«Прежде всего — развивающий подход»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Центр лечебной педагогики «Особое детство» совместно с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Благотворительным фондом «Абсолют-Помощь» работает над созданием Научно-методического центра. Руководитель методического отдела центра Людмила Шаргородская рассказала, для чего нужен центр, как он будет помогать и на какую аудиторию рассчитан.

— Как возникла идея создания Научно-методического центра?

— ЦЛП с 1989 года занимается помощью детям и взрослым с различными нарушениями развития — от самых выраженных до более легких. У нас очень большой опыт организации такой работы, взаимодействия с семьями. Мы помогаем не только сами, но и обучаем специалистов. Создание центра позволит сделать эту работу более систематизированной и нацеленной на будущее.

Мы хотим распространять как можно больше современных российских и западных технологий, включая многолетние наработки ЦЛП.

Но если на Западе методики обязательно проходят регламентированную процедуру подтверждения эффективности, то наши наработки еще только предстоит вывести на доказательный уровень. На это «Вклад в будущее» прежде всего и выделил деньги.

— Что это за наработки?

— Например, ЦЛП хорошо умеет работать с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Это связано с тем, что много лет назад, когда ЦЛП создавался, эти дети практически не попадали в систему государственной помощи. Они или сидели дома, или жили в социальных домах-интернатах, где не было педагогической помощи. И они шли в ЦЛП.

То же самое можно сказать о детях с тяжелыми множественными нарушениями развития. Это сложная категория, требующая много сил, знаний и, самое главное, комплексности и работы команды специалистов. В ЦЛП они есть. У нас очень хорошая экспертиза в помощи подросткам и молодым людям. Так сложилось исторически: поскольку ЦЛП уже больше 30 лет, ребята, которые приходили к нам в начале, уже взрослые. И мы создавали для них систему помощи с нуля. В ЦЛП достаточно много давних направлений с хорошими результатами.

— Какая у ЦЛП идеология с точки зрения методологии?

— Прежде всего — развивающий подход. Опора не только на онтогенез (то, как должен был бы развиваться ребенок, если бы не было отклонения), но и на развитие отношений и расширение социальной среды. Например, у аутичного ребенка изначально среда очень маленькая, он не может выстраивать отношения с более широким социумом. Мы входим в его маленький мир, даем руку, постепенно расширяем его возможности взаимодействия с другими людьми.

У нас очень сильный нейропсихологический подход. В западных методиках помощи он реже используется в комплексном подходе помощи детям с нарушениями развития, а в России развивается очень активно, в том числе благодаря ЦЛП. Изначально нейропсихологический подход применялся в России во время и после Великой Отечественной войны для помощи взрослым (об этом можно прочитать, например, в книге Александра Лурия «Потерянный и возвращенный мир. История одного ранения»). Использовать нейропсихологический подход для помощи детям с особенностями развития впервые начали во времена создания ЦЛП, и мы очень тесно сотрудничали в этом вопросе с МГУ и Антониной Андреевной Цыганок. Это наше ноу-хау.

Еще одно серьезное направление внутри ЦЛП — музыкальная терапия. У нас есть собственный кандидат наук, защитивший диссертацию по музыкальной терапии. Разработаны стандарты развивающего ухода. Действуют мастерские для подростков. Есть наша авторская методика «игровая педагогика», описанная в книге. Я уже не говорю об обширном опыте модельной деятельности – именно ЦЛП учредил первую инклюзивную школа «Ковчег» и первый интегративный детский сад «Наш дом». Туда передавались методики, были специалисты, которые работали и там, и там, дети, которые ходили в детский сад и на занятия в ЦЛП. Так что у нас в активе множество зарекомендовавших себя за 30 лет педагогических наработок. Благодаря созданию центра хочется вывести их на доказательный уровень. А для этого их нужно описать, систематизировать, провести исследования.

— Как это будет происходить?

— Сейчас у нас в ЦЛП действует пять модельных групп, где специалисты оказывают детям комплексную помощь. Направления — группа ранней помощи, группа дошкольников с расстройством аутистического спектра, группа подготовки к школе, группа подростков с нарушениями развития и гастрономическая модельная площадка ГАМП для профессионального обучения молодых людей с особенностями развития. Охвачены все возраста — с рождения до 55 лет.

Модельной группе ставится конкретная задача. По каждой выстраиваются цели, задачи и маршруты, которые нужно пройти. Если это подготовка к школе — будет описано, как мы готовим к школе, чтобы ребенок был успешен на следующем этапе. Если это ГАМП — как мы учим, что именно нужно сделать, чтобы человек освоил профессию, и какие технологии и методики мы можем предложить для того, чтобы это обучение было эффективным. По каждой группе разработан дизайн исследования и подобраны методики — российские и западные. Какие-то мы использовали в работе и раньше, по каким-то пришлось купить методические материалы и обучить специалистов.

— Какие западные методики ЦЛП использует?

— Например, диагностические – АДОС-2, методика LEITER-3. Методики в рамках различных вмешательств: DIR Floortime, денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом. У нас есть сертифицированные специалисты, которые владеют этими методиками и технологиями и знают, как их можно использовать внутри комплексной системы помощи. Но надо понимать, что никакую практику нельзя просто так привезти и использовать в первозданном виде. Все западные методики, какими бы хорошими они ни были изначально, нуждаются в сертифицированном переводе, адаптации и апробации для того, чтобы их можно было использовать и распространять в нашей стране. И мы планируем принять участие в этой работе.

Многих хорошо зарекомендовавших себя практик и методик еще нет в России, поэтому наша задача — получить от правообладателей разрешение на то, чтобы использовать их практики и методики на территории нашей страны, затем апробировать их и с учетом нашего опыта распространять их русские переводы. Контроль качества организаций, от которых мы получаем права, очень строгий и включает в себя, в частности, «двойной» перевод: сначала текст переводится с английского на русский, а потом обратно, и полученные переводы должны быть максимально идентичными.

— Кто будет учиться в Научно-методическом центре? Будет ли обучение платным?

— ЦЛП — благотворительная организация. Что-то будет бесплатным, а что-то дотироваться, это зависит от того, кто будет обучаться. Обучать мы хотим всех, кто в этом нуждается: есть курсы для родителей, специалистов, педагогов сопровождения. Они будут разными по длительности — от 4-8 часовых, направленных на решение конкретной проблемы, до более продолжительных, в том числе рассчитанных на 72-144 часа и нацеленных на переподготовку специалистов.

Сейчас существует огромная потребность в узкоспециализированных курсах, которые будет предлагать наш центр.

Не то что не хватает предложений, просто мало кто транслирует современное состояние, та же информация на английском плохо доходит до нас по разным причинам. Хочется, чтобы скорость ее проникновения в нашу страну была быстрее. На это тоже нацелен проект.

Хочется надеяться, что не только в Москве будет такой центр, что мы будем передавать какие-то свои функции в регионы. Мы соучредили альянс «Ценность каждого», где достаточно много участников, сотрудничаем с другими организациями, в том числе с научно-исследовательскими, мы надеемся, что они тоже будут вовлечены в этот процесс, участвовать в наших совместных исследованиях. Чтобы провести научное исследование с надежной статистической обработкой данных, в модельную группу должно быть включено не менее 65 детей. А у нас в самой большой 30 человек, пока это только пилотные проекты. Нужны партнеры, единомышленники вне ЦЛП, чтобы результаты, которые мы получили, были валидными.

— Планируете ли привлекать внешних экспертов?

— Конечно. Любое описание внутри серьезного исследования предполагает статистический анализ, обработку данных, это отдельные направления работы. Мы надеемся на сотрудничество с ВШЭ, где есть соответствующие специалисты, лаборатории. У нас будет экспертный совет со специалистами международного уровня в различных областях, которые могли бы и проконсультировать, и провести экспертизу.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий