«Гуманитарные науки — это очень увлекательно»: как работает проект Arzamas


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Шеф-редактор образовательного проекта Arzamas Ирина Калитеевская рассказала «Филантропу» о том, как устроен Arzamas, как рождаются идеи, кто основная аудитория проекта и могут ли некоммерческие проекты про образование зарабатывать деньги.

Ирина Калетеевская, шеф-редактор проекта Arzamas

Об идее

Изначально идея проекта родилась у Филиппа Дзядко – главного редактора Arzamas. Насколько я помню, когда он впервые рассказал мне об этой идее, он говорил, как хорошо было бы дать всем возможность послушать лучших российских лекторов. Чтобы как можно больше людей узнало, что на самом деле гуманитарные науки — это очень увлекательно. Филипп рассказал об этой идее Анастасии Чухрай, и она стала соавтором проекта и его меценатом.

Об аудитории

Наша аудитория достаточно разнообразная. Судя по откликам и письмам, которые мы получили, среди читателей есть и студенты, и люди старше 35 лет. По статистике самые многочисленные группы — 25-34 и 18-24 года.

О формате

То, что чем короче подана информация, тем лучше, очевидно: если мысль можно передать тремя словами, не надо использовать десять. Правда, это верно, только если тремя словами можно передать эту мысль, а не какую-то другую, причем неверную. Дело в другом. Есть распространенное представление, что люди в интернете могут воспринимать ограниченное количество знаков текста или минут видео. Мы тоже из этого исходили, когда начали делать короткие лекции, минут по 15. Но в этом году мы сделали спецпроект с РГБ — это был цикл открытых лекций, и каждая продолжалась больше часа. Мы транслировали лекции в интернете, а затем выкладывали записи в интернет. И неожиданно выяснилось, что они тоже собирают довольно хорошие просмотры. Так что, думаю, опрометчиво говорить, что зритель готов воспринимать информацию только в виде коротких видео, с клиповым монтажом. Люди готовы воспринимать разное, но важно, чтобы формат работал на то, о чем вы хотите рассказать. Например, на видео лучше делать сжатые исторические экскурсы — а если вам нужно перечислить всех правителей и их указы или все воины и их битвы, лучше подобрать какой-то другой формат. Что-то лучше сделать в виде списка, где-то лучше пользоваться схемами или картами, для чего-то лучше подойдет таймлайн.

Об отзывах

После выхода двух роликов, посвященных античному миру (о Древней Греции и Древнем Риме), нам стали приходить письма с просьбой сделать аналогичные вещи про Византию и Древний Восток. А кто-то наоборот просит больше рассказывать о современности, политологии, социологии. В общем, разным людям интересно разное, но в целом есть ощущение, что больше всего востребовано повторение, систематизация и обобщение более или менее знакомого материала.

О задачах

В начале работы проекта речь шла о кризисе образования, о необходимости просвещения, о кризисе науки. Большинству гуманитарные ученые представляются скучными людьми, которые заняты чем-то непонятным и несущественным. Наша задача — донести до них, чем занимаются гуманитарные науки, показать, что это совсем не обязательно скучно.

Редакция проекта Arzamas

О финансировании

Проект уже не существует за счет одного мецената: мы делаем довольно много партнерских проектов. В целом привлекать частные пожертвования образовательные проекты, конечно, могут, но я не уверена, что они могут только на них существовать. Конечно, это зависит от бюджета конкретного проекта, но, кажется, в современной России много насущных проблем, на которые большая часть жертвователей даст деньги скорее: дорогое лечение тяжелых заболеваний, паллиативная помощь, помощь особым людям, одиноким пожилым людям, детям, оставшимся без попечения родителей…

Об истории и источниках

Мы работаем с учеными, в том числе историками. Любой профессиональный историк работает с историческими источниками — то есть документами и предметами материальной культуры, созданными в то время, который ученый исследует, и имеющими непосредственное отношение к предмету исследования. В этом смысле разговоры о том, чье представление об истории более правильное, становятся вообще неинтересными: любая гипотеза либо подтверждается источниками, либо не подтверждается; предложенная историком концепция либо проходит проверку источниками, и тогда она имеет право на существование, либо не проходит. Так что в мы пользуемся помощью профессиональных ученых, которые обращаются к историческим источникам; вот и все.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий