«Архидети»: просто научить рисовать слишком мало


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

«Архидети» – проект казанских студентов-архитекторов, задача которого – дать возможность одаренным детям найти себя в художественном творчестве. Для поиска и работы с ребятами волонтеры создали творческое пространство-студию «Архидом» и организовывают лагерь «Архисмена». Через 6 лет существования проект стал превращаться из добровольческой инициативы в социальное предпринимательство.

О проекте рассказывает его руководитель — Гузелия Махмутова. Ей 24 года, она закончила Казанский государственный архитектурно- строительный университет по специальности проектировщик мостов. Сейчас получает второе высшее образование по профессии педагог-психолог.

Гузелия Махмутова

Гузелия Махмутова. Фото из сообщества «Архидети» — vk.com/archideti

Об идее

Педагогических навыков — не было, общественных — не было, ничего не было вообще. Была идея — обучить, научить и, может быть, что-то изменить в жизни этих детей. Ни про деньги, ни про документы не было ничего в голове, как дети — захотели и сделали. Может быть, это и помогло: дало возможность мечтать и сделать то, о чем мечтали.

Все говорят: самые несчастные дети — в детском доме. У меня не было задачи детдомам помогать, я хотела помогать детям, у которых нет цели в жизни. Если у них есть талант, можно этот талант обозначить как цель для развития.

Зальём весь мир красками

Зальём весь мир красками. Городской конкурс (Казань). Фото из сообщества «Архидети» — vk.com/archideti

Когда поработали, поняли, что у детей в детских домах мотивация очень низкая. Зачем трудиться, если меня обеспечивает государство и спонсоры, дарят подарки, каждый год я езжу на море? Почти то же самое было с детьми из приемных семей. Мы работали ради идеи, а идея не реализовывалась.

И тогда мы взяли детей из малообеспеченных семей, многодетных семей и семей с одним родителем. Детям в большой семье не до моря, они понимают, что придется донашивать вещи старших братьев, сестер. Есть женщины, оставшиеся одни по разным причинам, они готовы бороться за своего ребенка, готовы воспитывать его сами, как и моя мама, например, но им приходится очень трудно. И вот дети из таких семей, как оказалось, готовы стараться.

Многие ребята, которые пришли тогда, с нами уже четыре года. Им сейчас по 16 лет, они учатся на дизайнеров, а у нас преподают рисунок, композицию, живопись. У них очень высокий уровень работ и есть умение давать материал – это мы с ними тоже прорабатываем, занимаемся с ними ораторским искусством, проводим психологические тренинги.

О названии

Архи — это и АРХИтектура, и АРХИважное. Нас в университете называли архитектурные дети, а в итоге сократили до архидети. Это не я придумала, не специалист по неймингу сидел… Так получилось. А потом ко всем нашим проектам стали подставлять слово «архи», очень удобно, нас узнают.

Смысл

Фото из сообщества «Архидети» — vk.com/archideti

О занятиях

Чтобы понять, нужны ли мы ребенку, увидеть его профессиональный и личностный потенциал, мы смотрим портфолио и проводим собеседование. Каждый, кто к нам попадает, нам очень важен. Но иногда мы ошибаемся, и ребенок не раскрывается. По разным причинам. Просто научить рисовать – это слишком мало.

Я сразу сказала, что оценки мы ставить не будем. Пятерка одного человека и четверка другого — это разные вещи, второй на 90% выложился, а первый — на 10%, просто были разные старты. Важен рост относительно самого себя. Мы обсуждаем работы и каждый месяц подводим итоги: что ты сделал, в чем ты вырос, что улучшилось, почему не постарался, что тебе не хватает, что мы не сделали.

Сложно говорить о креативе и нестандартном мышлении в обычном классе с обычными партами, которые стоят в три ряда. В этом году мы сделали «Архидом»: детское пространство, мастерскую. Мы не могли себе позволить супер-ремонт, все фантазии реализовать, но мы постарались все сделать по-человечески добро. Заходишь, снимаешь обувь, ты уже в теплом пространстве, ковролин зеленый, как травка, вещицы всякие симпатичные, проигрыватель для пластинок…

"Архидом"

«Архидом» по мотивам В.В.Кандинского, декабрь 2013 г. Фото из сообщества «Архидети» — vk.com/archideti

И еще, я хочу, чтоб они понимали, когда ты выбираешь профессию, то нельзя просто так: ну, по экзаменам сюда пройду, ладно, а может, сюда поступлю… Должно быть более серьезное отношение: это же моя жизнь, я должен выбрать профессию, а значит, я должен услышать себя. Если я чего-то не умею, надо этому научиться, мне этого не хватает, для того, чтобы мечту заполучить. А это понимание уже не от занятий, это вообще от всего, что вокруг.

О взаимоотношениях

В школе детей пугают ЕГЭ – якобы это самое страшное в жизни. А это просто экзамен. В жизни есть экзамены и поважнее. Дети вместе с нами их проходят, и это помогает им взрослеть.

Мы участвуем в конкурсах, акциях, ездим на фестивали. И там надо друг друга поддерживать, друг другу помогать. Когда ты в коллективе – надо брать на себя ответственность за свои действия. Надо уметь договариваться.

У нас много конфликтов. По разным причинам — недопонимание, кто-то что-то недосказал, кто-то кого-то не принял, кто-то с кем-то не может находиться в одном помещении. Но мы стараемся это решать, это же просто мини-формат, мини-проекция большой жизни. Если ты это понимаешь в 15–16 лет и можешь решить какие-то конфликты, ты можешь пойти на компромисс со своими родителями, со своими учителями, с преподавателем, в своих желаниях.

Архидети

Архидети. Фото из сообщества «Архидети» — vk.com/archideti

На одном из конкурсов в Москве из всех детей выбирали только 2–3 детей, которые поедут в лагерь. От нас участвовали Аня и Олег. Я сидела и наблюдала за Аней. Она знала, что Олег очень хочет выиграть. Но ведь в детстве всегда хочется победить самому. А она так сильно обрадовалась, когда Олега выбрали. Это, по-моему, очень высоко. Когда ты свои интересы оставляешь, болеешь за другого, потому что понимаешь: он же молодец, ему важнее. В 15–16 лет ребята могут быть настолько мудрыми, благородными и высокими в плане мыслей, идей, ощущений. Дух захватывает.

Мы проводим лагерь для творческих детей – «Архисмена». Он не похож на обычные лагеря. В лагерях все делятся на неудачников и крутых ребят, и крутые ребята над неудачниками начинают издеваться. Но мы все разные, кто-то худенький, кто-то полненький, кто-то с брекетами, кто-то в очках, как можно судить человека по внешности? Мы хвалим ребенка за поведение, за поступок, а не просто за то, что он красивый.

Лагерь "Архисмена"

Лагерь «Архисмена». Фото из сообщества «Архидети» — vk.com/archideti

У нас была девочка, которая не хотела ехать, потому что слабослышащая, со слуховым аппаратом. Но ребятам настолько стало интересно, что они специально для нее решили выучить песню с сурдопереводом.

Почти каждую смену в лагерь попадают дети с плохим характером. Я не могу сказать, что они плохие априори, но могут что-то исподтишка сделать, а обвинить другого. Такие ситуации бывают, и они выявляются, мы их проговариваем. И сли ребенок продолжает гнуть такую линию, понятно, что его не избивают, но эти моменты становятся черной меткой для него. Поступки выходят на первый план.

О педагогическом конфликте

Одна родительница мне сказала: «Моя дочь должна меня бояться». Я говорю: «Может, уважать хотя бы?» — «Нет, бояться, тогда я всю жизнь смогу ею управлять». Она же ее потеряет, дочка будет говорить матери «да», но никогда не проникнется к ней душой.

Мне 24, для родителей этих детей я такой же подросток. Они не воспринимают меня всерьез. Мы планируем провести родительский форум, чтобы поговорить, объяснить им: «Мы с вами заодно, мы хотим, чтобы ваши дети стали суперкрутыми и при этом порядочными людьми. Чтобы они не по головам просто прошлись и заработали свои деньги, а стали интересными, добрыми, отзывчивыми, ответственными и хорошими специалистами».

Еще, наверное, родители хотели бы мне сказать: родишь своих – тогда посмотрим. Ну, надеюсь, что я рожу своих и тогда, правда, посмотрим.

Архидети

Архидети. Фото из сообщества «Архидети» — vk.com/archideti

Но я не хочу перетягивать одеяло на себя, просто есть шанс их талантливым ребятам в жизни устроиться, устроиться хорошо и быть со своими единомышленниками. Например, у нас три мальчика сдружились, и они уже – миникоманда.

О себе

С ребятами мы стараемся видеться почаще, вместе ездим куда-нибудь. У меня нет ощущения, что они – дети. А раньше я и подумать не могла, что с какими-то 15-летними буду ходить и радоваться жизни.

Говоришь: «Знаешь, я в твоем возрасте читала Крапивина, он такой крутой автор». И ты надеешься, что он запомнит твои слова, но не очень-то веришь. А потом, хоп, и он рассказывает, что взял книгу Крапивина и прочитал, и действительно оказалось, что интересный автор и книга была замечательная. И в этот момент в тебе мини-салют. Или когда ребенок меняется на глазах, отказывается от плохих компаний.

Интересно самому меняться, расти. Каждый раз, когда ты совершаешь какой-то шаг и думаешь, что это край, дальше некуда, чуть позже, когда он уже пройден, думаешь: «А, ерунда, смог же, и еще больше смогу!» Это тоже очень увлекательно – узнавать, насколько хватает твоего потенциала.

О социальном предпринимательстве

Сейчас любой ребенок, который попадает к нам, изменит свою жизнь хоть на сколько-то. И у нас настал момент взросления, когда нужно ценить свой труд. У нас серьезные изменения произошли в последнее время, мы стали организацией и решили вводить коммерческую составляющую.

Я читаю книги бизнесменов и понимаю, что то, что мы делаем, стоит дорого. Но мне очень тяжело сказать, сколько. Ведь это не преподавательство, не психология, не консультирование – это все в комплекте, когда ребенок полноценно развивается. Тьюторство, наверное, правильно назвать. Ты видишь потенциал в ребенке, направляешь его, даешь ему все возможности, практики, людей, и он начинает добиваться успехов. Но это не всегда ценится. Коммерция – это психологический проход, когда ты понимаешь, что это не бесплатная досуговая история. Когда заплатил – уговоришь себя доделать, дослушать. Мир такой сейчас…

"Архидом". Занятия

«Архидом». Занятия. Фото из сообщества «Архидети» — vk.com/archideti

Но при этом социальная составляющая теряться не должна. Должны быть [бесплатные] места для детей, у родителей которых нет финансовых возможностей, и, наверное, для детей, которые уже очень успешно показали себя на разных конкурсах.

И самое главное – должно оставаться наше личностное отношение к каждому ребенку, чтобы не было просто – научили и вперед.

Всегда хочется глубокой работы на перспективу. Помните фильм «Пацаны»? Динара Асанова взяла реальных детей, сняла в фильме, рассказала их историю – и у кого-то жизнь изменилась. Если ты актер, режиссер, архитектор, смотри дальше – ты же можешь что-то изменить: построить, снять, отыграть, написать… И если ты сделаешь это очень круто, профессионально, с душой, это поменяет историю, перевернет момент. Я за это.

«Хочу, чтобы яркие цвета вошли в моду»

Рассказывает Аделина Сайфутдинова, участник проекта, хореограф, студентка Казанского государственного архитектурно-строительного университета.

Аделина Сайфутдинова

Аделина Сайфутдинова. Фото из сообщества «Архидети» — vk.com/archideti

У нас была девочка в лагере, Василиса. Ей 9 лет. Когда мы её спросили, кем она хочет быть, она сказала:

— Хочу стать дизайнером одежды. Мне нужно для этого научиться хорошо рисовать, компьютерную графику изучить, нужно историей увлекаться, потому что мода связана с историей. Дизайнером одежды я хочу стать потому, что люди сейчас ходят в сером, блеклые цвета и строгие формы – это модно. Люди стильно одеваются, а получаются грустные, унылые, не улыбаются. Папа идет на встречу, наденет эти штаны серые, пиджак серый, рубашку – и стоит грустный. Я говорю: «Пап, ну ты же не такой…» Они все такие там собираются и сидят в грустных костюмах. А я хочу, чтобы яркие цвета вошли в моду. Людей, когда они на солнышко смотрят, посещают яркие, светлые идеи. Я хочу, чтоб люди друг на друга смотрели, и радовались. Все в разноцветном, все вокруг яркое, светится, сияет, как солнышко. Мир же изменится, все будут счастливее и добрее.

P.S.

Этим текстом мы начинаем серию интервью участников Школы общественного действия 2014. Школа организована фондом Андрея Первозванного. Цель школы – поддержка молодых общественных деятелей, а также содействие молодежным социальным проектам в регионах России. В сентябре 2014 года прошел двухдневный интенсив с презентациями, обсуждениями, мастер-классами, тренингами и семинарами. В них участвовали социальные проекты более чем из 30 городов.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий