Искусство слышать


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Этой весной Детская театральная студия при Государственном Академическом Малом Театре отмечает три года, за это время из небольшой группы студия выросла в заметный проект, где не боятся экспериментов. Отчасти поэтому осенью прошлого года в студии создали отдельную группу для слабослышащих детей. Александра Соломина, заместитель художественного руководителя театра, руководитель студии, рассказывает, как появился новый проект и как искусство помогает детям с особенностями.

Александра Соломина. Фото: Наталья Козерская

Как все началось

Идея создать детскую театральную студию принадлежала не мне, а директору нашего театра Тамаре Анатольевне Михайловой. Для начала мы хотели взять небольшую группу детей для общего развития. Это был пилотный проект, задачи у нас были прежде всего просветительские, чтобы воспитать своего будущего зрителя. Но в итоге проект оказался очень успешным, появилось много желающих. А однажды мы с дедушкой, Юрием Мефодьевичем Соломиным (художественный руководитель Малого театра – прим.редакции) пришли на обследование в Научный Институт Отоларингологии, и в процессе узнали, что в институте есть слабослышащие дети, которые проходят кохлеарную имплантацию, а после нуждаются в реабилитации.

Справка
В театральной студии учатся около ста детей от 4 до 14 лет. Занятия проводятся два раза в неделю в трех возрастных группах: младшей (от 4 до 6 лет), средней (от 7 до 9 лет) и старшей (от 10 до 14 лет). Стоимость обучения для младшей и средней групп — 5600 руб. за 8 занятий, для старшей — 6000 руб. 

Умение слышать

Кохлеарная имплантация — это метод слухопротезирования, благодаря которому к пациенту с сенсоневральной потерей слуха начинает слышать. В сущности пациенту устанавливается специальное устройство, способное преобразовывать электрические импульсы, которые поступают из внешней среды, в импульсы, понятные нервной системе.

Детям сначала вживляют специальный аппарат, который слышит за ребенка, а дальше они проходят реабилитацию в центре. Это непростой процесс, а не так как кажется: вот ребенку вставили этот аппарат, и он внезапно начал слышать и говорить. После операции начинается самый сложный этап — реабилитация, обучение. Причем есть разные направления реабилитации: и рисование, и балет, у центра был даже совместный проект с Московской Консерваторией. А вот театра не было, и мы предложили пригласить их театральную студию.

Ведь в театре задействуется все сразу — и речь, и координация, и движение, и фантазия ребенка.

Так мы начали работать. Все занятия для родителей бесплатны, а в остальном мы с Центром оплачиваем работу проекта пополам: медицинский центр предоставляет своих специалистов, а мы — преподавателей.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Особенности в работе

Все дети очень разные: от состояния слуха до поведенческих нюансов. Первое время сложно было их группировать так, чтобы занятие проходило эффективно и всем детям было комфортно. Например, в процессе работы, мы поняли, что педагогу в одиночку сложно вести занятия и нужны как минимум два преподавателя. Кроме того, преподавателям надо быть предельно внимательными: нужно постоянно сохранять зрительный контакт с детьми, потому что могут возникнуть технические трудности с имплантом: могут сбиться настройки, аппарат может выпасть из уха — поэтому нужно постоянно за этим следить. Когда обращаешься к ребенку, важно поймать его взгляд. Постепенно такая работа начала входить в привычку, и сейчас занятия проходят в спокойном режиме.

Душевная кухня: как устроен ресторан, где работают бездомные люди

Мышление и искусство

Не слышать с рождения — серьезное испытание. Искусство помогает создавать новые нейронные связи, благодаря театральным техникам, мы используем упражнения на разминку речевого аппарата и на дыхание. Следующий этап — физические упражнения. У детей с нарушениями слуха может страдать координация, а на занятиях они учатся развивать чувство ритма, они начинают по-другому воспринимать музыку.

Если говорить об актерском мастерстве — это тренировка памяти и воображения, так как актерские техники очень завязаны на образном мышлении, умении слышать и чувствовать свое тело, прислушиваться к нему.

Это всесторонний комплекс, который помогает детям развивать все, с чем у них могут возникать трудности. Плюс ко всему занятия придают им уверенность в себе. Постепенно после подготовительной работы мы переводим детей из специализированной группы в общую, где они уже прекрасно себя чувствуют рядом со своими сверстниками.

Чувствовать прекрасного

Искусство, в принципе, воздействует на всех вне зависимости от прошлого опыта. Искусство развивает умение чувствовать прекрасное. Ну, а у нас такой красивый театр с богатой историей.

Дети все это впитывают, я уверена, что эти ценности останутся с ними на всю жизнь.

Здесь мы прививаем им любовь ко всему красивому и доброму, к эстетике и определенным идеалам. Искусство универсально, не думаю, что нужно адаптировать его под детей с особенностям. Но важно детям помогать, учить их воспринимать искусство.

Техническое оснащение, которым пользуются люди с ограниченными возможностями, а также его доступность — вот это нужно вывести на нужный уровень, чтобы помочь им чувствовать и воспринимать искусство в полной мере.

Команда

В команде у нас в основном артисты нашего театра. Все они молодые, большинство — ученики Юрия Мефодьевича Соломина. Занятия с детьми ведут Константин Юдаев, Наталья Калинина, Александр Наумов, Любовь Ещенко, Екатерина Базарова, Варвара Шаталова, Карина Саханенко. Я бесконечно благодарна им за то, что они тогда доверились и ввязались со мной в эту авантюру. Также с нами работает Анастасия Соломина — бывшая солистка ансамбля Игоря Моисеева. Почти двадцать лет Настя танцевала на сцене, а сейчас преподает хореографию для детей. Так что у нас высококвалифицированные педагоги, многие из них решили и дальше пойти учиться — поняли, что это им нужно, после того, как стали работать с детьми.

Ответственность

У меня нет установки, что я занимаюсь каким-то общественно полезным, важным делом. Подобное мышление, на мой взгляд, ни к чему не приводит, только к раздуванию собственного тщеславия.

Я чувствую огромную ответственность и за детей, и за своих педагогов. А когда есть чувство ответственности, тогда выкладываешься на все сто процентов.

Команда формировалась мной исходя из интуитивных соображений о том, кто сможет работать с детьми. Я вижу, что не ошиблась ни в одном из них: все очень друг друга поддерживают и работают на полную катушку. Благодаря тому, что в нашем коллективе у педагогов очень хорошие и продуктивные взаимоотношения, дети чувствуют и видят это, вместе с этим впитывая атмосферу театра.

Шлейф известной фамилии

Я, конечно, с юности чувствовала давление известной фамилии (Александра — внучка легендарного актера и художественного руководителя Малого театра Юрия Мефодьевича Соломина, прим.редакции), но в случае с детьми ставки еще выше. Но ведь мы приучаем наших детей, в первую очередь, чтобы они ни в коем случае не боялись ошибаться и оступаться. Это школа жизни и бесценный опыт. Поэтому я должна следовать собственному примеру, не бояться и просто стараться, прилагать все свои усилия.

Театр как праздник

Для меня радостно видеть, с каким удовольствием дети бегут к нам на занятия — они действительно очень полюбили театр. Родители говорят, что находиться в стенах театра для детей — это уже праздник.

Думаю, это такой круговорот позитивных эмоций, который важен нам сейчас, как никогда.

Дальнейшие планы

Мы планируем подготовить в конце учебного года выступление с ребятами, а чуть позже у меня в планах сделать инклюзивный спектакль, в котором были бы задействованы слабослышащие дети, и дети из общей группы, и наши актёры. Поступательно, я думаю, мы к этому придем — тут главное не форсировать, чтобы всё шло естественным путем, и тогда получится наилучший результат.

Фото: Наталья Козерская, Евгения Люлюкина

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий