«Донор ищет удовлетворения по целому ряду параметров». Интервью с грант-дамой


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии
Зоя Талицкая - грант-менеджер "Даунсайд Ап"

Зоя Талицкая — грант-менеджер «Даунсайд Ап»

В преддверии президентских грантовых конкурсов нам захотелось сделать для своих читателей сюрприз, для этого пришлось воспользоваться своим служебным положением, зайти в соседний кабинет и опросить с пристрастием свою коллегу.

Знакомьтесь: Зоя Талицкая, грант-менеджер Благотворительного фонда «Даунсайд Ап».

— Зоя, привет! Как давно ты в некоммерческом секторе? Расскажи, пожалуйста, о своем опыте написания грантовых заявок.

— В некоммерческом секторе я, страшно подумать, с начала 90-х. Все началось с того, что я работала в организации, которая не просто выдала гранты, а была пионером этого направления в России. В свое время существовала такая организация ISAR (Institute of Soviet-American Relations), которая выдавала гранты экологическим некоммерческим организациям. И в тот момент, когда я,  юная выпускница географического факультета МГУ, юный эколог, пришла в ISAR, мы как раз только начали разрабатывать систему и технологию выдачу грантов.  Кроме того я успела немножко поработать в экспертном совете Евразии, который тоже проводил грантовые конкурсы для НКО. Ну, и потом, пока я училась в аспирантуре в США, нам тоже внедряли проектный менеджмент, потому что вся наука американская должна уметь писать заявки, чтобы получать финансирование не свою научную деятельность.

— То есть можно сказать, что ты стояла у истоков внедрения грантовой системы в России, а также знаешь эту систему с той стороны? Ты человек, который оценивал заявки?

— Ну, да, откуда думаешь у меня такое нахальство? Мы этих заявок в свое время получали сотнями не только от НКО, но и от экологических инициативных групп из разных мест, которые никогда в жизни не слышали слово «грант», «проект». Поэтому у нас стояла сложная задача, во-первых, объяснить, что мы от них хотим получить, как они должны написать заявку, что именно написать, а потом, получив ее от них, указать на явные ошибки.

— Как давно ты работаешь грант-менеджером в «Даунсайд Ап», и какова доля средств в общем бюджете, которые привлекаются за счет грантов?

— 4 года с хвостиком, и где-то треть бюджета привлечена именно за счет грантов и субсидий.

— Возможно ли научиться написанию успешных грантовых заявок и как?

— Мне кажется, что должна быть какая-то собственная склонность к логичности. Вторая ошибка, которую допускают грантописатели, это нелогичность, которая проявляется в том, что новые неожиданные куски информации появляются вдруг по ходу чтения. Главный принцип логичности написания состоит в том, что все, что хочется и необходимо сказать, появляется в самом начале, и постепенно развивается. Не должно на этапе задач появиться того, чего не было в целях и проблеме,  в мероприятиях проекта не должно появиться того, о чем бы ни было сказано в задачах. А как этому научиться? Не знаю, все-таки должна быть какая-то рациональная склонность. Я бы не просила творческих эмоциональных людей писать грантовые заявки, а вот рациональных этому точно можно научить. Можно также пробовать давать кому-то читать, более опытному, потому что глаз замыливается, посторонний человек сможет выявить нелогичность и найти ошибки.  Кстати, аудит грантовых заявок входит в услуги проекта «Фандрайзинг в стиле FUN

— Зоя, скажи, что нужно помнить, для того, чтобы написать хорошую грантовую заявку?

— Нужно усиленно представлять себя на месте того человека, который читает твою заявку.

Самая распространенная ошибка – писать заявку со своей колокольни, писать нужно, сидя на колокольне того человека, который будет читать.

— Самое сложное в написании проектов, это оценка их эффективности. Что ты думаешь по этому поводу? Можешь дать какой-либо совет?

— Дело в том, что, мне кажется, что эта проблема сильно преувеличена. Потому что для того, чтобы измерить и оценить результаты любой деятельности, хотя это и нелегко, существует много различных методик. Проблема, видимо, в том, что социальные науки в принципе не сильны, и социальные науки здесь отстают от западных социальных наук, но методики есть. Но все же в последнее время я не видела ни одного донора, который бы не поинтересовался тем, что изменится в ходе проекта, все хотят, чтобы мы оценили результаты. Никого уже не устраивает то, что мы проведем 5 семинаров и обучим 50 специалистов, всех интересует вопрос: что потом, в результате.  Проблема в том, что методики оценки эффективности – это исследования, которые достаточно дороги. На данный момент ни одна грантовая организация не готова, чтобы ресурсы на эти исследования были заложены в грантовые заявки, к сожалению.

— Вопрос к Зое, которая когда-то давала гранты :)  Что главное в заявке с точки зрения грантодающей организации?

— Донор не смотрит на один параметр, донор ищет удовлетворения по целому ряду параметров, и если заявка 1-2 параметра удовлетворила, а по двум «просела», то, как правило, она не финансируется, потому что конкурс большой. Это как конкурс в вуз: дети, которые поступают, очень хорошие, но проблема в том, что есть дети еще более хорошие.

— Зоя, спасибо за то, что ответила на наши вопросы, думаю, что многим это поможет в написании своих грантовых заявок. Твои пожелания тем, кто пишет в настоящее время заявки.

— А что тут скажешь? Удачи!


Навыки фандрайзера — это не только умение писать грантовые заявки, но и многое другое! 26 октября провожу одну из секций в «Мастер-школе по фандрайзингу».

  Программа мастер-школы и регистрация на сайте Ассоциации фандрайзеров

До встречи на «Мастер-школе»!

Лилия и проект «Фандрайзинг в стиле FUN»

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий