Людмила Пантелеева: «Будем надеяться, что целевые капиталы переживут кризис»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

ЗАО «Газпромбанк – Управление активами» — крупнейший управляющий средствами эндаументов в России: доля рынка порядка 70%. Зачем компания сфокусировалась на целевых капиталах и что делает для их развития, «Филантропу» рассказала Людмила Пантелеева, заместитель начальника департамента инвестиционного менеджмента Газпромбанка.

Людмила Пантелеева

Людмила Пантелеева

— Почему в ЗАО «Газпромбанк – Управление активами» решили заниматься управлением целевых капиталов? Это коммерческая выгода, прежде всего, или есть еще какие-то причины?

— Мы запустили направление по работе с эндаументами, когда его коммерческая выгода еще не была очевидна. Это было в начале 2009 г., сразу после кризиса. Уже на этапе работы с первыми клиентами мы показали хорошее качество управления, поэтому далее за короткий период нам удалось привлечь ряд крупных клиентов. Мы стали управлять большим портфелем средств эндаумент-фондов, что позволило сформировать коммерческую составляющую этого бизнеса для нашей компании. Помимо всего, успешное развитие направления по работе с НКО со временем стало и сильной имиджевой составляющей УК — в нашем активе оказались не только самые крупные целевые капиталы рынка, но и самые именитые, и уникальные, единственные в своем сегменте, — музейные, сфер здравоохранения, культуры, образования и науки.

— Сейчас ЗАО «Газпромбанк – Управление активами» управляет 33 эндаументами в России (из существующих 131). Это фактически четверть от всех. Как складывался этот пул? Какой эндаумент был первым и почему?

— Здесь необходимо сделать поправку: 131 — это количество зарегистрированных фондов. Из них сформированных, то есть собравших минимально необходимый капитал и передавших его в управление, примерно половина. И у нас сосредоточено порядка 50% тех фондов, которые располагают деньгами в целевых капиталах. Мы уже с момента выхода на рынок имели в управлении большее количество таких клиентов, чем другие, и всегда превосходили по совокупному объему средств.

Если честно, цели стать монополистом у нас не было, это получилось, само собой, благодаря накопленной экспертизе и качеству услуг в целом. В 2012 году, когда мы собрали значительный пул эндаументов, в УК был создан отдельный департамент, специализирующийся только на обслуживании фондов целевого капитала. Помимо управления средствами мы активно консультируем потенциальных и действующих клиентов на предмет создания и функционирования фондов. У нас есть свои истории успеха — ряд уникальных эндаументов появился на рынке не без нашей помощи.

— Могли бы вы рассказать, какие именно и в чем была помощь?

— Среди таких примеров: Петергоф, Клиническая больница и ряд крупнейших вузов, которым мы помогали консультационно на всех этапах создания их эндаументов.

— Почему большинство эндаументов, находящихся в вашем управлении, вузы? Вы как-то специально привлекаете их?

— Так традиционно сложилось, что вузы превалируют по количеству среди всех созданных эндаументов в стране. Поэтому и у нас их оказалось больше, чем клиентов из других сфер. Очевидно также, что клиенты активно общаются друг с другом и, видимо, делятся своим положительным мнением о сотрудничестве с нами.

— Как к вам пришли музеи?

— Точно так же, как и остальные клиенты: УК «Газпромбанк – Управление активами» была одной из первых, кто стал продвигать идеи создания целевых капиталов, в том числе среди музеев. И на многочисленных конференциях, форумах и т. д. мы активно делились и делимся нашим опытом. Формула успеха проста: нам доверяют как профессионалам сферы.

— Вы как-то себя рекламируете для того, чтобы к вам приходили другие эндаументы? Если да, то как именно?

— Самая лучшая реклама — это наши эндаументы, их количество и история сотрудничества с ними. Что может быть лучше и эффективнее того, когда сами клиенты тебя продвигают? Информация о нас дошла и до президента страны, что стало для нас полной неожиданностью. 1 сентября этого года наш клиент — директор эндаумента Северо-Восточного федерального университета Евгения Аргунова — на встрече Владимира Путина с сотрудниками вуза рассказала о работе своего фонда, упомянув и наше эффективное управление средствами. Нам это было очень приятно, не скрою.

Особой цели «греметь» везде у нас не стоит, но инфоповодов хватает: приход новых клиентов, выступление на площадках крупнейших форумов, где мы рассказываем о применении механизма эндаумента, участие в мероприятиях клиентов, а также секции или дискуссии, которые мы организуем сами. Но эта деятельность, скорее, больше относится к продвижению именно идеи целевых капиталов, чем нас самих. Но это, естественно, и возможность показать наш профессионализм и заинтересованность в развитии этого сегмента, что всегда важно для клиентов. Основное, что внушает уверенность такой специфической категории клиентов в успешности инструмента эндаумента, — то, что рядом есть сильный, профессиональный и надежный партнер. Практика показывает, что такая вовлеченность в жизнь некоммерческих организаций, постоянная инициатива со стороны нас и наших коллег — все это способствует созданию новых «вечных» капиталов.

— Как отражается текущий экономический кризис на нынешней ситуации энадаументов?

— Эндаументы — новая институция в нашей стране, но уже прошедшая некоторую закалку в 2008 году. У фондов, как и у управляющих их капиталами, есть практический опыт, извлечённый за это время. Кроме того, законом предусмотрены инструменты, которые позволяют сохранять средства клиентов, когда финансовый рынок «штормит». Хотя от всего застраховаться сложно и невозможно, будем надеяться, что целевые капиталы переживут и этот этап. И тогда им будет уже ничего не страшно, ведь впереди вечность, поколения, которые получат и целевой капитал в свое распоряжение, и результаты того, что удалось создать, сберечь и развить благодаря средствам эндаумента.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий