«За каждым социальным проектом скрыта целая кладезь человеческих историй»
Газета «Аргументы недели» выбрала лучшие по версии издания социальные проекты России минувшего года. Церемония вручения Национальной премии добрых дел «Сможем вместе!» прошла в Москве. Она была организована совместно с театром «Геликон-опера» и Общественным телевидением России при поддержке Молодёжной общественной палаты.
Премия была создана в 2013 году. Она выросла из рубрики на сайте газеты «Аргументы Недели», посвященной благотворительности. Об истории становления проекта, о роли СМИ в жизни некоммерческих организаций мы поговорили с автором сценария и организатором Национальной премии Добрых Дел «Сможем вместе!» Еленой Козиновой.
— Как родилась идея создания премии «Сможем вместе!»?
— На самом деле, для «Аргументов недели» это далеко не первый социальный опыт. У нас много проектов. Уже пять лет я веду «Диалог поколений». Это серия сборников о том, как складывались судьбы фронтовиков и тружеников тыла во время Великой Отечественной войны.
В 2013 году мы открыли рубрику на сайте газеты, где начали рассказывать о создателях разных социальных проектов по всей стране, о работе благотворительных фондов. Наши корпункты в российских регионах собирают информацию об интересных и важных инициативах. Особенно остро информационной поддержки ждут в небольших городах и отдаленных поселках. Маленьким организациям очень нужен рупор. Например, приюту «Я живой!» в поселке Роза Челябинской области. Его основатели спасли сотни брошенных животных от верной гибели. Ухаживая за кошками и собаками, они ежедневно варят по девять огромных тазов каши с мясом, убирают вольеры и территорию, пилят дрова, топят печки, перемывают ведра и чаны, выполняют строительные работы и лечат больных животных! А волонтеров-то всего шестеро! Разумеется, им очень нужна помощь, новые силы. Как и жителям крымского поселка Октябрьское, которые запустили проект «Стадион всем миром» и начали собственноручно восстанавливать спортивный стадион для своих детей. Но получать информационную поддержку со стороны местных СМИ им достаточно сложно. Многие издания просят деньги за размещение рекламы. Только откуда у таких инициатив могут быть рекламные бюджеты, если вся деятельность держится на волонтерских началах?
В конечном счете, мы открыли для них бесплатную рубрику и назвали ее «Сможем вместе!». Эта идея понравилась читателям. В редакцию стали звонить и писать: предлагать героев, оставлять отзывы. И мы решили учредить Национальную премию Добрых Дел «Сможем вместе!». Журналисты, опираясь на отклики читателей, выбирают лауреатов среди героев рубрики. За три года существования премии мы наградили 42 социальных проекта и благотворительных фонда.
Мы стараемся понять, какая помощь нужна лауреатам, и привлечь соответствующих спонсоров. Если организация, скажем, работает с брошенными младенцами, мы ищем компанию-партнера, которая подарит памперсы, одежду, игрушки…
— Каким образом журналистский коллектив оценивает тот или иной проект?
— В состав жюри входят наши корреспонденты – журналисты московского офиса и региональных редакций. Номинантами премии автоматически становятся все те, о ком мы писали. Мы в течение года следим за их работой, собираем отзывы от благополучателей, волонтеров. Учитываем звонки, письма и комментарии читателей в соцсетях. А под конец года анализируем всю информацию и определяем победителей.
— Вы одни из немногих федеральных СМИ, кто регулярно пишет о благотворительных проектах. Вообще это редкость. Почему, на ваш взгляд, тема НКО, волонтерства стоит где-то в стороне, и о ней мало говорят в газетах, на радио, ТВ?
— Любая независимая медийная структура отталкивается от потребностей читателей или зрителей. Все, что они делают, должно продаваться. Видимо, тема благотворительности считается достаточно скучной. Но это не значит, что нужно смотреть только в сторону рейтингов и коммерциализации.
Очень хороший опыт я получила в проекте «Диалог поколений». Вместе с молодыми журналистами мы составляли сборники воспоминаний участников и очевидцев Великой Отечественной войны. Большинство наших героев находились в одинаковых условиях и рассказывали похожие вещи. Тыловики Магнитогорска вспоминали, как работали на заводах по 12 часов в день, засыпали прямо на полу в душевых после изнурительного труда, получали мизерные пайки и делились ими с родными. Это абсолютно другой мир. Реалии той большой войны. И наша задача состояла в том, чтобы каждого героя раскрыть по-особому, о каждом написать интересно. Избегая шаблонов, приводя больше деталей, личных переживаний и мыслей. Также и здесь. Можно и нужно писать о некоммерческих организациях увлекательно. Расспрашивать волонтеров о мотивах их поступков, о судьбах их подопечных.
Ярких историй тоже много. Взять, например, лауреатов премии «Сможем вместе!». В Екатеринбурге живет предприниматель Олег Колпащиков, он ослеп после аварии в молодости. Но на этом невероятная история Олега только началась. Он создал социальное движение «Белая трость», объединившее незрячих людей. В 2011 году они запустили проект «Паруса духа». Стали путешествовать на парусной яхте по всему миру! В команду вошли как абсолютно здоровые люди, так и инвалиды по зрению. Они учатся взаимодействовать друг с другом в путешествии: вместе управлять парусной яхтой, подстраховывать. Северное, Средиземное, Карибское, Андаманское моря – где только не побывали эти удивительные люди!
Другой наш лауреат – «Упсала-Цирк» из Санкт-Петербурга. Его история началась в 2000 году, когда в Санкт-Петербург приехала немецкая студентка, будущий социальный педагог Астрид Шорн. Она решила заниматься с беспризорниками цирковым искусством, чтобы адаптировать их к жизни в обществе. И организовала уникальный проект прямо на улицах города. Вместе с театральным режиссером Ларисой Афанасьевой они сами искали детей у станций метро, в подростковых тусовках. И создали уникальную бродячую труппу. Первые цирковые трюки отрабатывали где придется: на площадях, в парках. Сейчас у них есть свой шатер, и выступления пользуются большой популярностью: около 11 тысяч зрителей в год. Проект работает с ребятами из групп социального риска, а также с детьми с ограниченными возможностями. Правда ведь, потрясающе? Здесь даже оригинальных журналистских ходов придумывать не придется, чтобы было интересно читать.
Проектов много, большое количество необычных людей, ярких идей. И, возвращаясь к тому, можно ли писать о благотворительности увлекательно, я отвечу: можно. Если журналист будет погружен в эту тему глубоко, если в нем есть огонек, искра, то, поверьте, его материалы будут читать.
— Социальные проекты нуждаются в информационной поддержке со стороны местных СМИ, это очевидно. Может быть, региональным газетам, журналам, информпорталам стоит выделить некую квоту в своих выпусках и бесплатно публиковать материалы о важнейших социальных инициативах?
— Это было бы замечательно. Но не у всех газет и журналов есть такая возможность. «Аргументы недели», как и журнал «Филантроп», с готовностью пишут и помогают некоммерческим организациям. Чтобы большинство СМИ в регионах делали то же самое, нужна системная господдержка. И пока это очень отдаленная перспектива.
+ There are no comments
Add yours