«Планируемый социальный эффект должен быть описан в заявке»: Илья Чукалин о президентских грантах


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Вместо девяти грантооператоров теперь будет только один. В 2017 году среди некоммерческих организаций будет распределено 4,32 млрд рублей.

В апреле президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение о поддержке некоммерческих организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. Согласно документу, в 2017 году будет проведено два грантовых конкурса. Распределением грантов займется фонд-оператор президентских грантов по развитию гражданского общества и координационный комитет. Главой координационного комитета стал первый заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко, а генеральным директором фонда-оператора – Илья Чукалин, бывший советник министра связи и массовых коммуникаций и экс-сотрудник Минэкономразвития.

Фонд и координационный комитет обязаны разработать порядок оценки социального эффекта, полученного в результате «реализации социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».

Как изменится система распределения грантов и к чему стоит готовиться НКО? Об этом «Филантроп» поговорил с генеральным директором Фонда президентских грантов Ильей Чукалиным.

405167_342506635812815_1961390653_n

Илья Чукалин

— Как изменится порядок подачи заявлений и как организации-победители будут отчитываться?

— Вопрос об изменении процедур будет обсуждаться на первом заседании координационного комитета по проведению конкурсов. Оно состоится в ближайшие дни. Фондом совместно с экспертами некоммерческого сектора подготовлены предложения, направленные на снижение издержек НКО, связанных с участием в конкурсе и отчетностью по полученным грантам. Будем максимально использовать возможности электронного документооборота и получения необходимых сведений напрямую от органов власти, банков. В последнем случае, с согласия самих НКО, разумеется.

— Как организации-победители будут отчитываться о расходовании средств?

— Подходы к мониторингу проектов давно проработаны ведущими грантодающими фондами и подробно описаны. Придумывать особо ничего не нужно. Получатели грантов должны рассказывать о содержании проведенных мероприятий, их результатах, целевом использовании средств. Другой вопрос – формы таких отчетов, удобство их заполнения и представления, отсутствие избыточных требований. Приведу пример. Анализ предыдущего опыта проведения конкурсов на предоставление президентских грантов демонстрирует огромный массив бумажных документов как на этапе подачи заявки на участие в конкурсе, так и в период реализации поддержанных проектов. Даже выписку из ЕГРЮЛ надо было представлять обязательно на бумаге и с гербовой печатью.

Гранты Президента РФ в 2016 и в 2017 году

В 2016 г. в четырех конкурсах девять грантооператоров распределяли 4,6 млрд руб. Крупнейшие гранты в прошлом году получали организации, имеющие отношение к Русской православной церкви, а также занимающиеся патриотическим воспитанием молодежи.

Фонд президентских грантов участием Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества проведёт до 15 декабря 2017 года два конкурса среди некоммерческих неправительственных организаций, осуществляющих деятельность по 12 направлениям:
— социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
— охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни;
— поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
— поддержка молодежных проектов, реализация которых охватывает виды деятельности, предусмотренные статьей 311 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
— поддержка проектов в области науки, образования, просвещения;
— поддержка проектов в области культуры и искусства;
— сохранение исторической памяти;
— защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключенных;
— охрана окружающей среды и защита животных;
— укрепление межнационального и межрелигиозного согласия;
— развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников;
— развитие институтов гражданского общества.

 

— Будут ли какие-то инструкции по заполнению заявок, подаче документов, семинары, вебинары?

— Конечно, будут методические рекомендации по подготовке заявок. Будем проводить семинары и вебинары, консультации, отвечать на вопросы.

Возможно, даже сделаем какие-то простые и понятные ролики по отдельным нюансам. Например, как правильно отсканировать устав, чтобы получился корректный файл небольшого размера. Мои коллеги утверждают, что с этим у некоторых заявителей бывают сложности.

— Эффективность проектов в вашем понимании и понимании НКО могут отличаться. Какие критерии отбора будут при выборе проектов?

— Система критериев будет рассмотрена на заседании координационного комитета и найдет отражение в положении о конкурсе. Эффективность как один из критериев на стадии отбора предполагает соотнесение планируемых результатов и затрачиваемых на их достижение ресурсов, на стадии оценки реализованного проекта – соответствие заявленных задач и ожидаемых результатов и, собственно, того, что получилось в итоге. Понятно, что создатели проекта могут получить эффект, который никак не ожидали на старте. Тем не менее, планируемый социальный эффект должен быть описан в заявке. Если проект достигает заявленных целей в заданный срок, проект, скорее всего, эффективен. Это базовая логика. Правда, бывает, что результат оказался не таким востребованным, но уже вопрос к стадии проектирования и к экспертам, которые высоко оценили проект.

Опыт проведения грантовых конкурсов и оценки проектов в нашей стране накоплен достаточной. Нет смысла изобретать велосипед.

— По опыту предыдущих грантовых конкурсов большие суммы получали проекты, отдаленно связанные с социальной сферой? Какие приоритеты намечены?

— Перечень приоритетных направлений определен распоряжением президента. Таких направлений 12, и они охватывают практически весь спектр деятельности НКО, за исключением направленных только на решение узких проблем своих членов (кооперативы, ТСЖ, СРО и т.д.). Предложения по распределению средств между грантовыми направлениями будет формулировать объединенный экспертный совет с учетом количества и качества заявок по каждому из направлений.

— В своем интервью одному из СМИ вы сказали о возможности софинансирования проектами вместе с частными фондами. Что это даст, ведь крупнейшие фонды и без госучастия реализуют крупные проекты?

— Проект может финансироваться из нескольких источников. К примеру, есть хороший проект, получивший поддержку частного фонда. Но выделенных средств недостаточно для развития проекта, охвата большей территории или целевой группы. В этой ситуации возможно софинансирование со стороны государства. Речь не идет о привлечении частных средств и смешивании их с государственными в рамках грантового фонда.

Однако модель софинансирования проектов вместе с бизнесом и создаваемыми им фондами представляется эффективной. У многих частных фондов высокий уровень экспертизы.

— Будут критерии отбора к заявителям: портфель проектов, эффективность предыдущих проектов, фандрайзинговая активность НКО?

Проектный опыт организации будет учитываться. Чем больше сумма, на которую НКО претендует, тем тщательнее необходимо изучать ее предыдущий опыт и репутацию.

— Часто небольшие НКО из малых городов жалуются на то что бороться вместе с крупными фондами за гранты практически невозможно. Вы согласны с существованием такой проблемы? И как ее возможно решить? 

— Проблема понятна, как варианты ее решения. Постараемся, в том числе, присвоить критериям оценки проектов разный удельный вес в итоговой оценке проекта в зависимости от запрашиваемой суммы. Обычно небольшие НКО запрашивают небольшие гранты.

— Какие еще плюсы заключаются в едином операторе грантов?

— Все заявки поступают в одну организацию. У НКО не возникнет проблем, связанных с тем, что заявка подана не по тому направлению. Прежде грантооператорам приходилось меняться заявками, потому что иногда НКО направляли их, что называется, не по адресу. Кроме того, будет формироваться единая база заявок, на основе которой можно построить эффективную систему оценки и мониторинга проектов. Единый оператор имеет более гибкие возможности в ряде аспектов, в том числе в распределении средств между грантовыми направлениями. Плюс он может заниматься системными вопросами развития некоммерческого сектора.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий