Адаптация выпускников детского дома к самостоятельной жизни


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Дети, оставшиеся без попечения родителей, вырастают в закрытых учреждениях на полном государственном обеспечении. В результате у воспитанников в той или иной степени формируются следующие черты:

  1. Иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в личных масштабах;
  2. Трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения;
  3. Инфантилизм, замедленное самоопределение, неспособность к сознательному выбору своей судьбы.
Об авторе

Меня зовут Кошкарева Елена Всеволодовна, я работаю воспитателем в государственном бюджетном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Удомельский детский дом». Педагогический стаж составляет уже более 20 лет.

Задача педагогического коллектива детского дома – помочь выпускнику перейти из довольно упрощенного и специфического мира детского дома в сложный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни.

Перед выпускниками стоит ряд проблем, связанных с получением жилья, обзаведением хозяйством, трудоустройством, налаживанием контактов, разрешением конфликтных ситуаций, воспитанием детей молодыми матерями и т.д.

Для решения этих проблем необходимо работать по следующим направлениям:

  1. Трудовая адаптация (связь с центрами занятости, взаимодействие с работодателями, создание специальных рабочих мест);
  2. Работа с правонарушителями (взаимодействие с правоохранительными органами, профилактическая работа);
  3. Приобщение к культуре, работа с психологами по самоподготовке и развитию личности.

Чтобы воспитанник, выйдя за стены детского дома, мог с достоинством справиться с любыми трудностями, найти разумный выход из любой жизненной ситуации, он должен иметь хорошую специальную ориентировку, практический ум, быть общительным, овладеть нравственной и правовой  культурой, уметь все делать для себя и прийти на помощь к окружающим, а также быть способным к творчеству в той сфере, которую он изберет для своей профессиональной деятельности. Ему важно помочь выработать ясно осознанную цель жизни, не потеряв своей индивидуальности.

Поэтому психосоциальное развитие воспитанников детского дома должно быть предметом особой постоянной заботы воспитателей, чтобы дети не чувствовали социального сиротства

Комплексная программа реабилитации воспитанника, данные наблюдения за развитием ребенка, его деятельностью отражаются в «Дневнике индивидуальной работы с воспитанником». Структура дневника должна выделять:

  1. Положительные черты, особенности, склонности воспитанника
  2. Негативные черты
  3. Программа реабилитации воспитанника
  4. Педагогическое наблюдение – вывод.

В трудовой подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома важно определить следующие направления:

  • труд по самообслуживанию (содержанием работы являются следующие виды деятельности: соблюдение личной гигиены и внешнего вида, организация личной жизни и деятельности),
  • формирование умений и навыков планирования своей жизни и деятельности по достижению оптимальных результатов в своем жизненном становлении как личности, семьянина, гражданина, профессионала.

Основными задачами в этом направлении являются:

  1. создание условий для развития личности каждого ребенка путем вовлечения в различные виды труда сообразно его способностям, интересам и возможностям
  2. подготовка воспитанников к трудовой деятельности в условиях различных форм собственности и конкуренции на рынке труда
  3. развитие у них предприимчивости, самостоятельности, честности и порядочности
  4. формирование у выпускников профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности
  5. создание условий для овладения современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления
  6. воспитание культуры личности во всех её направлениях, связанных с трудовой деятельностью

Таким образом, алгоритм профессионального определения воспитанников включает:

  • изучение воспитанников в целях профессиональной диагностики
  • создание условий для формирования навыков в данных видах деятельности
  • трудовая профессиональная подготовка в том виде деятельности, к которому воспитанник проявляет интерес и имеет лучшие результаты
  • трудоустройство выпускников

На выборе жизненного пути воспитанников во многом сказывается правильно поставленная профориентационная работа, следует ориентировать воспитанников на более широкий круг выбираемых профессий путем расширения информации о них(беседы, экскурсии на производство, в учебные заведения). Причем необходимо привлекать к этой работе и самих выпускников, успешно устроившихся в жизни. Положительный пример последних благотворно  сказывается на подростках.

Совершенно очевидно, что эффективность воспитания в детском доме связана больше с наличием поддержки в окружении ребенка после выхода их учреждения. В рамках работы нашего детского дома за каждым выпускником закрепляется взрослый из группы волонтеров, давно сотрудничающей с нами.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий