«Бездомные — незрячим». Первая фотовыставка для слепых


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Тихо и скромно 19 января в Санкт-Петербурге, в Государственной библиотеке для слепых и слабовидящих прошла фотовыставка для слепых – при том, что такое событие случилось, вероятно, впервые в мире. По крайней мере, редактор петербургского уличного издания «Путь домой» и автор тифлокомментариев Аркадий Тюрин аналогов не знает.

Выставку можно было бы даже назвать так: «Бездомные – незрячим», так как авторы большинства представленных фоторабот – петербургские бездомные. Выставка прошла при поддержке Генерального Консульства Королевства Нидерландов в Санкт-Петербурге, так как выросла из проекта, автор которого – редактор голландского уличного журнал «Straatnieuws» (г. Утрехт) Франк Дрис. В 2003 г. он раздал бездомным продавцам этого журнала одноразовые фотокамеры и попросил их сфотографировать жизнь вокруг такой, какой они её видят, в 2004 году к проекту присоединился уличный журнал «Путь Домой», позже ставший газетой. А в прошлом году Аркадий, ранее уже сделавший тифлокомментарии к нескольким фильмам, взялся за работу над видеопрезентацией для незрячих подборки фотографий из того проекта.

— В проекте приняли участие 15 петербургских бездомных, которые начиная с 2004 года фотографировали, — рассказывает Аркадий Тюрин. — Потом Франк Дрис отбирал фотографии и отобрал 15, потом прислал ещё 6 со словами: «Очень уж собак люблю». И в нашем распоряжении оказалась 21 фотография. Я написал текст для этих фотографий, мой партнёр Николай Новиков записал мой голос на мини-диск (поскольку нам нужна была очень высокая дискретность), я эту запись нарезал, а Николай сделал звуковое сопровождение. С бездомными работал сотрудник благотворительной организации «Ночлежка» Алексей Варсопко, постер нарисовал Андрей Мордовцев. И вот мы здесь, господа! В сопровождающем мои комментарии нойзе очень много интересных фрагментов: например, пульсация Солнца, шум галактик, то, что было уловлено специальной аппаратурой и переведено в воспринимаемые людьми звуки. Ведь мы тоже работаем с волнами – световые волны мы перевели в звуковые, в голос.

— Как проект будет развиваться дальше?

 Теперь мы после некоторой корректировки запишем аудиофайл в хорошем качестве на диск и отдадим его в Библиотеку для слепых, которая, будучи координационно-ресурсным центром, пересылает это в 70 с лишним остальных российских библиотек такой направленности.

— А другие подобные проекты?

Мы занимаемся технологиями, показываем: «Ребята, можно вот так». И люди сами начинают делать. Если мы будем всё за всех делать, мы будем не технологами, а какими-то производственниками. А мы изобретаем и внедряем. Я не социальный работник, а информационщик. Меня интересуют информационные потоки, их трансформации и как они могут послужить людям. Так, например, мы с одним товарищем собираемся сделать музыкальный клип для глухонемых.

— Фотоработы бездомных делались изначально для именно этого проекта с тифлокомментариями?

 Нет. Это была идея Франка, он подарил мне первые несколько фотоаппаратов (остальные мы потом докупили) и попросил раздать их продавцам уличной газеты «Путь домой». Потом он сделал фотоальбом «Глаза улицы», что-то было представлено на конференции уличных изданий, что-то было опубликовано в шведском уличном журнале «Faktum». В 2009-м году этот номер журнала «Faktum» переслали нам, шведский консул торжественно вручил экземпляры бездомным фотографам. Нам было интересно продолжить эту работу.

Надо сказать, что фотовыставка стала поводом и для ответного жеста: несколько незрячих людей связали для бездомных тёплые вещи, которые переданы представителям Мальтийской Службы Помощи, работающим с бездомными на улицах Санкт-Петербурга. В Российской Федерации проживает 5,5 миллионов слепых и слабовидящих. 80% информации об окружающем мире человек получает через органы зрения, поэтому каждый проект, направленный на компенсацию ущерба от отсутствия у некоторых людей зрительных образов, имеет огромное значение. Не менее важны и любые инициативы, связанные с сотрудничеством людей, в силу разных причин нуждающихся в специальных мерах по социализации.

1 comment

Add yours

Добавить комментарий