Пристань. Жилая программа — социальная адаптация выпускников детских домов


Всем, когда-либо покидавшим родительское гнездышко, хорошо знакомо чувство радостного волнения, которое переполняет душу молодого человека, стоящего на пороге взрослой жизни. Впереди целая жизнь, которая подобно огромному океану, манит его своими просторами, перспективами, романтикой и, конечно же, ожиданием больших приключений, о которых он до этого только читал в книгах или видел в кинофильмах. Но это и немного волнительно: сможет ли он устоять перед лицом шторма? Найдет ли он единомышленников, которым сможет доверять, как себе? Не затеряется ли он в глубинах этого океана?..

Об авторе
Сергей Михайловский, Благотворительная общественная организация «Пристань».
В своей жизни и деятельности я стремлюсь достигать максимума, другим помогая достигать того же.
Имея некоторый опыт работы с молодежью, в Пристань я пришел в 2007 году как волонтер. Здесь я и узнал об ужасной статистике, что 90 % выпускников детских домов не справляются с реалиями самостоятельной жизни и их судьбы разрушаются. Обучая ребят игре на гитаре, я понял, что хочу коренным образом повлиять на их судьбы, изменить их жизни в лучшую сторону, поменять ужасную статистику в России. Через несколько месяцев я стал наставником (воспитателем) для 8 выпускников детских домов. Помогая развивать другие направления и программы в Пристани, я сам того не заметив стал и являюсь в настоящее время директором по связям с общественностью и развитию нашей организации. Впереди еще много работы, но я понимаю, что я не одинок, а работаю с замечательными людьми – командой партнеров и единомышленников, в поисках которых я и нахожусь в настоящее время. Вместе мы сможем изменить многое. Вместе укрепим жизнь, дадим надежу, возродим общество!

Вы помните свои 17 лет? Что Вы чувствовали, о чем мечтали, к чему стремились? Помните чувство, когда все впереди и жизнь только начинается? Вы с воодушевлением смотрите в будущее, зная, что впереди масса возможностей, а за спиной надежный тыл родительского дома. Что, если не получится сразу встать на собственные ноги, можно вернуться к маме с папой, зализать раны и сделать новую попытку. А можно вообще никуда от них не уезжать, а плавно перейти во взрослую жизнь в тот момент, когда будете готовы.

Но что делать молодым людям, которые не имеют родительской поддержки в этот самый важный, переломный момент жизни? Нет перед глазами ни примера, ни слов мудрости, ни тихой гавани, куда в случае неудач можно вернуться, чтобы переждать бурю или подлатать побитое судно…

Выпускаясь из детского дома, ребята часто оказываются один на один с этим огромным океаном, не имея ни малейшего представления о том, как дальше жить, как общаться с окружающим миром, как устроить свой быт, как жить в новых, непонятных, и потому пугающих, условиях.

Мы назвали нашу организацию «Пристань», потому что наша единственная цель – стать для них местом, где они смогут подготовиться и получить все необходимое для самостоятельного путешествия по жизни.

В своей работе мы ставим перед собой такие задачи, как: помощь подростку-выпускнику детского дома в решении вопросов, стоящих перед ним: социальных, правовых, общественных, личностных.  И формирование необходимых навыков, которые позволят ему приспособиться и найти свое место в обществе.

Ребята, с которыми мы работаем, начинают взрослую жизнь еще совсем юными. Поэтому процесс адаптации у них проходит трудно  и требует значительного времени.

Им необходимо сделать огромный шаг: от жизни в среде «своих» к жизни в обществе, от привычки полагаться на помощь окружающих к самостоятельному обеспечению себя за счет своего труда; от вынужденного подчинения конкретным педагогам к ориентации на закон, гражданские права и личную ответственность. При этом приобрести позитивное отношение к людям, способность делать выбор, принимать решение и нести за него ответственность, честно заработать на жизнь себе и своей семье, не быть игрушкой в чужих руках, уважать свои и чужие права. Иными словами: иметь друзей, работу, семью и не сесть в тюрьму. Задача не из легких, но, как показывает наш опыт, вполне осуществимая.

Начнем с того, что более всего находится на поверхности. Вопрос о том, как организовать свою жизнь. Для многих из нас бытовые вопросы уже давно перестали быть актуальными,  мы привыкли заботиться о себе и своем доме с детства. Для ребят из детского дома, многое – в новинку. Поэтому, мы уделяем внимание быту. Мы учим наших подопечных содержать свой дом в порядке, правильно распределять свои ресурсы: деньги, время, силы. Все до одного ребята учатся у нас готовить, убирать, рассчитывать свой бюджет и правильно распределять свое личное время.

Мы показываем им на собственном опыте, что «без труда не выловишь и рыбку из пруда». Именно поэтому, ребята все делают сами: сами покупают продукты в магазине, сами готовят еду на всю семью, сами оплачивают коммунальные услуги и т.д.

Обучая элементарным навыкам выживания, мы не забываем про вопросы более важные: душевное и духовное состояние наших подопечных. Особенности жизни в группе затрудняют процесс формирования индивидуальной внутренней позиции, который при благоприятных условиях заканчивается к 15-16 годам. А ведь, от мировоззрения и их собственных решений зависит, устоят ли они перед лицом настоящей опасности. Сумеют ли они сказать «нет» людям, которые  захотят их втянуть в противоправные действия. Именно с этой целью мы организовали для них «уроки нравственности». На этих занятиях они получают представление и составляют собственное мнение по самым разнообразным вопросам, относящихся к духовно-нравственной жизни человека. «Что такое хорошо и что такое плохо», вопросы веры и религии, вопросы общественной морали.

Что касается души, то для этого у нас есть встречи с психологом. Всем нашим ребятам необходима помощь в том, чтобы приобрести навыки эффективного общения, разобраться в своих переживаниях и залечить душевные раны, определиться в будущей жизни.

Последнее — особенно актуально. Так, как смутные представления о будущей жизнидовольно яркая черта наших детей. Они привыкли жить сегодняшним днем, ведь раньше им не надо было так много беспокоиться о своей жизни: где жить, что есть, что носить. Полное гособеспечение, обособленная жизнь в закрытом учреждении, отсутствие примера жизни в семье в реальных условиях сделали свое дело. Иногда, конечно, выпускник детского дома имеет желание что-то изменить в своей жизни, но у него часто нет умения, реализовать  его, или он просто не знает, что это возможно.

Отношение к прошлому, к воспоминаниям также имеет свои особенности, дает о себе знать и может влиять и на настоящее и на будущее.

Иногда  первые наиболее яркие воспоминания наших подопечных относятся к жизни уже в детском доме. А все, что было до него, связано с личной трагедией и прячется очень глубоко в памяти. Чувство одиночества и покинутости делают свое дело. Конечно, исцелить такие раны под силу только Богу. Но, мы считаем, что чуткое отношение и профессиональный подход могут помочь нашим ребятам чувствовать себя лучше.

Также по этой причине мы ввели практику наставничества. Наши подопечные живут в условиях, приближенных к семейным. Каждый день с ними находится наставник, цель которого, научить, вдохновить и поддержать во всех благих  начинаниях, а также предупредить и защитить, если есть какая-либо опасность в действиях подростка. Осуществить все это, как нам кажется, можно только если есть дружеские отношения и привязанность друг ко другу.  Привязанность играет очень важную роль в жизни человека. Она является механизмом выживания. Именно за счет чувства привязанности маленький человек цепляется за жизнь, как за материнскую руку. И от того, какими сложатся первые отношения ребенка с близкими людьми, зависит его отношение к жизни в целом, его доверие к этому миру. Понятно, если рядом нет никого — мир ужасен, в нем одиноко!

Часто  в условиях детского дома нет возможности поддерживать крепкие и длительные связи со взрослыми: воспитатели меняются или физически не могут построить глубокие доверительные отношения со всеми детьми в группе. Дети начинают переносить чувства, адресованные родителям, на сверстников, т.к. растут вместе, живут в одной группе годами. А отношения со взрослыми носят  приспособленческий характер. Изменить последнее – крайне сложно. Поэтому в нашей работе все начинается с отношений и все ими заканчивается. Мы стремимся научить наших детей строить доверительные отношения, основанные на привязанности и поддерживать их длительное время. Хотя, повторюсь, это крайне сложно и не всегда возможно.

Коль речь зашла об отношениях, стоить заметить, что самые важные из них – это отношения в их собственных семьях. У большинства воспитанников детского дома не было даже приблизительного родительского примера. Их родители, скорее всего, вели асоциальный образ жизни. Что не могло не сказаться на восприятии мужского и женского поведения. У мальчиков оно усугубляется еще и тем, что в детском доме их воспитывали в основном женщины, а хорошего мужского примера перед глазами как не было, так и нет. Поэтому, неудачи на «семейном фронте» характерны для большинства выпускников детских домов.

У многих из них слабо развито чувство ответственности за свои поступки, за благополучие тех, кто связал с ним свою жизнь. Их эгоизм, потребительское отношение к близким, неумение проявлять заботу, часто ломают едва сложившиеся семьи. Отсутствие положительного примера семейных отношений приводит к копированию негативных родительских образцов. Более того, молодые люди не имеют элементарной поддержки со стороны родственников – ни моральной, ни материальной, ни практической помощи. Поэтому им проще не связывать себя узами брака и сводить свои отношения к поверхностным, чаще всего физическим контактам.

Они могут не понимать ценности семьи, и, следуя современным тенденциям, приходят к мысли, что такая «легкость» в человеческих отношениях является нормой. С детства, испытывая дефицит глубокого общения, воспитанники детских домов легко вступают в сексуальные контакты  даже с малознакомыми людьми. Секс становится способом получить хотя бы мимолетное и видимое удовлетворение потребности в любви и заботе.

У нас они могут увидеть пример семейных отношений и, даже, получить опыт жизни в семье. Некоторые наши ребята живут в квартире рядом с самой настоящей семьей, в которой есть папа, мама, и детки. Роль последних выполняют наши наставники, которые согласились иметь такое соседство. Надо сказать, что подобный опыт очень хорошо влияет на ребят из детского дома. Так как семья не просто живет в соседней комнате, но и делит с ребятами обязанности по квартире, хлопоты по приготовлению еды, свободное время, заботу о детях и так далее.

К сожалению, у нас нет семей для всех наших ребят. Мы их ищем, а пока мы выходим из положения по-другому. Наставники привлекают своих жен и детей в воспитание наших подопечных. У нас есть традиции отмечать праздники в «расширенном составе», когда собираются все, кто, так или иначе, имеет отношение к нашей большой семье.

Слово «семья» звучит у нас часто. Ни для кого не секрет, что проблема повторного сиротства, когда выпускники детских домов рожают и потом отдают своих детей на воспитание в сиротские учреждения, является крайне актуальной. Это не значит, что они не любят своих детей, что они не хотят семьи… Просто они зачастую понятия не имеют, что делать с маленькими детьми, как к ним подступиться, как о них заботиться. Именно для того, чтобы помочь выпускникам детских домов обрести хоть какой-то опыт общения с малышами, а также, чтобы самим получить исцеление от своей боли, ребята раз в неделю посещают Дом Малютки. 

Мы хотим, чтобы наши ребята учились сопереживать, отдавать свое внимание, силы и время, для того чтобы облегчить жизнь другому, более слабому человеку, чтобы они испробовали на себе роль «большого взрослого», почувствовали ответственность перед детьми, примерили роль родителя, и, наконец, научились ладить с детьми, что особенно актуально для парней. Более того, через общение с малышами они получают возможность разобраться со своей собственной внутренней болью и перестать играть роль жертвы. Ведь известно, что самое лучшее лечение – это помощь и забота о других.

Совсем недавно, мы начали еще один проект, под названием «Помощь молодым мамам». Цель  проекта —  предотвращение случаев отказов молодых мам-выпускниц сиротских учреждений от своих детей. Мы обучаем «мамочек» основам материнства,  оказываем им  психологическую, юридическую помощь, а также помощь в  трудоустройстве; осуществляем консультирование и лечение молодых матерей и их детей, материальную помощь по необходимости. Мы верим, что порочный круг сиротства можно и нужно разорвать.

И, конечно, еще один важный момент нашей программы – научатся ли наши подопечные трудиться!  Многие из наших ребят учатся в учебных заведениях без особого желания, потому что понимают, что выбрали не ту профессию. В силу разных обстоятельств они не  имели возможность узнать и развить свои способности, чтобы позже реализовать себя в профессиональном мире. Кроме того, воспитываясь в государственных учреждениях, они зачастую вообще не понимают, зачем нужно работать, и насколько разнообразен мир профессий.  Большинство из них получают профессиональное образование, сделав свой выбор случайно или  в рамках тех учебных заведений, где предусмотрен сиротский центр.

Для того, чтобы помочь выпускникам детских домов, а также детям, еще проживающим в сиротских учреждениях, определиться с будущей профессией, расширить свой профессиональный кругозор, развить дополнительные учебные и профессиональные навыки, мы  организовали  Центр дополнительной профессиональной и трудовой подготовки. В этом Центре работают нескольких мастерских, отражающих основные потребности современного рынка. Это и компьютерный класс, и парикмахерское искусство, а также ИЗО студия и гончарное дело, столярная мастерская, английский язык, поварское дело, косметология, швейная мастерская, прикладной дизайн, класс гитары. В каждой  мастерской все знания, получаемые ребятами, обязательно отрабатываются на практике. Достигая определенного мастерства, ребята могут зарабатывать свои первые деньги тут же в Центре, выполняя заказы, например, создавая сувенирную продукцию.

Кроме традиционных еженедельных занятий в рамках работы Центра ребята имеют возможность посещать разнообразные семинары и мастер-классы, а также совершать экскурсии на предприятия, где они на деле могут увидеть, как идет рабочий процесс, и могут почувствовать рабочую атмосферу.

Наша программа дает много возможностей. Но не все ее могут пройти до конца и не всех ребят мы берем. У нас есть определенные критерии, по которым мы проводим отбор претендентов. Он довольно прост. Мы приглашаем  юношей и девушек – выпускников сиротских учреждений в возрасте от 17 до 22 лет с выраженным стремлением изменить свое будущее, с желанием учиться и приобретать профессиональные навыки и не страдающих алкогольной и наркотической зависимостями.

Возвращаясь к нашей аналогии с кораблями, хочется верить, что время, проведенное этими ребятами «на берегу», в «Пристани», будет залогом успеха их последующего плавания в океане жизни; что все то, чему они научатся за эти два-три  года у нас, позволит им не только не потерпеть серьезных кораблекрушений, но стать опытными моряками, способными умело управлять своими суднами и вести их к желанной цели! Подобно тому, как буксиры выводят огромные корабли из гавани, мы хотим сопровождать наших детей в начале их самостоятельного пути до тех пор, пока они в этом нуждаются.

Leave a Reply