«Когда ты начинаешь добиваться соблюдения закона, то это начинает раздражать»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Кто такие экологи? Наверное, самый популярный ответ на этот вопрос: люди, штурмующие нефтяные платформы, живая цепь защитников леса. На самом деле, это огромная сфера: научная, просветительская, волонтерская. О том, что такое экопроект, как работают «зеленые» НКО, корреспондент «Филантропа» поговорил с экспертом в области экологии Сергеем Симаком.

Сергей Симак. Фото с сайта niasam.ru/

Сергей Симак. Фото с сайта niasam.ru/

Сергей Симак
Проректор ГОУ ВПО «Самарская государственная областная академия», Председатель Центрального Совета Российской Зеленой Лиги.
Подробнее — на сайте Общественной палаты
— Можете дать определение НКО в области экологии?

— Сама по себе экологическая деятельность очень разнообразна. К примеру, существует такое направление, как защита экоправ. И здесь «зеленые» НКО во многом похожи на правозащитные организации. Есть также деятельность, связанная с просвещением, экологическим проектированием (работа с особо охраняемыми территориями, национальными парками), исследованиями. Дружины охраны по защите природы, созданные еще в СССР, занимаются исследованиями в области экологии. Существует также понятие «экологический менеджмент», то есть организации, способствующие внедрению программ действий по защите климата, энергосбережению, вовлечению отходов в хозяйственный оборот.

Кроме того, экологические организации отличаются масштабами. В нашей стране великое множество малых экологических НКО, состоящих из двух-трех человек и реализующих проекты в области городской экологии. Такие организации активно привлекают волонтеров.

Есть профессиональные экологические организации: «Беллона», «Эковахта Сахалина» и так далее. Там работают специалисты, эксперты, способные выполнять сложнейшие задачи. Есть сетевые организации, которые достаточно неустойчивы и годами могут находиться в кризисе. Одно время была волна социального экологического волонтерства, и появилось множество таких сетевых НКО. Вскоре этот тренд ушел и организации распались. Большинство из них не научилось выделять специализированные структуры: отделы фандрайзинга, PR-направление. В итоге такие организации неизбежно входят в кризис.

Нельзя не отметить и ангажированные структуры, не напрямую создаваемые корпорациями и правительствами в разных странах. Они создаются для проведения «удобных» общественно-экологических экспертиз, проведения громких акций. Есть НКО, занимающиеся экологическим рэкетом. Увы, но они существуют. Подавляющее большинство организаций также создаются при поддержке некоторых властных структур. Их цель: осложнить жизнь конкурентам.

Экологами себя любят называть чиновники из природоохранных ведомств и работники предприятий, ответственных за обращение с отходами. На самом деле, последние экологами не является. Они – инженеры, ответственные за сокращение издержек предприятия. Они выполняют сугубо инженерные задачи.

— В СМИ мы можем прочесть о судебных процессах над экологами, прессинге со стороны власти. Можно считать опасной эту деятельность?

— Те, кто занимается просвещением или экологическим волонтерством ничем не рискуют. Они помогают во многом в решении общественных и социальных задач. По сути, помогают местным органам власти. Проблемы возникают там, где общественные организации начинают защищать экологические права людей либо требовать соблюдения законодательства. Существует, как правило, три категории нарушителей: бизнесмены, власть имущие, просто граждане. Когда ты начинаешь добиваться соблюдения закона, то это начинает раздражать. Ответные действия зависят от возможностей оппонента. У губернатора свои ресурсы давления, у прокурора свои, у бандита свои.

— Захотел человек заняться экологией, запустить какой-нибудь проект. Где ему найти финансирование? Что можете посоветовать?

— Ангажированным организациям найти финансирование легче остальных. Ну это и логично. Источники финансирования есть изначально. Если же говорить о настоящих НКО, то нынешняя ситуация крайне сложная. Но она небезнадежна. Пока еще можно изыскать ресурсы внутри России. Например, встречаются еще социально ответственные бизнесмены, готовые финансировать проекты. Особо востребованы проекты по утилизации и рекультивации.

В ряде случаев можно найти финансовую поддержку со стороны муниципалитетов. Как я уже говорил, речь идет о тех видах деятельности, которые интересны местной власти. Насколько мне известно, в 2016 году объем финансирования городских экологических проектов в большинстве регионов сократился значительно.

Президентские гранты до среднестатистической экоорганизации не доходят. Часть этих средств по странному совпадению попадает ограниченному кругу организаций. Я заметил одну параллель: чем страннее проект со стороны «близкой» организации, тем большее финансирование он получает.

К сожалению, возможности найти стабильное финансирование полезного и интересного экологического проекта в текущих экономических условиях крайне сложно.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий