Программа максимум: как представителям фондов попасть на ТВ


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Телевидение даже в эпоху социальных сетей по-прежнему — самый эффективный способ для фондов заявить о себе и получить доступ к многомиллионной аудитории. Автор и ведущая программы «За дело!» на канале ОТР Елизавета Татарникова рассказала, как создать интересный информационный повод, понять формат программы и подготовиться к съемке.

image1 (2)Какие каналы активнее всего рассказывают о благотворительности?

В последние пару лет благотворительность стала трендом для многих каналов, но все же это пока «артхаус», нежели must have для ТВ контента. Если говорить о сборах средств, то тягаться с Первым каналом будет сложно. На марафонах и в передачах, посвященных помощи людям, собирают миллионы и спасают тысячи жизней. Сегодня все федеральные каналы так или иначе поддерживают фонды через смс-пожертвования и благотворительные уикенды, и это очень здорово! Также существует крупный тематический проект — «День добрых дел» на Пятом канале. Очень активно общественников поддерживает «Дождь». Но площадка, созданная именно для связи спроса и предложения в благотворительности есть только на нашем канале.

На какие программы можно попасть представителям фондов?

На ОТР есть масса возможностей, чтобы рассказать о деятельности благотворительных организаций. Главный рупор добра — это наша программа «За дело!». Мы создавали её именно как площадку для благотворительности, волонтерства и иной общественной активности, что называется — от сердца. Но большая часть программ канала также активно освещает деятельность общественного и социального сектора, например, проект «Правда!», «ОТРажение» и «Большая страна». У каждой передачи свой угол обзора той или иной темы, но мы все — Общественное Телевидение России, и кто бы что ни говорил, общественные инициативы — наша генеральная линия.

Кого лучше отправлять на съемки? Какие истории интересны журналистам? О чем стоит говорить и какие проекты представлять?

Наш профессиональный интерес очень прост: люди, которым нужна помощь, и люди, которые ее оказывают, а главное — те из них, кто готов показать, как это можно и нужно делать. Другое дело — это формат ТВ: увы, не все из того, что кажется благотворителям важным и требующим огласки, способно стать хорошим сюжетом, и если в печатных СМИ интерес к информации в большей степени закладывает автор, то в случае с телевизором огромное значение играет само «сырье» из которого автор делает продукт: мы имеем дело с «картинкой», воздействуем на зрителя визуально, а значит эта «картинка» должна быть хорошей, яркой, фактурной, трогать струны души, если хотите. Порой это звучит цинично, но таков закон жанра.

Снимая истории о работе фондов и их подопечных, мы можем визуально откорректировать действительность: украсить сюжет, перемонтировать, наложить музыку и спецэффекты, но мы не можем выдумывать историю там, где ее нет, имитировать активную работу, при полном ее отсутствии. Если фонд помогает тяжело больным детям, то мы не можем обойтись без историй о конкретных подопечных фонда, а значит — нужно найти семью, готовую поделиться своей бедой или попросить поддержки. Если мы говорим, например, о хосписе — нам нужно снять его работу внутри- закадрового голоса тут будет не достаточно. Если у вас армия волонтеров и ее не на что содержать — дайте нам снять хоть пару-тройку добровольцев и зритель поймет, что они действительно существуют. Если вам помогают звезды, короткие реплики о добре на пресс-конференциях не сделают погоды для нормального человека — дайте нам возможность снять их за делом и показать это зрителю — вы сразу увидите, как много поклонников захотят сделать то же самое.

И ни в коем случае не стоит вешать на дверь табличку — «сегодня фонд не работает — идет съемка». Мы не раз попадали в ситуацию, когда, приезжая на место событий, встречали пустые кабинеты и запуганных спикеров, а все потому, что директор сказал — «сейчас приедут снимать — спрячьте все, чтобы был порядок и тишина». А нам как раз нужна жизнь: шум, смех и слезы — настоящая человеческая жизнь, только такая картинка способна работать, а после рассказов о миссии фонда зрителю хочется спать.

Кто уже был гостем вашего канала? Поделитесь историями.

За три года работы проекта «За дело!» мы выпустили более 100 передач. Среди них масса потрясающего материала: очень хулиганский питерский проект «Упсала Цирк», наши любимые краудфандеры «Планета.ру», душевные волонтеры из БФ «Шередарь», архиважный фонд помощи взрослым «Живой», фантастические люди из омской РОИ «Радуга» — если меня не остановить, то я могу перечислить всю сотню! Многие фонды, такие, как «Старость в радость», «Больничные клоуны», «Детские сердца» и другие бывали в нашей студии не один раз.

Какая у вас аудитория? Оставляют ли зрители какието отклики?

Считается, что аудитория канала в большей степени возрастная — «55 +» , а также целевая: люди, чьи интересы мы освещаем. Если выражаться проще, нас смотрят пенсионеры и те, кому не все равно, — то, что нужно каждому фонду. К большому счастью, отклики есть и их немало. Главное, что мы даем зрителям — это информация, они благодарны за то, что она своевременна и объективна.

А почему телеканалы не ставят названия фондов в сюжеты?

 В нашем случае скрывать название организации абсурдно, ведь мы работаем специально для того, чтобы имена фондов и организаций, способных оказать поддержку любому человеку, были на устах у каждого. Могу лишь предположить, что по каким-то обстоятельствам редакторы сочли титр с названием НКО рекламой или того потребовало руководство канала в силу личных причин.

…а почему так неохотно рассказывают про благотворительность?

Если рассматривать линейку каналов, то передач, освещающих тему благотворительности, немного, но и те, что есть, появились относительно недавно — эта ниша только формируется, видимо, поэтому, не каждый канал готов делать на нее ставку. А тех программ, которые сегодня заточены именно на работу с фондами, в сотни раз меньше, чем фондов, и тут помимо охоты рассказывать должны быть и возможности.

Еще один важный аспект — эмпирический: взаимодействие между фондами и ТВ — дело не очень легкое: с обеих сторон есть предубеждения: телевизионщики боятся того, что вся эта «вселенская грусть и скорбь» под названием благотворительность не даст нужного рейтинга, в виду чего иногда пытаются превратить тему в любимые всеми «интриги, скандалы и расследования». А благотворители, имея печальный опыт, панически боятся окраситься в желтый свет и ограничивают работу съемочной группы, убивая всю фактуру, так важную зрителю. Эти трудности отбивают охоту. Но рассказывать о благотворительности — наша работа, поэтому мы всегда откликаемся на обращения фондов и стараемся решать любые ситуации в пользу создания качественного продукта.

Что нужно сделать для того, чтобы попасть к вам в программу?

 Чтобы попасть к нам в гости, достаточно позвонить нам или написать сообщение на сайте, но все-таки большая часть героев и тем находятся через личный профиль на Facebook.

 

1 comment

Add yours
  1. Татьяна Преображенская

    Очень познавательно ) много запросов по сюжетам о благотворительности есть на Прессфид https://pressfeed.ru/ посмотрите, наверняка, найдёте журналиста

Добавить комментарий