Наталья Каминарская: «Разговор о ценностях поможет найти общий язык в благотворительности»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

23 октября в Москве пройдёт ежегодная конференция Форума Доноров — одно из крупнейших событий в российском некоммерческом секторе. Основная тема — «Ценности и мотивы современной благотворительности: горизонты развития». О том, как видят эту тему организаторы и почему она важна — исполнительный секретарь Форума Доноров Наталья Каминарская.

Наталья Каминарская, исполнительный секретарь Форума Доноров

Наталья Каминарская

Наталья, почему именно теперь вы решили говорить о ценностях и мотивах? Почему это представляется актуальным?

— Для нас это не совсем «теперь» — тему мы придумали в начале года. У Форума Доноров каждый год есть какая-то тема, которой посвящены разные мероприятия: ежегодное исследование (Доклад Форума Доноров), ежегодная конференция, различные дискуссии, а в этом году еще и фотоконкурс. Тему ценностей мы выбрали, потому что нам показалось, что есть некоторый «затык» в развитии благотворительности в нашей стране в целом. Он связан с тем, что мы углубились в ее операционную составляющую: как делать то или иное? как людей привлекать? как именно организовывать? как правильно деньги раздавать? и т.п. А какие-то важные вещи пропустили, и из-за этого у нас не все получается. Пропустили же мы такую базовую вещь как ценности благотворительности.

С одной стороны, тема эта вроде как очень понятная, а с другой – достаточно сложная, и надо бы по крайней мере начать о ней разговаривать. Разобраться, есть ли в нашей работе вообще какие-то ценности за пределами библейских, общечеловеческих.

Форум Доноров, понятное дело, смотрит в основном со стороны институциональной благотворительности. Какие, например, ценности донор, который создает фонд – частное лицо или корпорация – хочет транслировать с помощью этого инструмента? Получается это или не получается? Насколько ценности институтов благотворительности совпадают с ценностями доноров? Как все воспринимается благополучателями и потенциально – всем обществом? Эти аспекты так или иначе будут рассматриваться на нашей конференции.

На конференции будут представлены результаты исследования ценностных основ деятельности благотворительных фондов. Забегая вперед, для интриги – можете сказать, обнаружились ли для вас какие-то неожиданности? 

— Очень много было неожиданного, и мы утвердились в том, что правильную тему подняли. Оказывается, ценности, которыми руководствуются фонды в своей деятельности, — это совсем не те социальные ценности, о которых мы думаем, в связи со словом «благотворительность». Это первое, что нас поразило.

И второе — выяснилось, что тема ценностей совсем не исследована, не только в России, но и во всем мире. Мы сначала решили ничего не выдумывать, а посмотреть, что сделано на Западе, и опереться на их опыт. Оказалось, что публикаций на тему ценностей благотворительности почти нет. Есть, например, публикации о «семейных ценностях семьи Рокфеллеров», а генерального исследования: как это в целом устроено, какие они есть и т.п. – нет. Для нас это было приятным сюрпризом: мы выдумываем механизм, который может быть интересен не только нам.

В программе конференции есть такие хорошо знакомые темы как «эффективность», «отношения со СМИ» и т.п. Мы говорим о них уже много лет. Будут ли в их обсуждении какие-то новые ракурсы и повороты? 

— Конечно. Мы не просто так на эти темы будем говорить, а в контексте ценностей. Эффективность, например, для донора — часто мерило того, насколько его ценности правильно трансформировались. Если мы говорим, сколько мы детей вылечили, а ценность донора была, условно говоря, «мир во всем мире» — эффективно это или нет? Или другая вещь – как мы представляем свою деятельность вовне? Одинаково ли, например, донор и фонд, им созданный, транслируют свои ценности? Выяснилось, что их ценности часто не совпадают.

Отчитываясь об эффективности, например, фонды часто пишут: «Спасли, воспитали, повзаимодействовали»… И что? И как воспринимается вся эта подрывная деятельность? Почему мы имеем массу фандрайзинговых фондов и очень мало частных? Наверно, в этом тоже есть какая-то логика…

Как со всем этим быть? Как сделать, чтобы ценности и мотивы благотворителей правильно транслировались? Сложно, если донор привержен ценностям, которые в обществе еще не прижились. Когда Фонд Потанина, например, начал свою Стипендиальную программу, поддерживать талантливую молодежь никому в голову не приходило – не на уровне благих пожеланий, а так, чтобы начать этим системно заниматься. Теперь поддержка талантов, как говорится, сommon knowledge, теперь уже странно, если этого нет. Так происходит формирование повестки дня не только личной, но и общества – вот интересные повороты сюжетов.

В программе еще заявлена тема профдеформации и выгорания. По вашему ощущению, это сейчас серьезная проблема для многих людей в некоммерческом секторе?

— Да, очень – и для фондов, и для компаний. Это тоже связано с мотивацией и ценностями: сколько можно на алтарь кидаться и что будет дальше…

Тема страшно животрепещущая, и ее практически не обсуждали раньше. Мотивация персонала, удержание, рекрутирование, предотвращение выгорания… И где взять людей, которые так нужны? Мы же хотим людей, которые будут верить в то же, что и мы, занимаясь этой работой.

Сейчас интересный момент: с одной стороны, благотворительность стала очень популярной, количество организаций неимоверно возросло, по сравнению, скажем с тремя годами назад. Но общий уровень понимания и даже единый язык – отсутствует. И может быть, разговор о ценностях и мотивах как раз нам поможет его найти. Нужно найти базисы, с которых мы стартуем к новым горизонтам, как нам бы хотелось.

P.S. Подробнее о конференции Форума Доноров — по этой ссылке.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий