Волонтеры помогают учиться


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Родители, чьи дети ходят в школу, не понаслышке знают, как нелегко дается учеба, какая у детей нагрузка. Новые требования, много новых предметов уже в начальной школе вынуждают родителей уже с первого класса либо самостоятельно заниматься с детьми после школы «школой», либо нанимать репетиторов. Обычным детям из психологически здоровых семей непросто учиться в наше время. А что говорить о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию? Дети из неблагополучных семей, дети, страдающие от насилия или находящиеся без родительского надзора тоже ведь ученики. Но они находятся в группе риска и являются первыми претендентами на «вылет» из системы образования как раз потому, что им не хватает наставника, поддержки, мотивации для продолжения учебы.

В Санкт-Петербурге появился проект «Старшая сестра», который направлен на социально-психологическую адаптацию, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних девочек в возрасте от 7 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в условиях круглосуточного стационара. Проект реализуется на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Межрегионального общественного благотворительного фонда «За здоровое поколение на пороге XXI века». Волонтеры помогают девочкам в подготовке школьных домашних заданий по различным предметам с 5 по 9-й класс. Немаловажным является не только помощь в подготовке заданий, но и просто общение воспитанниц с волонтерами. Это может проходить в виде совместного чаепития, мастер-классов, настольных развивающих игр и многого другого.

О деятельности «Старшей сестры» рассказывает координатор программы Валерий Олин.

— Валерий, есть ли статистика, сколько занятий вы помогли выполнить за время существования проекта?

— Да, мы каждый учебный год подводим итоги, в том числе и количественные, где отражаем, какое количество раз волонтеры проекта приходили к нашим воспитанницам, скольким девочкам помогли, а также количество проведенных занятий. За время работы проекта с декабря 2012 года по май 2015 года 181 раз добровольцы посетили Центр, 206 девочкам помогли в подготовке домашних заданий, всего было проведено 476 занятий. Самыми востребованными предметами являются математика, английский и русский язык, чтение и химия.

— А как насчет данных по успеваемости? Насколько она улучшилась?

— У наших воспитанниц, занятых в проекте, наблюдается улучшение успеваемости. У девочек повысился уровень мотивации к обучению, воссозданы навыки, необходимые для обучения в школе. Благодаря занятиям с волонтерами три воспитанницы Центра в 2014–2015 гг. успешно поступили в профессиональные колледжи (акушерский, педагогический и садово-паркового хозяйства).

— Скажите, что важнее в этом проекте – подготовка домашних заданий и обучение или налаживание контактов с волонтером, чувство поддержки для девочек?

— Без налаживания контакта волонтерам было бы сложно помогать девочкам. Девушки-волонтеры в процессе общения с нашими воспитанницами приобретают психолого-педагогические навыки и учатся чувствовать эмоциональное состояние детей, что помогает им в дальнейшем успешно заниматься.

Помощь в выполнении и подготовке домашних заданий – это всего лишь направление проекта, которое активно развивается уже на протяжении почти трех лет.

— Известно, что дети из центров реабилитации непростые. Какие есть трудности в плане общения с такими девочками? Бывают ли конфликтные ситуации, когда они не хотят заниматься или общаться с волонтерами. Как быть в этом случае?

— Трудности, несомненно, есть, они могут быть выражены в большей или меньшей степени, что зависит в первую очередь от ситуации в семье ребенка и от положения, в котором оказалась несовершеннолетняя в результате разрыва детско-родительских отношений. Ребенок может проявлять агрессию по отношению к окружающим его людям, как к другим детям, так и к взрослым, а может просто не идти на контакт. У многих девочек нарушено психологическое состояние, что связано со сменой моральных ценностей и личностными проблемами.

Чтобы избежать конфликтных ситуаций и наладить контакты волонтеров с девочками, мы всегда проводим встречи волонтеров с психологом Центра. В процессе собеседования психолог дает все необходимые рекомендации, как вести себя с тем или иным ребенком, какие темы в разговоре следует затрагивать, какие нет, а также ответит на все возникающие у волонтеров вопросы. Мы очень ценим работу наших волонтеров и всегда готовы помочь в разрешении любых проблем.

— Как вы видите развитие этого проекта, новые направления?

— Как и в любом деле, я хочу, чтобы проект развивался и в будущем. Он, по моему мнению, — очень важный и востребованный как для наших воспитанниц, так и для тех людей, которые хотят помогать, ведь для многих это шанс реализовать себя и проявить доброту и заботу в отношении нуждающихся детей.

Мы уже в этом учебном году хотели бы расширить направление деятельности проекта и ищем волонтеров, которые могли бы заняться с нашими девочками танцами или даже помогать совместно с нашими социальными педагогами в постановке театрализованных выступлений, приуроченных к различным праздникам, проходящим в Центре.

Еще года два назад мы хотели создать на базе Центра мини-фотостудию. Проект предусматривал проведение цикла занятий по арт-терапии при помощи фотографий, что позволит детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, улучшить социально-психологический климат, погрузиться в процесс индивидуального и группового творчества, раскрыть свой творческий потенциал, а также проведение досуговых занятий в виде фотосессий. Эта идея до сих пор живет в нас, и мы приложим все усилия, чтобы идея создания фотостудии, как одного из новых направлений проекта, реализовалась в обозримом будущем.

Материал подготовлен волонтерами межрегиональной организации социальной помощи детям «Наши дети».

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий