

Конечно же, на начальном этапе благотворительные организации работали преимущественно с корпоративным сектором, с бизнесом. И это были основные источники средств для решения той или иной социальной проблемы. Сейчас мы видим, что так называемая народная благотворительность  — благотворительность очень широкой аудитории, набирает все большую и большую силу. Для нас, конечно же, яркий пример этому – партнерство с ФГУП «Почта России». В 2012 году мы запустили партнерскую программу «От сердца к сердцу». Теперь деньги на помощь тяжелобольным детям можно перевести в любом отделении почтовой связи регионов-участников этой программы, причем — без взимания тарифа за почтовый перевод. Спустя какое-то время мы неожиданно убедились, что пенсионеры, которых мы изначально не видели в качестве жертвователей, – тоже готовы помогать деньгами. Мы сначала никак не могли понять, откуда идет такой стабильный финансовый прирост. Выяснив, по каким дням это происходит, мы поняли, что пенсионеры переводят нам небольшие суммы денег и, накапливаясь, они превращаются в существенные для спасения детей суммы.

В чем, на ваш взгляд, будущее благотворительных организаций в России?

Нам кажется, что оно как раз связано с большим участием частных лиц в разных проектах. Кроме того, что большая перспектива в России в этом смысле у среднего и малого бизнеса: предприниматели стараются участвовать в решении региональных социальных проблем. Считаю, что это очень правильный подход,  позволяющий всем участникам благотворительности добиваться максимальных успехов. Второй важный момент, который хотелось бы подчеркнуть – все большее количество организаций через волонтерство, через участие в благотворительных программах начинает себя осознавать, понимать по-новому, и меняет свое отношение к действительности.

1 comment

Add yours
  1. Алексей Варсопко

    «рассказала о том, каким образом ей удается привлекать массовые частные пожертвования»… К сожалению, почти ничего конкретного. Сбор мелочи обладает одним очень трудоемким аспектом — кто-то должен потом подсчитать эту мелочь.

Добавить комментарий