Воспитание детей-сирот


«Любовь воспитывается любовью, равнодушием можно воспитать только равнодушие»
Ш. Амонашвили

Воспитание детей-сирот… Какие мысли приходят в голову тому, кто приходит в жизнь этих детей, открывая впервые дверь детского дома? Какие вопросы он задаёт себе, какие цели и задачи ставит перед собой? Ведь, в конечном итоге, именно от этого и зависит дальнейшая судьба, как самого педагога, так и детей, с которыми он будет отныне связан, и на судьбу и жизнь которых он наложит свой незримый отпечаток.

Об авторе

Фарносова Татьяна Владиславовна, воспитатель третьей семейной группы в Государственном бюджетном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Калязинский детский дом «Родничок»

Можно иметь огромный багаж знаний и педагогического опыта, можно убеждать себя и окружающих в том, что тобой руководит Огромная Любовь к Детям. Но каким же бесполезным может оказаться всё это если нет того самого главного качества, так необходимого воспитателю и которое так ищут дети в каждом взрослом – уважение к Личности Ребёнка, или иначе говоря, умение принять ребёнка таким, какой он есть. На мой взгляд, это единственное безоговорочное требование к личности воспитателя. Имена Великих как иконы! От Сократа и Аристотеля до Сухомлинского и Амонашвили. Их опыт знаем, об их ошибках ведаем, их славой грезим. Единственное чем не обладаем, это их гениальностью. С этим нужно смириться и найти свой путь к сердцам детей. Это возможно и в этом убеждает жизнь. Можно достичь успеха! Ведь успех это достижение желаемого результата, который будет признан и оценён. Нужно только ставить правильные цели и задачи и определиться с тем, что мы хотим на данном этапе от себя и от детей. «Я хочу помогать этим детям» — вот, на мой взгляд, макро цель. Исходя из неё можно поставить и микро цели и определить задачи каждого этапа достижения Той Заветной Цели.

Воспитание детей-сирот… детей-сирот…детей-сирот… Сочетание за которым боль. Боль, которая изменяет сознание. Можно пустить эту боль в своё сердце и тогда она изменит и наше сознание. Время её излечит, уврачует, а изменённое сознание останется. Как оно осталось и у них, а может они и родились с ним. Эти дети… У каждого из них по-своему это случилось. Нужно научить ребёнка жить заново. А как? Он и до этого-то не умел, некому было научить. А если было кому? А если у того, кто уже успел научить, были совсем другие ценности, весьма и весьма далёкие от истинных, человеческих? Как теперь исправить? Эти вопросы будут биться в мозгу каждого, кто придёт, чтобы помочь детям. Ведь попадают дети в детские дома не всегда в раннем возрасте, а иногда уже в подростковом. И если вдруг так получилось, что воспитатель не нашёл в себе задатки гениальности, не обнаружил у себя способности воспитать всё и вся в ребёнке, то не нужно отчаиваться. Ведь у него всегда есть его желание помочь. А значит и обязательно найдётся то, чему он может научить лучше, чем другие. На этом и сосредоточимся. Пусть даже это всего лишь навыки личной гигиены и только. Научим этому своих детей! Им это точно не повредит. Определим это главным направлением на первом этапе. Всё остальное пока будем выполнять согласно правилам и уставу. Далее это разовьём в более широкое понятие Здоровый образ жизни. На мой взгляд, Заповедью учителя, в отличие от медицинской «Не навреди!», является «Научи!» Если ты владеешь лучше других навыками учителя, тогда начни с выполнения домашнего задания. А далее… Учи учиться и самообразовываться. Если умеешь рисовать, то и детей своих научи, развивай творческие идеи. Дети всегда с уважением отнесутся к человеку, способному красиво и правильно делать своё дело, доводить начатое до логического конца и получать нужный результат. Если вдруг не сразу получается, значит мы делаем что-то не так. Ибо мы профессионалы, а они дети! Дети всегда правы. Возможно, стиль общения подобран не правильно. Это очень важно. Я для себя определила 3 основных стиля воспитателя: Воспитатель-друг, Воспитатель-мама/папа, Воспитатель-педант. Все 3 типа важны и по-своему действенны, всё зависит от личности самого педагога.

Воспитатель-друг

Избравшие этот путь, как правило, изучают детей, приближаясь к их ценностям вплотную, ценя и любя то, что любят и ценят сами дети. Они легко общаются на понятном детям языке, но никогда не переходят тонкую грань, за которой педагогическая несостоятельность. То есть не допускают поощрения хамства и лени ни в какой форме. Это люди умеющие вести за собой, благодаря тому, что взаимопонимание с детьми находят быстро, умеют договариваться тогда, когда ребёнок не хочет сделать то, что сделать необходимо. Иначе говоря, знает, что предложить и как аргументировать необходимость выполнения той или иной поставленной задачи. Такому воспитателю, чаще, чем кому-либо другому, дети доверяют свои тайны, советуются в том, что важно для них в определённом возрасте. Подростки, например, доверят такому воспитателю свои отношения с противоположным полом, отношения со сверстниками, учителями и другими взрослыми. Очень важно в такие моменты правильно интерпретировать поведение других людей, не давать отрицательных оценок людям. Оценивать только поступки, переключать внимание детей на то, что является причинами тех или иных поступков людей, предложить вместе подумать над этим. Тем самым помочь детям сделать отношения с окружающими более ровными, без тени агрессии. Такой педагог может легко увлечь детей каким-либо долгосрочным проектом, проходя вместе с ними все этапы и радуясь полученному результату.

Воспитатель-мама/папа.

Если выбран именно этот путь, значит, дети окунуться в атмосферу заботы, тепла и ласки. Они будут знать, что их не только принимают такими, какие они есть, но и любят. Радуются их маленьким удачам, расстраиваются из-за их проблем и всегда находят им решение. Иногда, правда дети, особенно подростки, чувствуют, что их чрезмерно опекают, но и мы чувствуем это сразу. Важно вовремя остановиться. Научится доверять детям. К таким воспитателям дети всегда хотят прикоснуться, прижаться, хотят, чтобы внимания было как можно больше. Такой педагог может и поворчать и поругать и пожалеть…Совсем как мама или папа. Поможет справиться с бытовыми проблемами, поможет с уроками, просто посидев рядом. Почитает на ночь книжку, поправит одеяло, проверит всё ли готово к школе. Лучше чем кто-либо другой, такой воспитатель может научить взаимоотношениям с близкими людьми, научить навыкам семейных отношений, научит истинным семейным ценностям: умению прощать; умению беречь человека, который рядом; умению любить.

Тот, кто избрал именно этот путь, должен понимать, что он раскрывает перед детьми образы матери или отца по-новому. Если Вы – женщина, то Вы формируете образ Женщины, Жены, Матери. Если Вы – мужчина, то Вы формируете образ Мужчины, Мужа, Отца. А, значит, и преобразовываетесь сами.

Воспитатель-педант.

Если Вы на минуту представили себе этакого сухаря, требующего неукоснительного выполнения существующего порядка, как то соблюдение режимных моментов, чёткого и незамедлительного исполнения предписаний и правил, то это так только отчасти. Всё правильно, за исключением «сухаря». Таких в детских домах встретить довольно трудно. Просто воспитатели, выбравшие такой стиль, сами дисциплинированны и точны, пунктуальны и исполнительны. Это уникальная возможность научить тому же детей. Именно такой педагог научит детей быть цепкими профессионалами, умеющими доводить до логического завершения всё что необходимо, научит находить более рациональный путь для достижения нужного результата. Научит правильному отношению к обязанностям, ибо сам сосредоточен на этом. Он всегда будет подчёркнуто уважительным, никогда не нарушит должностную инструкцию, не допустит конфликтных ситуаций с воспитанниками. Такой воспитатель идеален с точки зрения привития правил и норм общежития и с точки зрения дальнейшей социальной адаптации. Он сам социально активен и научит этому своих воспитанников.

В группе работают несколько педагогов и замечательно, если они окажутся разными по стилю общения. Ведь их объединяет одна общая цель. Они хотят помочь детям найти свой путь в жизни, выйти из стен, давшим им приют, не со вздохом облегчения, а с чувством лёгкой грусти и с надеждой на то, что они смогут сделать себя успешными, счастливыми, что их семья, которая у них непременно будет, станет для них Солнечным Островом. Кем бы ни стали эти дети в будущем, хочу верить в то, что у них всё получится.

В основном ведь в детских дома живут социальные сироты, их огромное количество. Важно убедить именно их в том, что близкие люди не предают, не продают, не бросают. Что нет ничего важнее ближнего круга, этот круг как спасательный. И у каждого в этом круге своя роль, своё место, своё назначение. Необходимо научить Любви. Любви к Родине, к Природе, К Семье, к Друзьям. И прежде всего Любви к Самому Себе. Той Любви, которая удержит от всего того, что губит и приведёт к тому, что возвышает, заставляет делать всё вокруг красивым и правильным.

Слово учителя, педагога, воспитателя очень важно! Но оно одно не может достичь той цели, которую ставит общество. Да…общество. Государство, которое закрывает сельские школы, заставляет доводить количество детей в классах и группах детских садов до абсурдного. Государство, которое унижает учителя и воспитателя, а значит и ребёнка, экономя именно на них… Есть ли надежда на то, то что наше будущее станет гораздо лучше чем настоящее? Есть, наверное. Но тогда сила учительского слова должна быть сокрушительной и животворящей одновременно. Это Утопия!
Чиновники от Образования руководствуются в своей работе различными понятиями. «Социальный заказ», «Стиль учреждения», «Уровень воспитанности», «Мониторинг», «Социальная адаптация»…их великое множество и они очень важны…чтобы «продукт на выходе был качественным». И пренебрегать этими понятиями педагог не имеет права. В этих сухих и кажущихся на первый взгляд глупыми, терминами, на самом деле работа не только профессионала, но и в первую очередь, вложение душевных сил. Любой педагог знает, что такое «Социальный заказ», это в конечном итоге мораль, которой живёт общество, это значит, мы должны воспитать гражданина, семьянина, профессионала. Это прежде всего! Это как макро цель. Может ли её достичь любой педагог? Маловероятно. Один не сможет. Да, в общем-то, мы никогда об этом и не узнаем. Ведь получение этого результата незримо, его можно только спрогнозировать и правильно спланировать. А вот будет ли он? Ответ на этот вопрос жизнь даст самому воспитаннику. Государство будет процветающим только тогда, когда оно повернётся лицом к детям.

«Тот, кто экономит на школах, тот будет строить тюрьмы»
Отто Бисмарк

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply