Директор Музея исчезнувшего вкуса Наталья Никитина: «Через пастилу мы рассказываем о России»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

24 февраля в Лондоне, в Палате общин Британского парламента состоится открытие перекрестного Года культуры Великобритании и России. В списке национальных ценностей, достойных представлять нашу страну, наряду с Российским симфоническим оркестром – коломенская пастила. Это значит, что традиционное лакомство будет сопровождать все события российско-британского Года культуры-2014, в том числе, мероприятия с участием членов королевской семьи, видных политиков и бизнесменов. Как сладость из Подмосковья вышла на международную арену, почему русская пастила делается из английских яблок и нужны ли музеям благотворительные деньги, «Филантропу» рассказала директор Музея исчезнувшего вкуса «Коломенская пастила» Наталья Никитина.

Наталья Никитина и Елена Дмитриева

Наталья Никитина (слева) и Елена Дмитриева — основатели Музея исчезнувшего вкуса

Хранить и показывать посетителям вкус, который, к тому же, почти сто лет как не существует, – что-то в этом есть сюрреалистическое. Тем не менее, пять лет назад вы открыли в Коломне Музей исчезнувшего вкуса. Кому в голову пришла эта фантастическая идея?

Идеи носятся в воздухе. Как раз в то время в мире широко обсуждалась тема канувшего в Лету нематериального наследия: если материальные предметы находят себе место в музеях, то такие невещественные артефакты, как вкус, запах, манера говорить, танец, звук практически не сохраняются. В результате в 2003 году была принята Конвенция ЮНЕСКО по защите нематериального культурного наследия. Так исчезнувший вкус стал основой нашей музейной концепции.

Ваш стартовый капитал вы получили, выиграв грант в конкурсе Благотворительного фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Да, именно идея фонда о поддержке провинциальных российских музеев сыграла в нашем проекте определяющую роль – мы начали думать в этом направлении. До этого у нас не было намерения делать именно музей. Первоначальной задачей было сохранить большую территорию за стенами коломенского Кремля – коломенский посад. Она была заброшена, выглядела простенько, по-деревенски, но была всеми очень любима. Именно благодаря ей Коломна удержала статус исторического поселения. Понятно, что защитить старую «атмосферную» гражданскую застройку, не являющуюся официальным памятником, было практически невозможно. Даже если стоять под бульдозером перед каждым домиком. Надо было вернуть сюда функцию, причем желательно ту, которая здесь существовала ранее. Только в этом случае старинные здания могли получить новую жизнь и в идеале сами себя содержать. В 2009 году появился наш первый маленький музей пастилы – Музей исчезнувшего вкуса. В следующем году мы получили небольшой грант (опять же от фонда Потанина) на исследование посада. Результатом стал проект комплексного освоения этой территории. Было спроектировано более 10 музеев, связанных с промыслами, историческими брендами и судьбами людей, когда-то живших на коломенском посаде. Сейчас действуют четыре из них – в том числе, воссозданная историческая фабрика пастилы и «Калачная». Кстати, количество туристов, приезжающих в Коломну, за это время увеличилось в два с половиной раза.

музей исчезнувшего вкуса

Вам стало тесно, и вы решили «завоевать» Великобританию…

Не сразу. Сначала была стажировка в британских музеях, потому как победителям конкурса «Менющийся музей в меняющемся мире» предоставляется возможность съездить посмотреть, как устроена музейная сфера в Англии. Это было очень интересно и полезно. Затем к нам в гости приехала директор отдела изобразительного искусства Британского Совета Андреа Роуз, в некотором смысле, крестная мать нашего британского проекта. Дело было перед Рождеством, Андреа накупила пастилы в качестве сувениров и, вернувшись, раздарила ее знакомым. Пастила всем пришлась по душе. Вскоре Андреа Роуз познакомила нас с хозяином исторического фруктового сада в английском графстве Норфолк Эндрю Джемисоном. Так начался наш российско-британский проект. В этом году мы зарегистрировали совместную компанию Kolomna Pastila & Apple Orchards. Сейчас думаем о небольшом представительстве нашего музея в Лондоне, чтобы понять, что именно будет интересно англичанам и что востребовано.

музей исчезнувшего вкуса4

Английская публика заметно отличается от российской?

Скорее у нас больше сходства, чем отличий. Например, мы имеем такие общие проблемы, как необходимость развивать места, где исторически выращивают яблоки. Прекрасные места, где раньше цвели яблоневые сады, сегодня начинают замирать. Усиливается отток населения в большие города.В общем, задача состоит в том, чтобы актуализировать наследие этих мест – так же, как мы сделали это в Коломне. О каком наследии идет речь? Конечно же, о старинном яблоневом саде с его историями.

Это английские истории или русские?

По нашим наблюдениям, люди в мире общаются и берут друг у друга самое лучшее и интересное. Мы верим, что соединение лучших русских и британских традиций даст нечто новое и позитивное. Это будут и новые продукты, и новые, общие истории. Сейчас мы находимся в процессе изучения британских яблочных мест.

Яблоки сорта Bramley, из которых вы делаете английский вариант пастилы,похожи на нашу антоновку, из которой производится коломенская пастила?

Вообще, коломенская делалась когда-то из местного сорта «горькая зеленка» – вот на нее яблоки исторического сорта Bramley очень похожи: крупные, зеленые, кислые, с плотной мякотью – просто идеальное сырье для кулинарной обработки и изготовления сладостей. Но у нас «зеленка» не сохранилась, сорт утрачен. Кстати, мы хотим у нас в Коломне посадить Bramley, а в английском саду Джемисона – антоновку. Вот такой вот получится яблочный перекресток культур.

музей исчезнувшего вкуса3

Пастила совсем «эмигрирует» в Англию, или коломенский проект будет развиваться?

Проект в Англии мы рассматриваем, прежде всего, как возможность привлечения внимания к России. Можно сказать, что через пастилу мы рассказываем о России. Но Россия такая огромная, а человеку в душу легче западают истории, связанные с конкретным местом. А потому мы рассказываем о нашей Коломне – городе, который вот уже девять столетий стоит «древен и древян» в самом центре России. Рассказываем, чтобы почувствовать единство наших душ, наладить культурный обмен, проложить новые туристические маршруты. Из Англии в Коломну, из Коломны – в Англию. Если эта практика будет успешной, в будущем ее можно будет распространить на другие яблочные места. Например, тур по цветущим яблоневым садам на яблочной широте. Звучит вдохновляющее…

Есть еще идея органической пищи, которая сейчас очень популярна во всем мире.

Да, мы тоже про это. Выращивать яблоки, используя старые технологии, наша непосредственная задача. Предки получали прекрасные урожаи, не используя ни химии, ни пестицидов.

Урожай будет небольшим, если использовать исключительно дедовские технологии.

А мы и не ставим перед собой задачу делать пастилу в одном месте на весь мир. Наш проект не про агропромышленные комплексы, а про небольшие гибкие локальные предприятия, создающие вокруг себя творческие активности, любительские клубы, образовательные центры, привлекающие местную молодежь и, таким образом, развивающие территорию. Не случайно вдохновляющей идеей проекта стали слова Достоевского, написанные им, кстати, в тот самый 1876 год, когда в Англии был зарегистрирован сорт Bramley. Достоевский пишет: «Помяните мое слово, пройдет каких-нибудь 100 лет, и вы вспомните, что я говорил вам – человечество выправится и спасется садом. Вот формула». Мы сейчас к этому пришли и увидели, что формула работает, и сад действительно выправляет, лечит и спасает.

музей исчезнувшего вкуса2

Вы не боитесь, что людям, привыкшим к усилителям вкуса, историческая пастила покажется пресной?

Это абсолютно нормально. И потом, для нас важно не выдать на-гора миллионы тонн сладости, а воссоздать продукт, который ели наши предки. Тот самый. С тем самым вкусом. Люди приходят к нам не с целью поесть, а с целью открытия для себя вкусов и ароматов истории. Недаром наш девиз – попробуй историю на вкус!

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий