Дмитрий Ямпольский: «В благотворительности всегда будут находиться новые задачи»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Благотворительный фонд «Друзья» в партнерстве с Высшей школой экономики запустил образовательную программу для руководителей некоммерческих организаций. Первые студенты начнут обучение уже в ноябре 2018 года. Дмитрий Ямпольский, бизнесмен, соучредитель фонда «Друзья», рассказал «Филантропу», зачем руководителям НКО нужна профессиональная школа и чему у благотворительных фондов научился он сам.

Фото Тимофей Колесников

— Почему фонд «Друзья» решил создать Московскую школу профессиональной филантропии?

— Мы отталкивались от понимания, что успешная благотворительность должна быть профессиональной, и тем, кто ее творит, недостаточно обладать одним только большим желанием делать добрые дела. Причем, профессионализм важен не только для тех, чьими руками совершаются эти добрые дела, но и для тех, кто жертвует средства. Благотворителям важно знать, что их деньги в руках профессионалов. Но это гипотеза, теоретическая база. Плюс, на практике мы видим, каким успехом пользуются однодневные семинары, мастер-классы, которые фонд «Друзья» организует вот уже два деловых сезона. Эти практикумы посвящены отдельным узким темам – коммуникациям, SMM, GR, управлению командой, эмоциональному выгоранию и т.д. По откликам, по тому, какое количество гостей посещает эти мероприятия, мы видим, что отрасль готова и хочет учиться. Все проекты фонда «Друзья» направлены на профессионализацию и создание инфраструктуры благотворительности. Частью инфраструктуры любой отрасли становятся институты, которые готовят профессиональные кадры, – они отвечают за выработку стандартов и «поставку» на рынок специалистов. Московская школа профессиональной филантропии будет реализовывать эту задачу.

— Чего, по вашему мнению, больше всего не хватает сейчас руководителям в некоммерческом секторе?

— Руководителям НКО не хватает источника получения знаний. Как правило, большую часть информации они получают через собственный опыт и, неминуемо, собственные ошибки.

В общем-то, это нормально для любой профессии, но многих ошибок можно избежать, если знать законы жанра. Где их взять – это вопрос. Наша программа станет одним из таких источников, центром сосредоточения знаний. «Как открыть фонд?» «Где искать попечителей?» «Как лучше фандрайзить?» Сегодня, чтобы получить ответ на эти и многие другие вопросы нужно позвонить условному специальному человеку, и тот поделиться своим опытом. До сих пор в России не было такого  учебного заведения, которое объединяло бы опыт многих профессионалов, лучшие практики, последние тенденции в области филантропии в мире. Надеемся, Школа профессиональной филантропии станет таким местом.

«Главная стратегия — это обучение и развитие»: Дмитрий Ямпольский о бизнесе и благотворительности

— Почему открываете школу на базе ВШЭ?

— Это был один из ВУЗов в нашем шорт-листе. Не желая основываться на своем локальном видении и опыте, мы много советовались с выпускниками, Экспертным советом, управляющими органами. Проводили серьезный ресерч в части восприятия бренда образовательных учреждений, уровня доверия, инновационного подхода. На заседании Экспертного совета с учетом всех этих опросов и мнений было принято решение создавать Школу в партнерстве с Вышкой.

— Как сейчас получают образование топ-менеджеры в НКО?

— В моем понимании топ-менеджеры НКО получают его двумя способами. Первый – они заканчивают профильные ВУЗы по самым разным специальностям, среди сегодняшних руководителей фондов есть финансисты, журналисты, переводчики, филологи. То есть, они получают хорошее образование, но не там. Второй способ, как я уже говорил, это путь собственных ошибок, то есть, на своем личном опыте.

— Как в идеале это должно быть устроено? Знаете ли вы ситуацию на Западе?

— Мы внимательно изучили западные референсы и проанализировали мировой опыт университетов и бизнес-школ в сфере Nonprofit Management.  В Европе и США существует культура высшего и специального образования для менеджеров НКО, они получают соответствующие магистерские степени. Так в США всего более 320 программ по управлению НКО, из них на такое же количество некоммерческих организаций как в России приходится 47 университетов.

В Москве появится профессиональная школа филантропии

При этом сейчас в России нет ни одной действующей программы по управлению НКО, а их необходимость для такой быстрорастущей сферы как благотворительность очевидна.  Набор дисциплин на нашей программе включает в себя самые популярные темы из курсов университетов Стенфорда и Джорджтауна. Однако мы воздерживаемся от слепого копирования программ, а стараемся адаптировать лучшие практики, совместить их с отечественными реалиями. Ориентируемся, в том числе, на опыт лекций, которые в течение года устраивал фонд «Друзья» для НКО – благодаря им мы четко понимаем, какие знания востребованы, а какие — нет.

— Как будет организована школа?

— Это девятимесячный образовательный курс. В процессе обучения студенты вместе с менторами разработают стратегии развития благотворительных организаций: от миссии и наполнения программ до нюансов работы с командой; и защитят их в качестве выпускных работ. Курс состоит из 8 модулей, это 200 с лишним академических аудиторных часов. Каждый модуль будет длиться неделю, и в рамках каждого из них будет рассматриваться один из аспектов работы НКО. Обучение выстроено по логике от общего к частному: от понимания, что такое некоммерческий сектор, какова антропология и этическая база благотворительности, кто есть крупные игроки в России и зарубежном и далее – к специфике работы конкретной организации. От осознания ею своей миссии и стратегии, к тому, как согласно этой стратегии выстраивать свои программы, – от разработки программ к непосредственной их реализации. Пройти весь этот путь без наладки HR-процессов, без выстраивания отдела фандразинга, без коммуникации: от GR до СМИ, невозможно. Все эти аспекты будут охвачены учебным процессом. Плюс – практические занятия, непосредственная работа над конкретными проектами. Финальный модуль будет посвящен работе со своим персональным брендом. Открытый образ организации опирается на репутацию первого лица – успех зависит от того, насколько руководитель сумеет донести миссию, насколько он харизматичен и способен взволновать умы.

Как и в коммерческом секторе, в благотворительности роль личности тоже велика. Это важно и для команды, и для внешних контрагентов, и для просветительской функции, потому что за каждой НКО «закреплена» функция нести в общество определенные идеи.

— Кто ваши будущие ученики? Кому будет интереснее всего этот курс?

— Курс рассчитан на профессионалов некоммерческого сектора, прежде всего, на тех специалистов, кто уже имеет опыт работы в НКО. Речь идет, например, о руководителях отдельных направлений в фондах. А также для тех, кто планирует развивать карьеру в некоммерческой сфере, двигаться к позиции руководителя с позиции линейного сотрудника. Уровень подготовки на программе будет высок, таким образом, курс подходит и для действующих руководителей благотворительный организаций. Кроме того, новая программа может стать отличным побуждением к действию для тех специалистов из коммерческого сектора, которые смотрят в сторону НКО: в России сегодня не так много коммерческих проектов и брендов, с которыми люди хотели бы себя идентифицировать, куда стремились бы пойти на работу, а в благотворительности есть воздух, высшая мотивация, живые люди. Но последней группе наших потенциальных студентов особенно важно понять специфику отрасли благотворительности, опыт коммерческого сектора требует адаптации, глубокого понимания специфики. Всему этому мы будем учить в нашей Школе.

— Вы лично будете ли читать какие-то лекции?

Конечно, учредители и Правление и Экспертный совет фонда активно участвуют в формировании программы, начиная от отбора студентов. Мы будем встречаться с кандидатами, беседовать, присваивать гранты. Кроме того, учредители будут встречаться со студентами и в рамках учебного процесса. Я с удовольствием выступлю с лекцией перед студентами, если она будет вписана в рамки образовательной программы и если буду уверен, что мой опыт интересен и полезен слушателям.  

Партнерства, системность и технологии: главные тренды нового сезона для НКО

— Чему вас уже научил опыт с фондами «Вера» и «Друзья»?

— Это огромный вопрос. Для начала они научили меня привычке помогать людям. Именно привычке – системности. Благотворительность стала огромной частью моей жизни. Урок номер два – известно, что время и ресурсы ограничены, благотворительность научила меня использовать мои ресурсы максимально эффективно, то есть подходить к участию в жизни фондов профессионально. В-третьих, я понял, что без сильных партнеров и соратников редко что может получиться. Это очень важно.

В-четвертых – я осознал, что предела благотворительной деятельности нет. Этим можно заниматься всю жизнь, и тема не будет исчерпана, даже при условии полного погружения ты не сможешь сделать и тысячной доли того, что можно сделать в этой сфере. Всегда будут находиться новые задачи.

Кроме того, мой опыт научил меня помнить, что это очень деликатная сфера и цена ошибки велика, как нигде. Если в бизнесе ты можешь потерять деньги, то здесь – человека, которому не смог помочь. Браться за дело здесь нужно с большой осторожностью, не в смысле, с опасением, а именно что деликатно, обстоятельно, обдуманно, чтобы не потерять доверие. Еще я осознал, что благотворительность не может быть только эмоцией. Ее одной надолго не хватит. Если за эмоцией стоит честная, системно-работающая организация, люди ей верят. А если фонд сегодня спасает собак, завтра – крокодилов, а послезавтра собирает деньги на лечение ребенка от редкой болезни – никто ему не поверит. Потерять доверие очень легко, очень сложно им заручиться, вот поэтому я говорю о деликатном, взвешенном, разумном, последовательном подходе.

— Какие знания из бизнеса можно перенести в управление НКО?

— Не считая того, что основной целью коммерческих компаний является извлечение прибыли, в остальном все знания из бизнеса будут полезны и в благотворительности. Благотворительность как бизнес и бизнес как благотворительность – про людей, выстраивание отношений, доверие, отчетность, порядочность, результат, успех. Просто знания из бизнеса должны быть обязательно адаптированы, без этого точно ничего не получится.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий