Задача на деление: как работает благотворительная программа ВСЕМ
1 июля исполнилось два года благотворительной программе ВСЕМ, в рамках которой пожертвования распределяются девяти фондам-участникам в равном размере. О том, что сделано за это время и каковы результаты работы этой кампании, «Филантропу» рассказала Юлия Гришина, руководитель социальных проектов и благотворительных программ QIWI.
«Мы начали думать о том, чтобы делать более масштабные проекты»
— Проекту ВСЕМ, созданному компанией QIWI, исполняется два года. А с чего все начиналось, почему компания решила создать такую программу?
— Вначале, сразу после основания в 2008 году QIWI поддерживала в большей мере адресную помощь. На QIWI терминалах загружались фотографии и истории детей, которым требовалась поддержка. Но в 2013 году мы решили сменить фокус с адресной помощи в пользу системного подхода к благотворительности. Многие крупные компании в тот период стали отходить от адресной помощи к системной, начиная напрямую сотрудничать с различными благотворительными фондами.
К тому моменту ведущие благотворительные фонды, в том числе международные, уже были подключены к нашим терминалам и QIWI кошельку, так что сотрудничество у нас уже было налажено. Поэтому нам было легко продолжить развитие партнерских отношений уже в новом ключе и мы смогли плавно перейти на системную помощь этим фондам.
Больше всего среди наших партнеров было фондов, которые помогают детям, например, «Подари жизнь», «Даунсайд Ап» и другие. Но потом мы начали думать о том, чтобы делать более масштабные проекты.
Первый такой совместный проект мы провели с фондом «Даунсайд Ап» в 2014 году – это был флешмоб «Переверни мир». За 2,5 месяца удалось собрать более чем 2,6 миллионов рублей.
И мы решили создать долгосрочную программу поддержки фондов, причем чтобы в ней участвовал не один, а сразу несколько фондов. Так родилась концепция программы ВСЕМ.
— По какому принципу отбирались фонды-участники?
— Мы хотели собрать фонды, работающие в разных сферах и направлениях, потому что часто человек не может определиться, кому же он хочет помочь. И детям, и старикам, и животным… а некоторые фонды остаются вне поля внимания жертвователей, и зачастую о них просто не знают.
В итоге в партнерстве с креативным агентством «Friends» разработали нашу программу ВСЕМ, объединив на одной платёжной платформе фонды, работающие в разных сферах. Стоит подчеркнуть, что мы – единственный платежный сервис, кто технически дает возможность разделить одно пожертвование на равные части. В итоге каждый фонд получает одинаковую долю от суммы каждого пожертвования, это выгодно участникам и донорам, для которых упрощается процесс совершения пожертвования. Причем мы не берем комиссию за проведение платежей в рамках данной программы.
В самом начале у нас было восемь фондов в программе, в 2016 году подключился девятый фонд «Артист».
— Почему фондов только девять? С чем связаны ограничения?
— Мы рассчитываем расширить список фондов, но их будет в целом не более двенадцати. Это связано с некоторыми сложностями. Во-первых, в маркетинговые материалы и визуальное оформление программы ВСЕМ входят логотипы всех фондов-участников, а если у нас будет 50 фондов, то это будет уже невозможно технически.
Кроме того, с учетом равномерного разделения общей суммы на фонды было бы неправильно бесконечно расширять число участников, тем самым постоянно снижая долю каждого фонда в пожертвовании.
Присоединение к программе нового фонда возможно только при согласии и с учётом мнения остальных участников.
По мере дальнейшего роста популярности программы ВСЕМ и увеличении среднего благотворительного платежа, мы будем подключать новых участников.
— Нет ли конкуренции между фондами-участниками?
— Как раз уникальность концепция программы в том, что у фондов нет почвы для конкуренции. Фонды изначально знали о том, что любое пожертвование делится на равные части. Кроме того, подключая организации, мы знакомили их друг с другом, чтобы всем было комфортно взаимодействовать.
Мы регулярно проводим общие встречи, обсуждая ход программы и общие активности. Кроме того, мы проводим и внешние мероприятия с нашими фондами-участниками, и они тоже вкладываются в эту работу: волонтерами, селебритиз, своими знаниями, возможностями и так далее. Скажем, фонд Владимира Спивакова при поддержке ВСЕМ организовал благотворительный концерт, и на него в том числе пришли и малоимущие семьи от фонда «Милосердие», и подопечные фонда «Даунсайд Ап» и так далее.
«Для нас важна репутационная составляющая»
— Какие ещё активности, помимо общих мероприятий, вы проводите с фондами?
— Совместно с телеканалом «Дождь» мы запустили цикл фильмов о каждом из фондов-участников и о темах, связанных с их деятельностью. В каждом круглом столе после показа фильма участвуют и представители фонда-героя фильма, и представители фонда из совсем другой сферы, что также очень способствует публичному диалогу и обмену мнениями. В эфир уже вышла большая часть фильмов и они доступны к бесплатному просмотру на сайте телеканала «Дождь».
Также впервые в России совместно с фондами-участниками мы поддержали международную благотворительную инициативу #ЩедрыйВторник.
В течение всего дня офис QIWI стал площадкой для презентаций, дискуссий и коммуникаций, в которой приняли участие самые авторитетные благотворительные фонды России и были представлены современные форматы и тренды в области благотворительности.
— У программы «ВСЕМ» есть Посол – в чем заключается его миссия?
— У каждого фонда есть селебритиз, которые являются лицом фонда в публичном пространстве и помогают распространению информации о фонде, направлениях и результатах его деятельности. Послом программы ВСЕМ сейчас является Ольга Орлова, певица, актриса, участница группы «Блестящие» оригинального состава. Ольга рассказывала о нашей программе в своих соцсетях, представляла нас на #ЩедромВторнике. Участие звезд в благотворительности в большинстве случаев приносит позитивный эффект.
— В чем выгода самой компании QIWI в работе программы, если комиссии нет? Бизнес обычно тоже заинтересован в каких-то плюсах от своего участия в благотворительности.
— В данном случае для нас важна репутационная и социально проактивная составляющая. С другой стороны, благодаря этой программе многие узнали о QIWI в целом и стали пользоваться как платежным сервисом. Многие фонды стали обращаться к нам за подключением, что расширяет пул наших партнеров в сфере благотворительности. Во многом это и позитивная цитируемость в СМИ.
«Наша программа мотивирует жертвователей»
— А в чем удобство для жертвователей, почему они выбирают эту программу?
— Главное преимущество для жертвователей – они избавлены от мучительных раздумий «кому помочь». Если жертвователь затрудняется с выбором и ему кажется важным помочь разным категориям нуждающихся, то программа ВСЕМ — как раз оптимальный выбор для таких целей.
Помимо этого нам важно продвинуть в обществе простые и современные формы благотворительности – помогать регулярно и нескольким фондам одновременно. Люди доверяют фондам, которые включены в программу, и могут помогать на регулярной основе, на любую доступную личному или семейному бюджету сумму.
А если человек хочет помочь какому-то конкретному фонду, то у него есть и эта возможность: в QIWI есть свыше 200 фондов, перевести средства можно любому из них.
— Как вы отслеживаете действия жертвователей — частных доноров? Есть ли статистика, сколько жертвуют люди, кто они?
— Средний размер пожертвования составляет 250 рублей. Мы не отслеживаем возраст или социальный статус, но можем делать выводы с точки зрения нашей целевой аудитории, которые пользуются платежными сервисами QIWI.
В месяц мы собираем порядка 300 тысяч рублей. За два года действия программы общая сумма пожертвований превысила 12 миллионов рублей.
— Как вы считаете, насколько удобны подобные платформы для сбора средств в пользу фондов? Сейчас действительно все чаще используются диджитал-механизмы в фандрайзинге, соответствует ли ваша платформа современным требованиям к подобным платформам?
— Наша программа фактически единственная подобного рода. Сейчас крупнейшие игроки банковской и платежной отраслей делают подобные шаги, объединяя различные фонды. Я считаю, что наши технические и креативные подходы интереснее.
Мы видим, что такая программа удобна и для фондов, и для тех, кто интересуется благотворительностью в целом. Человек, который не привязан к какому-то фонду, но ему приятно делать добро и он знает, что это будет полезно всем, для него программа ВСЕМ очень удобна. А еще она мотивирует жертвователей.
— Каковы планы проекта на ближайшее будущее?
— Сейчас наша задача раскрутить новый сайт программы Помочьвсем.рф и привлечь к нему ещё большую аудиторию. Мы также планируем уже на постоянной основе участвовать в #ЩедромВторнике.
С июля у нас начинается флешмоб #ВСЕМЧЕЛЛЕНДЖ в Instagram и он пройдет до середины сентября. Мы приурочили его ко второй годовщине программы ВСЕМ. Эстафету поддержат многие российские звезды, активно участвующие в благотворительной деятельности. Суть флешмоба — привлечь внимание общества к благотворительной деятельности и показать, что делать добро – это всегда весело и приятно. Для участия в #ВСЕМЧЕЛЛЕНДЖ необходимо будет сделать пожертвование на платформе ВСЕМ, сделать селфи в толпе людей и передать вызов своим друзьям, опубликовав фото в Instagram с хэштегом #ВСЕМЧЕЛЛЕНДЖ. В финале флешмоба участников ждет конкурс на лучшее фото или видео. В сентябре мы соберём победителей конкурса, расскажем о них, и от каждого фонда они получат подарки.
+ There are no comments
Add yours