«РусГидро»: «Важно, что наши проекты приносят людям пользу»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Российский энергетический холдинг «РусГидро» в прошлом году потратил на благотворительность 1,17 миллиарда рублей. О том, как можно максимально эффективно использовать эти средства, как компания выбрает приоритетные направления поддержки и как старается не уменьшить объемы помощи в кризисные времена, журналу «Филантроп» рассказала Елена Вишнякова, заместитель директора Департамента по связям с общественностью — пресс-секретарь ОАО «РусГидро».

Елена Вишнякова, РусГидро

Елена Вишнякова, заместитель директора Департамента по связям с общественностью — пресс-секретарь ОАО «РусГидро».

Большое дело

Основные благотворительные программы «РусГидро» объединены в общефедеральную долгосрочную комплексную программу «Чистая энергия». Она реализуется во всех регионах присутствия компании.

Программа «Чистая энергия» — это сетевой благотворительный проект, который реализуется филиалами самостоятельно с учетом потребностей каждого региона. У нас разработана серьезная система, в рамках которой специалисты на местах определяют необходимость тех или иных мероприятий и акций. Речь идет о широкой региональной программе, позволяющей оперативно решать локальные проблемы. В этом смысле у людей на местах есть «свобода маневра». Мы обеспечиваем максимально комфортные условия как для привлечения к сотрудничеству партнеров (в том числе местные администрации), так и для реализации благотворительной политики компании в целом.

Пример некоторых крупных компаний, где подобные вопросы решаются «из Москвы», мы считаем неправильным. Люди на местах лучше видят, что и как должно быть сделано. Руководители компании на местном уровне очень глубоко погружены в проблемы региона, в котором живут и работают. Их опыт и понимание местных особенностей позволяют формировать небольшие проекты (к примеру, закупка оборудования или внедрение образовательной программы), которые в результате дают большой эффект. Крупные компании не всегда могут качественно «отрабатывать» множество мелких проектов, на это просто ресурсов не хватит. Проект «Чистая энергия» позволяет это сделать.

Обсуждение проектов в рамках студенческого конкурса «Энергия развития»

Обсуждение проектов в рамках студенческого конкурса «Энергия развития»

Основные направления программы «Чистая энергия» — акции, направленные на воспитание молодежи (в том числе из социально незащищенных слоев населения) и на выращивание наших будущих сотрудников. Одна из первых программ в этой сфере – конкурс студенческих проектов «Энергия развития», который мы проводим с 2009 года совместно с профильными энергетическими, а также с некоторыми другими университетами. Победителями становятся ребята, увлеченные гидроэнергетикой. Как следствие — наиболее талантливых ребят наши эксперты забирают к себе на работу. Приз — стажировка на гидротехнических объектах и в научно-исследовательских центрах на территории России и за границей. В прошлом году, например, победители ездили в Канаду. За 6 лет проведения конкурса у него было около 60 победителей, и почти половина из них связали свою жизнь с гидроэнергетикой.

Мы очень гордимся партнерской программой с «ДЕТГИЗом». Многие из нас помнят по своему детству серию книг «Хочу всё знать», издававшихся ежегодно с 1957 по 1991 годы. В прошлом году новый альманах «Хочу всё знать» вышел в свет после многолетнего перерыва. Ее особенность – сочетание лучших статей прошлого и их анализа с точки зрения современной науки. Проект пользуется успехом. К сожалению, тираж «Хочу всё знать» всего 10 000 копий (при СССР был от 100 000 до 500 000), в масштабах страны – это крайне мало. Поэтому в первую очередь мы распространяем ее по библиотекам и школам, чтобы как можно больше ребят смогло ее прочитать.

Существуют программы поддержки детского спорта, прежде всего это виды, связанные с водой, снегом и льдом: плавание, лыжи, коньки, парусный спорт. Мы много лет сотрудничаем с Федерацией гребного слалома – это, можно сказать, полностью наша стихия: вода и перепады высот.

Мы закупаем оборудование для комнат социальной адаптации в детских домах, обустраиваем детские игровые площадки в детских образовательных учреждениях, организовываем благотворительные новогодние елки и творческие конкурсы.

В рамках программы «Чистая энергия» реализуются масштабные гуманитарные и просветительские программы и акции в сфере экологии. Совместно с заповедниками «РусГидро» организует экологические маршруты, оборудует экологические тропы. С 2005 года проводится акция «оБЕРЕГАй»: сотрудники компании и помощники из числа молодежи очищают от мусора берега рек и водохранилищ, благоустраивают пляжи и набережные.

Разноплановая помощь

В «РусГидро» продвигают и другие благотворительные проекты. С 2007 года мы реализуем программу «Книга в подарок». Для слабовидящих детей закупаем книги с объемными яркими картинками, и распространяем их по семьям, крупным детским региональным библиотекам, специализированным школам-интернатам.

Во многих регионах нашего присутствия существует проблема: ГЭС находятся далеко от областных центров (500 и более км), а значит – от больниц и родильных домов. Пациенткам приходится так далеко ездить или лететь на вертолете, рискуя собой и ребенком. В рамках нашей программы «Рожденные энергией» закупается современное дорогостоящее диагностическое и реабилитационное оборудование для родильных отделений местных больниц – таким образом, качественная медпомощь становится более доступной.

Профориентация детей-сирот – волонтерская программа, реализуемая нашим кадровым подразделением. Существует серьезная проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме: отсутствие у них элементарных навыков (от приготовления еды до оплаты коммунальных счетов). У нас в компании есть энтузиасты, готовые работать с такими детьми. Они занимаются с сиротами по профильным предметам, «высматривая» в процессе общения и обучения тех, кто хочет и может стать хорошим техническим специалистом среднего звена. Такие компании, как наша, испытывают постоянную потребность в грамотных «технарях». Порой хорошего сварщика найти намного сложнее, чем хорошего менеджера.

Благотворительная программа РусГидро

Водная комната в музее Экспериментаниум

 

Волонтерские мероприятия по профориентации проводятся на базе наших подшефных учреждений (детдомов, школ-интернатов). Наши сотрудники в выходные едут в детский дом и там занимаются с детьми, организуют экскурсии на ГЭС.

Только цифры
  • 90 работников «РусГидро» принимают участие в программе социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов
  • 245 ребят из детских домов охвачены этой программой
В результате работы с сиротами сотрудники стали усыновлять этих ребят. Это не было целью программы, но было бы неправдой сказать, что на такой поворот событий мы совсем не рассчитывали.

Компания усыновления стимулирует. Программа поощрения усыновлений появилась даже раньше программы корпоративного волонтерства. У нас есть доплаты к зарплате, а также особые льготы для усыновителей – например, пособия на образование и отдых ребенка, возможность вывозить ребят в отпуск на каникулы, дополнительные отгулы и т.п. Руководство компании прекрасно понимает проблемы и нужды семей с приемными детьми – усыновители есть и среди топ-менеджмента.

Эффективность

По каждой нашей программе есть многофакторная система оценки. По программе «Рожденные энергией» главный показатель успеха – это качество оказываемой помощи и количество людей, получивших помощь.

Рост

Программа «Рожденные энергией» существует с 2006 года. Она зародилась в одном филиале, а в 2014 году в программе участвовали 16 филиалов и дочерних компаний РусГидро. Сумма помощи постоянно увеличивается — в прошлом году 12 380 000 рублей.

Основной приоритет для нас – успешная реализация проектов. Имиджевая и репутационная составляющая, при всей ее важности, для нас только на втором месте. Безусловно, нам важно, чтобы наша работа ассоциировались именно с «РусГидро». Но гораздо важнее для компании тот факт, что наши проекты работают и приносят людям пользу.

При этом мы никогда не пытаемся изображать из себя ангелов, делающих всё исключительно ради добра или чтобы мир стал светлей. Тот же студенческий конкурс – это, по сути, бизнес-программа. Ее мы проводим для того, чтобы решить кадровую задачу, обеспечив приток талантливых сотрудников в компанию. Если они к нам приходят – это тоже один из показателей эффективности программы.

Личная инициатива

В офисе у нас есть корпоративные волонтерские мероприятия, которые проводятся без привлечения бюджета компании, и в них участвуют только те, кто действительно хочет.

С марта прошлого года проходят благотворительные акции в центральном офисе Компании, а также в некоторых регионах. Мы приглашаем несколько благотворительных фондов. Они привозят и выставляют в вестибюле свою продукцию на 4-5 часов. Любой сотрудник может выбрать понравившуюся вещь и сделать пожертвование. Всё происходит с соблюдением всех требований законодательства: со вскрытием ящиков для пожертвований, актами и т.д. Эти деньги затем направляются на нужды фонда. Перед такими мероприятиями наша пресс-служба проводит большую информационную компанию для сотрудников, поэтому они приходят уже готовые расстаться с деньгами, т.к. знают, куда эти деньги пойдут.

Результат
  • 4 благотворительные ярмарки провели в 2014 году в офисе РусГидро
  • 2,5 миллиона рублей – общая сумма собранных средств
  • 15 благотворительных фондов приняли участие в ярмарках: «Наивно очень», «Жизнь как чудо», «Со-единение», «Детские сердца», «Подсолнух», наш собственный фонд «Сопричастность», «Созидание», «Красота – детям», «Галчонок», ОРБИ, фонд помощи хосписам «Вера», общественная организация «Дорога в мир», центр равных возможностей «Вверх», художественный центр «Дети Марии».

Два раза в год к нам приезжает Служба крови со своим оборудованием. После сдачи крови нашим донорам предоставляется всё, что положено по закону: компенсация на питание и отгул. Но, как показывает практика, лишь немногие пользуются этими возможностями: положенный отгул в течение календарного года взяли около 15% сотрудников. Подавляющее большинство доноров (по нашей оценке, около 90%) компенсацию на питание также отдают на благотворительность.

Мы совмещаем донорство с акциями ко Дню здоровья. Например, приглашаем Фонд ОРБИ, борющийся с инсультами, для проведения экспресс-диагностики предрасположенности к инсульту. Для сотрудников эта процедура платная, а средства от нее также идут фонду ОРБИ на благотворительность. Фонд перенаправляет эти деньги пациентам, которым сложнее всего собрать деньги на лечение: мужчинам до 40 лет (обычно выбирают одного «сложного» пациента и направляют средства на его лечение).

Степень и форму участия в наших акциях каждый определяет для себя сам. Есть те, кто предлагает отличные идеи по поводу лотов на благотворительном аукционе (он у нас проводится на каждом мероприятии). Есть сотрудники, готовые стоять за лотком и продавать товары. Некоторые готовы оплатить часть каких-либо организационных расходов. Огромную помощь нам оказывает наша столовая, которую мы называем в шутку «Ресторан «РусГидро». На благотворительные ярмарки они делают «добрые пирожки»: каждый покупатель к своей покупке получает вкусный пирожок, а на аукционах они продают возможность заказать торт на день рождения сотрудника.

Кризис

Перед нашей компанией стоит задача: снижать социальное напряжение и социальные проблемы. Кризис, конечно, затронул нас, как и всех остальных, но не привел к резкому сокращению социальных расходов, т.к. они планируются заранее. Основные сложности связаны с тем, что много обращений приходит «вне плана». На такие случаи существует некая «подушка», но использовать ее сейчас стало гораздо сложнее, чем раньше. В докризисные времена сумма этого резерва позволяла рассмотреть дополнительные обращения. Сейчас, к сожалению, возможность «внеплановой помощи» сведена к минимому. Но все наши запланированные долгосрочные и традиционные программы мы реализуем обязательно, вне зависимости от обстоятельств.

благотворительная программа РусГидро

Девочка «учит» летать птенцов журавлей в Хинганском заповеднике (Амурская область). Фото Александра Попова.

 

С помощью больших вложений можно многое реализовать, но сейчас они не всегда доступны. Зато теперь люди больше, чем раньше, хотят помогать и отдавать. Поэтому-то такое распространение сейчас получили волонтерские программы. Люди ищут, куда приложиться, что добавить к тому, что делает компания, несмотря на сложности и «тяжелые времена». Даже в кризис волонтеры все равно никуда не уходят.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий