Жан Миротворец


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Жан Новосельцев считает, что сейчас на Украине даже говорить о мире не модно. И вот получается, что он, известный украинский телеведущий, выпускающий резонансные телерасследования — теперь тоже не модный человек. Жан не только говорит о мире, а запустил проект «Миротворец» и уверен, что войну можно остановить. Но я бы подобрала другое слово — войну можно победить.

Жан Новосельцев

Жан Новосельцев

Жан Новосельцев — бывший сотрудник одного из раскрученных телеканалов «1+1». Зрителю он знаком своими журналистскими расследованиями цикла «Жесть мундира» о коррупции в правоохранительных органах. В 2010 году Жан — один из организаторов журналистского движения «Стоп цензуре!». В его биографии передача «Личное Дело», новости «Час пик» и социальные расследования «Деньги». И одно их последних – «Гром ТВ».

Теперь он решил оставить карьеру на телевидении и начал бороться за мир на Украине. Он намерен помирить воюющих. И он верит в это, верит, не смотря ни на что.

Насколько мне известно, вы — участник Майдана.

— И я, и наша съемочная группа с телеканала «1+1» всегда относились к тем, кто Майдан поддерживал. Для меня это было выступление против коррупционной системы. Многие, кто приезжал в Киев, хранили у меня дома бронежилеты и каски. Мы были единодушны. Но уже тогда, на Майдане, я увидел — произошел раскол. Одни понимали, что в этих смертях что-то не так. Другие обвиняли во всем Путина и Януковича. Лично я почувствовал, как начинается стравливание людей…единоплеменников и даже единоверцев, друг с другом. Эта адская технология продолжается и сейчас. Самых активных и идейных с Майдана сразу отправили на фронт, на верную смерть, с ненавистью против жителей Юго-Востока. И это ужасно.

А что поменяло ваше отношение к действительности?

— Я человек свободный и могу говорить, как журналист и телевизионщик, субъективно, но честно. Я работал в телеэфире и знаю что такое информация, и легко отличу пропаганду от работы репортера. Сейчас, в большинстве своем, украинские СМИ, как и некоторые российские, демонизируют одну из сторон, другой же прощают все грехи. Это неизменно ведёт к усилению противостояния к увеличению количества жертв. Беда в том, что все национальные каналы, которые, кстати, принадлежат олигархам, каждый день трубят о террористах, российских боевиках и чеченцах. Понятно, что наевшись такой пропаганды, вчерашние победители режима отважно рвутся в бой с пришельцами. Уже на месте, в горячей точке, они понимают: в большинстве своём боевики ополчения — это местные жители. С другой стороны аналогичный процесс происходит в головах мятежников. Главные месседжи российских СМИ: правительство Украины — хунта, нацгвардия — фашисты, каратели и бандеровцы. Как остановить кровопролитие с такими кровожадными источниками информации?

У вас есть представление, как это сделать?

— Сейчас идет процесс глобализации, в хорошем или каком-либо еще смысле. Люди смешиваются, народы и страны объединяются. А мы — Украина — всегда были на стыке цивилизаций: все войны европейско–евразийского противостояния проходили и замыкались на нашей территории.

У нас сесть выбор — смешаться с помощью ядерного взрыва или объединится и смешаться по любви. И мы же были дружны не один десяток лет! Посадите даже сейчас поляка, русского, украинца, чеченца за один стол — они через час просто напьются и споют что-нибудь общее. А сейчас нам внушают противостояние. Вот я включаю передачи «Свободу слова» или Шустера — там все время повторяют мантру «нам нужен мир», но тут же поднимается тема, что нам нужны новые пушки! Я этого не понимаю — или мир или пушки.

Но мира же не все хотят с обеих сторон?

— Да, всегда есть люди, которые хотят воевать, им всё равно, с кем — с Путиным, с Обамой, с сепаратистами. Но подумайте, разве можно в этом случае целый регион называть террористами? Самое интересное, что ведь сначала на Востоке говорили всего-то о федерализации и как по мне, в таком устройстве государства нет ничего плохого.  Я сам родом из Харькова, у меня уйма друзей в Донецке и Луганске. Во время Евромайдана они то и дело приезжали поддерживать протест. После победы пришло разочарование — на Востоке даже самые проевропейские граждане недоумевали: почему, зачем авиация бомбит мирное население? Я сторонник территориальной целостности, хоть и согласен с выражением: «насильно мил не будешь». Представьте: живёт семья, потом, например, жена решает уйти — разве кто-то из адекватных людей одобрит её избиение? Почему же наши соседи с одной стороны подстрекают мужа, с другой — дают жене нож Бессмысленную бойню могут остановить только сами жители этого, уже наполовину разрушенного дома.

Жан Новосельцев

Как вы надеетесь всех помирить?

— Война неизменно ведет к разрухе. То, что её называют АТО (антитеррористическая операция. — Ред.), не меняет ход кровавого дела — с обеих сторон погибают украинцы. Нам бы поля пахать да реформы проводить, а не заряжать ружья. Но мы уже пожинаем даже то, что не сами сеяли. Как никогда важно максимально быстро остановить кровопролитие. Поэтому я инициировал проект «Миротворец». Для начала запустим независимый от олигархии телеканал, где, как и должно быть в канонах журналистики, обязательно учитывается противоположное мнение. Скорее всего, это будет интернет-телевидение. Услышав две стороны, взвесив два мнения, в диалоге, а не по очереди, вряд ли кто-то захочет убивать. Мы собираемся устраивать ежедневные телемосты – ополчение vs майдан, сотники vs комбаты, но главный акцент — телемосты между мирным населением. Когда политики говорят, что переговоры провалились, мы считаем их плохими переговорщиками. Другого решения, кроме как диалог, у этой беды нет. Кроме того, мы готовим автопробег по всей Украине, который будем транслировать в прямом эфире. Мы будем говорить со всеми, кто сейчас увлечен противостоянием. Я уверен, когда люди всей страны будут это видеть, им будет совестно воевать…

Насколько я помню, когда вы выступали на одном из последних вече на Майдане, вашу идею мира не поддержали и даже освистали.

— Одни нас окрестили предателями, другие сумасшедшими, стоило только обозначить направление деятельности — мир. Но появились третьи, которые, отбросив эмоции и предрассудки, согласились поддержать мирную инициативу. В небольшом офисе «Миротворца» закипела творческая жизнь. Вопреки критике с Майдана, именно оттуда подтянулись первые адекватные люди. Так, например, над проектом мы сейчас работаем вместе с одним из символов европротеста — Василием Любарцом, это он был организатором «Врадиевского марша». С нами ребята из ГО «Без парканів», вроде как заинтересовался Автомайдан. Хорошие идеи приносит, наверное, самый популярный блогер «Вконтакте» на Украине — Василий Олийнык, недавно присоединились инициативные представители мирного населения Донбасса — они как никто понимают необходимость немедленного прекращения огня. Вы не поверите, но уже сейчас за одним столом, над картами и схемами маршрутов, могут сидеть и работать евромайдановцы и антимайдановцы. Глядя на такую гармонию, укрепляешься в убеждениях.

Значит не всё так радикально? Есть шанс восстановить страну?

На Украине разные люди. Среди них есть и настоящие миротворцы. Потому так и называется наш новый проект. Вот его страница в Фейсбуке — facebook.com/pax.in.ua и созданный, но пока не запущенный сайт — pax.in.ua. Стартовая функциональность пока у него будет ограниченна, но мы быстрыми темпами начнем её расширять. И будем первым информационно-аналитическим, а не военно-пропагандистским ресурсом в украинском информационном пространстве.

Кто, кроме вас, тянет организационные проблемы?

— Сегодня ко мне присоединились журналисты Андрей Павловский и Алексей Кутепов — как костяк. Изначально мы с коллегами считали, что прекратить противостояние возможно лишь разобравшись в причинах. Так сказать отмотать ленту событий до момента фатальных ошибок и установить виновных в двух массовых убийствах: расстрела снайперами небесной сотни и бойни в Доме профсоюзов в Одессе. Теперь чётко понимаем, что каждый новый день на алтарь закулисных игр приносит все новые «небесные сотни», а позже всплывут и не учтённые тысячи. Сегодня тысячи, а завтра тысячи тысяч воспылают жаждой мести. Потому мы торопимся организовать автопробег мира. Изначально мы планировали собрать колонну из тысячи автомобилей. Таким кортежем, при условии постоянной онлайн-трансляции на весь мир, можно было бы одним махом остановить бойню и усадить стороны за стол переговоров.

Жан Новосельцев

Так за чем дело стало?

— Если б не каждодневные сводки с поля боя… Время играет против нас — ненависть сограждан растет в геометрической прогрессии. Ради оперативности мы решили урезать количество машин в «пробеге Мира» до 300 — даже если половину заправят за свой счет автовладельцы, найти средства на топливо для остальных пока задача неподъёмная. Но вот мы готовимся и что? Включаем телевизор, а там новый виток нагнетания — перемирие отменили, подтягивают «Ураганы», жертвы среди мирных, расстрел журналистов, слёзы солдатских матерей. Снова меняем план. Пытаемся ускорить, удешевить и наконец-то начать. Уже нашли выходы на бойцов Юго-Востока — они вроде как согласны на переговоры и прекращение огня. На политиков не надеемся, ищем по одному авторитетному представителю, лидеру общественного мнения от каждого региона Украины. Помимо авторитета, патриот должен иметь смелость выехать на дебаты. Если честно, на такую автоколонну потребуется не более десяти машин. Снова переписываем уже написанное, разрабатываем алгоритмы поиска новых лидеров, рисуем новые схемы проезда и анализируем риски. И повторяю, чтобы не терять времени, настраиваем возможность видеоконференций. Собираемся в ближайшее время ежедневно, по вечерам соединять в телемосте представителей обеих сторон конфликта. Говорю об этом и не боюсь, что идею украдут — если кто-то сделает это раньше, быстрее воцарится мир.

Ваш проект благотворительный? Вам вообще кто-то помогает?

— Да, приходится много бегать в поисках спонсоров. Времена такие, что просто скинуть бюджет на почту — слишком мало. Пока, правда, больше обещают, чем дают. Те, кто не словом, а гривной — предпочитают оставаться в тени, нынче говорить о мире не модно. Тем не менее, одни знакомые юристы уже купили нам видеокамеру, менеджер из банка дал на аренду офиса, дружественная медклиника подарила три ноутбука. Часть сайта собирают волонтеры, но большую все равно придется покупать у серьезных профи. Уже идем, значит, осилим путь.

Вы не боитесь, что вас всех могут убить, когда вы заедите в зону АТО?

— О смерти страшно думать, но она все равно рано или поздно случится. С другой стороны, я журналист и могу общаться с кем угодно, хоть с вором в законе — в этом плане я не переживаю, приходилось рисковать и раньше. Надо смотреть в глаза, в душу наших людей. Славяне, даже под гипнозом зомбоящиков, — миролюбивая нация и тяготеют к гармонии, а не к хаосу. Я уже сейчас веду переговоры с сепаратистами–федералистами, и у них я вижу больше желания прекратить огонь, нежели у нашего правительства.

Послушайте, Жан – так пойти против раскрученной столетиями системы войны… Вы герой или романтик?

— Я не один в этом стремлении. А вообще-то перемены готовят романтики… У всех наших активистов есть четкая уверенность — Украину не разорвут на куски, увидите — между собой народ найдет общий язык. А зачинщики кровопролития все равно проиграют. Добро в этот раз точно победит.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий