«Поддержка социального предпринимательства — это больше, чем просто благотворительность»
«Это лучшее дело в моей жизни. Проект родился из моего желания помочь одной конкретной семье справиться с горем», — закончила с дрожью в голосе свою речь со сцены социальный предприниматель Александра Фешина, защищавшая свой проект помощи семьям, потерявшим ребенка до родов или в течение первого года. Эмоциональными были выступления практически всех десяти финалистов IV Всероссийского конкурса социальных предпринимателей, организованного фондом поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам».
22 ноября жюри выбрало пять лучших проектов. Каждый победитель получит начальное финансирование на один год в размере 1,2 млн рублей. При этом всем финалистам окажут информационную поддержку в их регионах и консультационную помощь в формате инкубатора, где наставниками выступят сотрудники компаний-партнеров фонда.
Один из членов жюри — Сергей Эмдин, генеральный директор Tele2, провел на финале конкурса практически целый день, активно задавая предпринимателям вопросы в ходе защиты проектов. В интервью «Филантропу» Сергей Эмдин рассказал о том, почему компания помогает социальным предпринимателям.

Сергей Эмдин, генеральный директор Tele2
— Компания поддерживает социальное предпринимательство в России с 2012 года. Почему для КСО выбрали именно это направление?
— Во-первых, поддерживать социальных предпринимателей Tele2 начала еще при шведских акционерах. На уровне международной группы Tele2 существовал фонд, который работал в этой области уже достаточно давно. Мы увидели, что для России эта тема уникальна. Несмотря на то, что уже были фонды с такой специализацией, социальное предпринимательство в России не было достаточно развито как на уровне исполнения, так и на уровне понимания. Если на сцену выйдет учитель, всем понятно, чем он занимается и какой вклад в общество вносит, а если кто-то представляется как социальный предприниматель — почти никто в зале не понимает.
Во-вторых, мы считаем, что поддержка социального предпринимательства — это больше, чем просто благотворительность, когда компания просто дала денег, их потратили на решение некой социальной проблемы и все закончилось.
Здесь же мы ищем людей, которые в сложных условиях (а очевидно, что социальный бизнес — это еще более сложные условия, чем просто малый бизнес, в нем нет больших денег, нет большой маржи), видят нишу и находят бизнес-модель, при которой их услуги могли бы развиваться долгое время в том числе и как бизнес.
В-третьих, история про то, чтобы найти деньги, государственные или частные, на хорошее дело, тоже важная. Но на такие проекты деньги выделяют многие фонды, и мы вряд ли привнесли бы что-то большее на этой территории. А в случае с социальным предпринимательством наша помощь и наша экспертиза обеспечивают эффект мультипликатора для социального бизнеса.
— Вы взаимодействуете каким-то образом с фондом «Наше будущее», который первым начал развивать в России тему социального предпринимательства?
— Они недавно наградили нас премией «Импульс добра». У фонда «Навстречу переменам» есть соглашение о партнерстве с фондом «Наше будущее». Это хорошо, что мы не одни занимаемся этой темой в России, даже сегодня она по-прежнему остается недокрученной.
— Tele2 и фонд «Навстречу переменам» получили премию в номинации корпоративных программ по развитию социального предпринимательства, учрежденной РСПП. Это, безусловно, достижение. А для вас лично что является самым значимым достижением в социальной деятельности компании?
— Мне кажется, что самое важное — это то, что эта работа имеет системный характер, у нас есть конвейер по отбору проектов, доведению их до уровня, когда бизнес-проект становится стабильным и независимым. Как это модно у программистов говорить, до уровня MVP (minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт — прим. ред). Инкубатор фонда может работать с проектом от года до трех лет. Мы не просто даем людям деньги, а еще и помогаем улучшить их продукт.
— Можете поподробнее рассказать, как это происходит?
— За каждым проектом, прошедшим отбор, закрепляется один или несколько менторов. Мы привлекаем на добровольной основе наших сотрудников самых разных специальностей помочь предпринимателям наладить бизнес. Люди, у которых есть красивая идея, часто очень далеки от бизнеса и плохо понимают, как ее коммерциализировать, чтобы социальное предприятие было устойчивым и была возможность эту социальную проблему решать на долгосрочной основе. Я сам недавно участвовал в конвейерной сессии, когда много проектов сразу проходит через несколько менторов. Казалось бы, компетенции топ-менеджера крупной компании должны сильно отличаться от того, что нужно старатапу, да еще в социальной сфере. Но пару полезных советов я всё же дал. Был один проект по проблеме наркомании подростков, она для родителей разного социального достатка актуальна, и команда не могла понять, как строить ценообразование своего продукта. Я предложил им модель фокус-цены — цена одна, но есть система разных скидок, люди в итоге платят столько, сколько могут.
Помощь может быть разной, востребованы консультации на любые темы: как лучше зарегистрировать фирму, как привлекать финансирование, какой должна быть структура ценообразования, как следить за затратами, как продвигать продукт.
Поэтому я думаю, что нам вместе с партнерами удалось создать полноценный бизнес-инкубатор по поиску и доведению до ума выбранных социальных проектов.
Надежда Корсакова: «Стиль работы и управления в бизнесе и благотворительности одинаков»
— Каковы результаты его работы?
— Примерно 80% из тех, кого отобрали когда-либо в инкубатор, до сих пор существуют и успешно развиваются. Есть и примеры, когда они запускают потом новые проекты. Например, Зоя Бойцева и Алла Маллабиу из Санкт-Петербурга, победители конкурса 2016 года, создали родительскую организацию «Я тебя слышу», которая распространяют информацию о самых современных подходах к абилитации детей с нарушенным слухом и меняют отношение общества к понятию «глухота» и «кохлеарная имплантация». У них уже несколько проектов в этом же направлении — и интерактивный театр для малышей с нарушением слуха, и сказки-приложения на жестовом языке для iOs.
Самый главный результат работы инкубатора — это не разовая история. Поддержка социальных предпринимателей стала частью ДНК нашей компании. Это явление не на уровне руководства или каких-то специально выделенных людей, оно глубоко и широко проникло в недра компании.
— А много ли сотрудников занимаются таким волонтерством и есть ли разница по регионам?
— Получается, каждый двадцатый. Вовлечены активно 350 человек, а в компании трудятся 7000. Из регионов активнее всего Урал, Поволжье, Санкт-Петербург, Москва. Меньше всего активен пока Дальний Восток, в следующем году планируем обратить на него больше внимания. Проекты актуальны для всей страны, проблемы одинаковые во всех российских регионах, особые дети и социально-незащищенные категории есть везде. Другой вопрос, насколько известна тема, смогли ли социальные предприниматели достучаться до широких кругов — тут мы можем помочь с информационной поддержкой.
— Отражается ли КСО на показателях вовлеченности сотрудников?
— В 2017 году 91% сотрудников на вопрос о том, считают ли они компанию социально ориентированной и этичной, отвечали положительно. У нас в целом уровень вовлеченности выше мировых практик — около 80% (независимое исследование уровня вовлеченности ежегодно делает международная аналитическая компанияKornFerry). Но сложно выделить, какова в этом роль именно сотрудничества с фондом «Навстречу переменам». А вот если говорить с людьми, которые вовлечены в работу с социальными проектами, они всегда отмечают, что это часть их личного развития, им важно участие в жизни общества и это один из значимых факторов, почему они работают именно в Tele2 и каждое утро с радостью идут на работу.
— Мобильные технологии меняют социальную сферу?
— Возможно с ними даже перебор. Сейчас модно все проблемы решать с помощью мобильного приложения — действительно, у нас у всех в руках смартфоны, не надо куда-то бежать и звонить. Но мне кажется, социальные предприниматели зачастую не понимают, что за их приложением очередь сразу не выстроится, надо еще и подумать, что сделать, чтобы продукт попал конечному потребителю. Если у вас просветительская деятельность, люди сами не придут. А приложение, у которого всего 10 пользователей, никому не интересно.
У нас пока не было таких проектов, которые мы интегрировали на свою платформу. Но мы создали сервис для сбора частных пожертвований в фонд, нашим абонентам помогать теперь легко и удобно. И как показала работа сервиса — абоненты у нас очень отзывчивые.
Дмитрий Ямпольский: «В благотворительности всегда будут находиться новые задачи»
— Мне кажется, социальным предпринимательством чаще занимаются люди, которые сами столкнулись с той или иной проблемой, которая слишком узкая и потому не решается на каком-то большом уровне. Так ли это?
— Даже сегодня по защитам проектов это видно. Александра Фешина столкнулась с потерей ребенка — создала проект помощи семьям в подобной ситуации, Алексей Соколов из Новосибирска, который выступал с сурдопереводчиком, делает приложение для повышения уровня культуры и знаний у глухих людей. По прошлым годам то же самое — семейная пара из Каменск-Уральска мне очень запомнилась, у них ребенок с ДЦП и они много денег потратили, чтобы индивидуально собрать для него велосипед нужной конструкции. Сейчас разработанное устройство, благодаря которому на обычном велосипеде может кататься ребенок, который с трудом ходит, хорошо продается и помогает детям с ДЦП получать то же счастье от «велика» в детстве, что и всем остальным.
Неудивительно, что 60% проектов связаны с личной историей. Должен быть толчок, чтобы люди начали заниматься социальным предпринимательством. Они хотят изменить мир к лучшему, видят на своем опыте, как плохо сейчас решается эта проблема в обществе. И с горящими глазами ищут решение.
— Что бы вы посоветовали социальным предпринимателям?
— Для того, чтобы создать бизнес, надо абстрагироваться от эмоций и того, что вы хотите решить важную проблему. Сейчас это то, чем по сути мы занимаемся — добавить рационального подхода к организации дела: кто целевая аудитория, как организовать производство эффективно и прочие приземленные вещи. Социальные предприниматели совершенно точно неравнодушные люди, болеют душой. Но к горячему сердцу нужен холодный ум, чтобы придумать, как идею воплотить в реальности. И тогда изменение в мире точно станет возможным.
+ There are no comments
Add yours