«Это современное рабство»: как фонд «Безопасный дом» борется с торговлей людьми


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

По данным Global Slavery Index (основной и наиболее достоверный источник статистики) в мире в ситуациях торговли людьми находятся 40,3 миллиона человек, в России — 794 тыс. человек. Помимо этого десятки тысяч человек ежегодно вывозятся из России с целью эксплуатации. 

Координатор программ Фонда «Безопасный дом» и программы JewelGirls, руководитель проекта «Единый подход к предотвращению торговли людьми в России» Вероника Антимоник, рассказала «Филантропа» о помощи тем, кто попал в опасную ситуацию. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— Какие формы торговли людьми существуют в мире?

— Большую часть случаев составляет сексуальная и трудовая эксплуатация. Вообще, существует множество различных форм, к ним относят принудительные браки (в том числе с несовершеннолетними), принудительное суррогатное материнство, вовлечение в занятие попрошайничеством, торговлю органами, клетками и тканями, торговлю людьми в рамках деятельности вооруженных формирований и другие. Торговля людьми затрагивает все страны мира, но есть различия. В некоторых странах преобладает какая-то форма, откуда-то больше вывозят. В России существует множество разных форм, также она является страной вывоза, транзита и ввоза людей. Это второе по прибыльности преступление после торговли наркотиками. И если принудительный труд экономит расходы, то сексуальная эксплуатация приносит деньги напрямую. При этом торговля людьми более выгодна, потому что (в отличие от наркотиков) человека можно продавать многократно. Доход от инвестиций в секс-эксплуатацию составляет от 100 до 1000%. Нет ни одного другого вида деятельности, где можно получить столько денег.

О фонде «Безопасный дом»
Фонд создан Еленой Тимофеевой, которая вместе с Вероникой Антимоник работают в сфере предотвращения торговли людьми на международном уровне с 2003 года. Елена и Вероника были частью команды проекта Международной Организации по Миграции (IOM), в рамках которого был создан первый и единственный реабилитационный центр для пострадавших от торговли людьми (2007-2009 гг.). С 2009 года Елена и Вероника продолжили самостоятельно реализовывать превентивные программы и оказывать помощь пострадавшим, для чего в 2013 году зарегистрировали Фонд “Безопасный дом”. В России одна из программ, которая поддерживает работу организации, — «Укрепление НКО» благотворительного фонда «КАФ». 

Когда мы говорим «рабство», перед глазами возникают закованные в кандалы рабы, выполняющие непосильную работу где-нибудь в рабовладельческих  государствах. Почему эта тема еще не изжита в 21 веке?  

— Мы предпочитаем не использовать термин «рабство», поскольку это совершенно другое явление, которое осталось в прошлом. Рабство было легально, оно было основано на эксплуатации определенных групп людей, которые были лишены каких-либо прав. Помимо этого сам термин «рабство» способствует эмоциональному дистанцированию от современной проблемы. Кажется, что это происходит (или происходило) где-то далеко, с какими-то определенными группами людей. В связи с этим чаще употребляют понятие «современное рабство». Но также неэтично использовать термин «рабы» по отношению к пострадавшим, так как он стигматизирует и негативно определяет их. Еще одно отличие состоит в том, что торговля людьми нелегальна и криминализована. И несмотря на то, что уязвимые люди находятся в группах риска, подвергнуться этому может каждый.

— Как люди вовлекаются в торговлю «живым товаром»? 

— Обычно первым этапом торговли людьми оказывается вовлечение, чаще всего, в форме вербовки — когда преступники предлагают человеку что-то (чаще работу), однако скрывают часть правды или полностью всю правду. Есть распространенное представление, что людей похищают с целью эксплуатации, но в реальности это происходит редко: ведь похищенного человека нужно контролировать с самого начала, его сложнее перевозить, его скорее всего будут искать. Поэтому в большинстве случаев людей вербуют. Преступники уговаривают, манипулируют, обещая и предоставляя ложные доказательства, используют самые разные приемы, чтобы человек поверил и согласился. Часто за этим следует перемещение или перевозка, но человек все еще не догадывается, что это уже части преступления.
Бывает, что преступники сначала вступают в отношения — партнерские или дружеские, предлагают брак, поездку и т.п., что по сути также является способом вербовки.

Это слайд-шоу требует JavaScript.


В некоторых случаях это отношения онлайн, в которых преступники получают интимные фото или видео, которыми потом шантажируют. То же самое происходит при вербовке через тренинги соблазнения, модельные агенства, покупку девственности. Совершается изнасилование, которое снимают на видео, после чего женщину принуждают оказывать секс-услуги.

Оказаться в ситуации торговли людьми может абсолютно любой человек. Был случай, когда в сеть торговцев людьми попала женщина, которая поехала в автобусный шоп-тур в Грецию за шубой.

Другая пострадавшая оказалась вовлечена, будучи в туристической поездке в Европе. Но больше подвержены люди в трудной жизненной ситуации, из уязвимых групп. К сожалению, таких людей становится все больше. Растущая бедность, отсутствие и недостаток легальных возможностей получения образования и трудоустройства, военные конфликты, дискриминация и насилие делают людей все более доступными для преступников. 

Ювелирная забота: кому помогает программа JewelGirls

Какие вы находите слова, чтобы помочь людям адаптироваться? Что вообще чувствует человек, прошедший через торговлю? Как нужно с ним разговаривать? Чем утешать?   

Нет типичного портрета пострадавшего от торговли людьми. Почти все сталкиваются с какими-то медицинскими и психологическими последствиями, но они также могут быть самыми разными и по-разному проявляться. Медицинские последствия обычно связаны с формой эксплуатации и условиями, в которых находились люди. Это могут быть последствия плохого питания, переохлаждения, избиений или заражения инфекциями. Некоторых девушек, принуждаемых к занятию проституцией, выбрасывают из окон, об них тушат окурки, оставляют порезы на теле. Одной из наших подопечных сделали операцию по ушиванию влагалища, другой, наоборот, засовывали туда различные предметы (бутылки, которые потом разбивали и т.п.) и нанесли очень серьезные травмы. Нередко пострадавшие в результате эксплуатации оказываются зараженными инфекциями, передающимися половым путем, гепатитом, ВИЧ или туберкулезом.  

Среди психологических последствий почти все имеют посттравматическое стрессовое расстройство, по тяжести сравнимое с таковым у ветеранов боевых действий. Это связано с постоянным длительным нахождением в ситуации угроз и насилия.

Восстанавливаются все по-разному, но обычно восстановление от таких травм требует очень много времени — до нескольких лет. Мы разрабатываем индивидуальную программу помощи и сопровождения с каждым пострадавшим. Возможность восстановления и возвращения в нормальную жизнь очень сильно зависит от прошлого опыта и наличия поддержки, ресурсов. К сожалению, есть пострадавшие, которые не могут вернуться домой либо им некуда возвращаться. В таком случае они могут рассчитывать только на нас.  

 — Расскажите о ваших программах. Как вы распространяете правду о торговле людьми? С чего начинаете и чем заканчиваете разговор? О чем предупреждаете? Есть ли у вас брошюры, учебные пособия для специалистов, работающих с людьми? 

— Мы работаем по всем направлениям по предотвращению торговли людьми. Во-первых, проводим превентивную работу с группами риска — это подростки,  находящиеся в приютах, кризисных центрах, интернатах и детских домах, их выпускники, люди с ограниченными возможностями здоровья, «маленькие мамы», приезжие, пострадавшие от насилия. Во-вторых, занимаемся повышением осведомленности граждан о том, что такое торговля людьми и чем она опасна: проводим публичные мероприятия, размещаем информацию онлайн на собственных и партнерских ресурсах, в СМИ. У нас есть страницы в ВК и в фейсбуке «Расскажи друзьям 18+», где мы регулярно рассказываем о проблеме, размещаем переводы иностранных материалов и исследований по теме. В-третьих, проводим тренинги для специалистов, которые по ходу деятельности могут контактировать с пострадавшими. В-четвертых, конечно, оказываем помощь самим пострадавшим.

Первые три направления мы реализуем в 14 регионах России. Наша помощь адресована всем пострадавшим, независимо от гражданства, то есть всем, кто подвергся эксплуатации на территории России. А также помогаем гражданам России, оказавшимся в ситуациях торговли людьми за рубежом, вернуться на родину.  У нас есть превентивные брошюры, направленные на профилактику попадания в сети торговцев людьми,  и сайт для девушек из групп риска charmalarm.ru. У нас всего два штатных сотрудника. Но с нами работают около 20 привлеченных специалистов, отвечающих за конкретные задачи — это куратор случаев, психологи, социальные работники, юристы. Помимо этого, многое делается волонтерами. К примеру, программа JewelGirls полностью волонтерская.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 — Как вы помогаете подопечным трудоустроиться или найти жилье? Есть ли для них убежище? 

— У нас нет своего убежища по финансовым причинам, да и не все наши подопечные находятся в одном регионе. Когда необходимо, мы пользуемся возможностями партнерских организаций либо размещаем (временно оплачиваем проживание) пострадавших в хостелах, общежитиях или гостиницах.  С каждым или с каждой мы анализируем трудную жизненную ситуацию и намечаем пути изменения. Ведь недостаточно освободить человека и оказать первостепенную помощь. В большинстве случаев люди оказываются в ситуациях торговли людьми, имея какие-то трудности — важно обозначить их и попытаться изменить. Очень часто это сложности с трудоустройством, в том числе из-за недостатка образования. В таком случае мы можем подобрать  подходящую специальность, с которой он реально сможет трудоустроиться, и отправить человека на обучение. Это сделает его или ее менее уязвимым. 

— Почему люди, попав к торговцам, не стремятся уйти, убежать, спастись?

— Это важный вопрос, который часто возникает из-за  искреннего непонимания — ведь далеко не всех удерживают физически (хотя такие случаи тоже есть). Самые действенные способы удержать человека — угрозы и долговая кабала. Преступники убеждают пострадавшего, что он  им должен (за перевозку, оформление документов и т.п.), и что после выплаты этого, на самом деле сфабрикованного, долга, его отпустят. При этом долг устроен так, что выплатить его почти невозможно — он постоянно увеличивается за счет расходов на содержание, питание, штрафов за провинности и т.п. Помимо этого, некоторые пострадавшие не знают о таком преступлении, как торговля людьми. Они считают, что их обманули и они должны выплатить этот долг сами. Второй наиболее действенный фактор – угрозы, как самому человеку, так и его семье, особенно если преступники угрожают причинением вреда детям или родителям пострадавшего. Длительное нахождение в ситуации угроз и насилия формирует выученную беспомощность, а иногда и изменение отношения к ситуации по типу «стокгольмского синдрома». Это вынужденные способы адаптации психики человека к ситуации постоянной опасности. В результате люди доведены до того, что уже не предпринимают попыток к освобождению или не обращаются за помощью. 

— Что нужно делать, какие меры принять, чтобы искоренить насилие над людьми? Как и о чем говорить с людьми про это? Как расширить аудиторию, чтобы Ваши слова дошли до людей, особенно до подростков?

— В УК есть две статьи, но они очень плохо работают, дела расследовать сложно, пострадавшие не доверяют правоохранительным органам и не обращаются в полицию, в том числе и  из-за того, что возбуждение дела небезопасно. Обычно преступники знают очень много информации — где живет семья, близкие пострадавшего. Более того, преступники обычно действуют в рамках больших организованных групп на территории разных стран, из-за чего привлечь к ответственности всех крайне сложно. У нас был случай, когда девушку дважды завербовывали члены одной и той же группировки, хотя было возбуждено дело и часть из них посадили.

Мы считаем, что в России необходимо принятие закона против торговли людьми, который определял бы порядок действий и распределял бы ответственность за решение проблемы  в разных ее аспектах между различными ведомствами. Пока этим занимаются только НКО и активисты.

— Как нужно себя вести каждому из нас, чтобы не попасться на удочку торговцев людьми?

— Нет таких мер, которые могут дать 100% защиты, но все же следует быть внимательными при трудоустройстве, в отношениях с незнакомцами и малознакомыми людьми, в поездках в другие города и страны. Искать работу следует на сайтах, которые «проверяют» работодателей, не соглашаться на собеседования вне офиса во внерабочее время, не верить обещаниям слишком высоких заработков, внимательно изучать контракт и другие документы, которые приходится подписывать (а в случае необходимости консультироваться с юристом), быть аккуратным в общении онлайн и не делиться интимными фото и видео с незнакомыми людьми, реагировать на проявления насилия и не допускать злоупотреблений в отношении себя и своих близких. В заграничных поездках следует сделать несколько копий паспорта и разложить их в разные места, выучить наизусть телефоны близких, телефоны и адрес посольства своей страны. Но самая главная, пожалуй, рекомендация — это иметь кодовую фразу, которая сможет дать понять вашим близким, что вы в опасности, в случае, если вы не сможете сказать об этом напрямую. Большинству пострадавших дают возможность связываться с родными, но это происходит в присутствии преступников, из-за чего иногда родственники годами не подозревают о том, что происходит, и не могут обратиться за помощью.  Проявляйте бдительность!

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий