Мне не всё равно!


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Социальной работой с выпускниками государственных  учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, я занимаюсь уже в течение пяти лет.

Об авторе
Паничева Екатерина Сергеевна, социальный педагог ГАОУ МО СПО «Оленегорский горно-промышленный колледж», Мурманская область

Когда осенью 2008 года, устроившись на работу в центр постинтернатной адаптации,  я впервые начала работать с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то была в замешательстве – я не знала, каким образом можно установить контакт со взрослыми молодыми людьми, которые ощущали себя хозяевами центра, относясь к специалистам центра как к прислуге, которая обязана им прислуживать. Мне было страшно подойти к ним, но нужно было как-то искать контакт с клиентами, которые проживали в стационарном отделении.

Я долго думала над тем, что может стать  коммуникативным мостиком, и в конце концов мне в голову пришла неплохая идея – совместное создание молодежной газеты о жизни воспитанников центра. Я разместила  объявление о создании газеты на стенде и некоторые ребята откликнулись на него. Вместе мы начали продумывать рубрики – странички газеты, ее дизайн. У каждого оказались умения и навыки, которые он мог продемонстрировать другим. В газете «Молодежная правда» была размещена различная информация – новости центра, поздравления с днем рождения, стихотворения воспитанницы Нины, проживающей в центре, кулинарные рецепты, информация о здоровом образе жизни. Кроме того, в газете были затронуты актуальные для воспитанников центра проблемы – воровство и отсутствие культуры общения.

Мне было приятно, когда я услышала, как наши воспитанники активно обсуждают заметку «Таинственное исчезновение», которая призывала их задуматься над тем, «стоит ли украденная котлета репутации, потерянного доверия и уважения».

Газета «Молодежная правда» выполнила сразу несколько задач – помогла установить между мною и клиентами более близкие доверительные отношения, а также раскрыть  наши творческие способности. Хочу отметить тот факт, что следующий номер газеты ребята уже выполнили самостоятельно, а это многого стоит.

  На мой взгляд, очень важно разобраться в том, что такое помощь подросткам и молодежи, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Кто-то из специалистов социальной сферы считает, что он оказывает сироте помощь, когда абсолютно все делает за него – бегает по инстанциям, пишет заявления в пенсионный фонд, делает уборку в квартире, дает взаймы деньги. Но итог у такой помощи плачевный – специалист в конце концов надрывается и сгорает как профессионал, а сирота так и не учится преодолевать жизненные трудности.

Стоимость продуктов питания, оплата проживания в общежитии, вопросы оформления или переоформления пенсии по потери кормильца, организация взаимодействия с представителями ТСЖ, посещение социальных служб  становятся для ребят самыми актуальными и сложными проблемами в период начала самостоятельной жизни, но надо учиться их решать и они начинают это делать. Не все, конечно, могут самостоятельно, без помощи педагога или специалиста, составить заявление в управляющую компанию, но это от них и не требуется – главное, чтобы у молодого человека или девушки была заинтересованность в решении собственных проблем. Если заинтересованность есть, то пути решения проблемы всегда найдутся.

Совместная деятельность, сотрудничество между специалистом и клиентом-сиротой, разделение задач и ответственности в деле преодоления жизненных препятствий – вот  основа успешной социальной адаптации клиента, нуждающегося в оказании помощи.

Что же  может  послужить  рабочим инструментом, способствующим развитию личности воспитанника, активизации его внутренних ресурсов? Имитация жизненных ситуаций в игровой форме, ролевые, деловые, педагогические игры, совместное посещение организаций и поиск социально-правовой информации, групповое творчество – все эти методы работы является эффективным диагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием, поскольку позволяют включить воспитанника в круговорот социальных отношений, нейтрализуют  страх неудач, дают уверенность в себе.

Существенным моментом являются также личностные установки самого специалиста, осуществляющегося постинтернатное сопровождение выпускника детского дома. Если специалист или специалисты открыты новым знаниям, ориентированы на сотрудничество с представителями различных учреждений и формирование рабочей команды, поиск путей решения проблемы, то успех в работе гарантирован.

Кроме того, обучая воспитанников преодолевать жизненные трудности,  вступать в социальные отношения, сопереживать другим, специалист, занимающийся постинтернатным сопровождением, повышает свой личностный и профессиональный уровень, приобретает активную гражданскую позицию.

«Мне не все равно!» — такая фраза должна читаться в глазах, жестах, поступках и профессиональных  делах  любого человека, выбравшего полем  своей профессиональной деятельности  социальную сферу, сферу помощи детям, молодежи и  кризисным семьям.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий