Когда финансы не поют романсы


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Вышел свежий номер журнала «Деньги и благотворительность». Он посвящен теме социальных финансов — новой для России, да и для развитых стран в общем-то тоже. О соцфинансах мы говорим, как о возможности создать устойчивую НКО. А кроме того, это новые идеи для ответственного бизнеса и один из показателей развития гражданского общества. В общем, этот номер, полагаем, может заинтересовать самых разных читателей.

Ниже приводим редакционную статью свежего выпуска «Денег и благотворительности». Журнал также доступен для скачивания в формате PDF. Кроме того, у вас пока еще есть возможность получить печатный экземпляр. Пишите на podpiska@philanthropy.ru. Ну и, конечно, все статьи номера постепенно опубликует «Филантроп«. Следите за тегом «социальные финансы«.

О чем этот номер

Что такое социальные финансы и зачем они нужны российским НКО

Обложка "Денег и благотворительности", №75

Обложка "Денег и благотворительности", №75

Летом прошлого года стало известно, что в столице пройдет представительная конференция по социальным финансам — в рамках Московской международной финансовой недели, организованной при поддержке Минфина. Соцфинансы — тема новая не только для России: даже в ведущих странах этому явлению лет десять, не больше. Мы собрали редколлегию и решили: об этом нужно писать. Осталось только понять, как именно.

И тут пришлось призадуматься. Четкого определения социальных финансов не существует. Это понятие можно до бесконечности как расширять, так и сужать. Дмитрий Шейман, управляющий партнер Агентства развития полного цикла «Sol4d», и вовсе предложил мыслить глобально: рассматривать социальные финансы как элемент нового вида экономики — экономики общественной солидарности. (Статью Дмитрия читайте на стр. 11)

Это, безусловно, интересная идея. Однако о наступлении новой экономической эры говорить пока рано. Соцфинансы же вот они, здесь — порой даже пощупать можно. Но описать — тоже не так просто.

С одной стороны, соцфинансы — некая идеология: деньги существуют не ради денег, а ради позитивных изменений в обществе. Бизнесмены и инвесторы задумываются о том, как именно они получают прибыль и готовы ограничить ее, чтобы не наносить вреда обществу и окружающей среде. С другой стороны, соцфинансы — это конкретные инструменты для НКО, позволяющие повышать экономическую устойчивость организации.

Скачать номер (2901.4 Кб): Деньги и благотворительность, №75

Кроме того, социальные финансы можно рассматривать с разных сторон — в зависимости от субъекта экономической деятельности. Государство, например, может субсидировать НКО и открывать им доступ к госзаказу (см. стр. 43). Или создавать комфортные условия для того, чтобы в социальную сферу шли частные инвестиции. Все это можно назвать развитием сферы социальных финансов, созданием элементов экономики общественной солидарности.

Бизнес, со своей стороны, готовится не просто отдавать часть прибыли на благотворительные программы, но инкорпорировать филантропическую составляющую в свою структуру. Так, как это делают Benefit Corporations в США (см. стр. 20). Некоторые эксперты и вовсе полагают, что некоммерческий сектор не нужен будет в обновленной экономике: его задачи с большей эффективностью сможет решить бизнес. Это утверждение, по нашему мнению, пока как минимум преждевременное. Но уже то, что речь об этом вообще заходит, говорит о многом: экономика общественной солидарности — не последняя тема в бизнес-среде.

Наконец, социальные финансы можно рассмотреть с точки зрения некоммерческих организаций. Это, как уже говорилось, — дополнительные инструменты для НКО, возможность выйти за рамки традиционного фандрайзинга. Мы решили сфокусироваться именно на этой теме — как наиболее применимой на практике для российских НКО. Наше государство пока не в полной мере способствует повышению стабильности некоммерческих организаций; наш бизнес сложно назвать социально ответственным; россияне не очень охотно совершают пожертвования. Однако при всем при этом у российских НКО есть инструменты для развития за пределами традиционного фандрайзинга. Так, у них есть возможность заниматься коммерческой деятельностью (см. стр. 37), получить беспроцентный займ (см. стр. 39), инвестировать свои средства (см. стр. 33), найти дополнительные возможности даже в моделировании фандрайзинговой стратегии (см. стр. 26).

Для начала же нашим НКО необходимо повышать свою финансовую грамотность и попытаться перестроить мышление: жить не от гранта к гранту, а выстроить полноценную бизнес-модель. Вот о чем этот номер прежде всего. Но и о других элементах новой экономики мы постарались не забыть.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий