Совет по правам человека признал проверки НКО неправомерными


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Для массовых прокурорских проверок российских НКО, которые проходят этой весной, не было должных правовых оснований, а сами проверки сопровождались многочисленными нарушениями. Таков вывод Совета при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Рекомендации СПЧ, принятые консенсусом 14 мая, опубликованы на его сайте.

Рекомендации СПЧ по НКО (.doc)

Этот документ был составлен по результатам специального заседания на тему «Проверки НКО: затраченные ресурсы и полученные результаты», которое СПЧ провел 15 апреля. Члены совета выслушали доклады и сообщения представителей органов исполнительной власти, некоммерческих организаций, гражданских активистов и экспертов.

Совет по правам чеовека при президенте РФ

Нарушения

Как выяснилось, ни одной из проверяемых организаций прокуратура не сообщила о том, какие именно нарушения законодательства со стороны НКО послужили основанием для проведения проверки. «Следовательно, по мнению Совета, указанные проверки проводились без должных правовых оснований», — говорится в документе.

В СПЧ отметили и другие нарушения. Например, в проверках участвовали государственные органы, не имеющие на то полномочий: «Прокуратура в нарушение закона подменила деятельность органов Минюста России». Не было единой процедуры и административного регламента проверок, и уж точно они проводились «вне установленного законом порядка осуществления государственного федерального надзора за деятельностью НКО». СПЧ отмечает также, что сотрудники прокуратуры часто требовали от НКО представления в неоправданно сжатые сроки больших массивов документов (до нескольких тысяч листов) за 2010-2013 годы, многие из которых можно было легко получить на сайтах организаций либо в органах юстиции и налоговой службы.

«В некоторых случаях проверки проходили в грубой форме, с блокированием помещений, выемкой компьютеров, многочасовыми опросами», — говорится в рекомендациях Совета.

Прокуратура и 40 агентов

По данным СПЧ, которые сам совет называет неполными, в результате проверок прокуратура признала иностранными агентами около сорока НКО из двадцати одного региона России.

Среди них такие уважаемые организации как Ассоциация «Голос», «Мемориал», «Transparency International – Россия», «Костромской центр поддержки общественных инициатив», «Комитет солдатских матерей» (Кострома), «Волгоградский центр поддержки НКО», Челябинский региональный орган общественной самодеятельности «Уральская правозащитная группа», «Институт развития прессы — Сибирь» (Новосибирск), Межрегиональная правозащитная Ассоциация «Агора» (Казань), Межрегиональный Комитет против пыток (Нижний Новгород), Кировское общество рыболовов и охотников, большое число экологических организаций и т.д. Некоторые из этих НКО и их руководители уже привлечены к ответственности по статье 19.34 КоАП РФ «Неисполнение обязанностей иностранного агента».

«Совету хорошо известна общественно полезная деятельность большинства из перечисленных организаций. Факт признания их иностранными агентами лишний раз доказывает вопиющую правовую неопределенность понятий «политическая деятельность» и «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента», и настоятельную необходимость проверки соответствующих норм федерального закона об НКО на конституционность», — говорится в тексте рекомендаций.

Что предлагает Совет

В списке рекомендаций — 9 пунктов. Первые три касаются необходимых, по мнению СПЧ, поправок в действующие законы. Например, члены совета предлагают в законе об НКО сменить понятие «некоммерческая организация, осуществляющая функции иностранного агента», на «некоммерческая организация, финансируемая из иностранных источников».

«Предлагаемое понятие должно охватывать все НКО, получающие денежные средства и иное имущество из-за рубежа, вне зависимости от того, какой деятельностью они занимаются, и не допускать исключений», — считают члены Совета по правам человека.

Таким образом, они пытаются очистить закон от термина «агент», который в обществе воспринимается практически как синоним слова «шпион». А кроме того, убрать всякие упоминания о политической деятельности, которая сейчас является основанием для признания НКО иностранным агентом — потому, что существующее определение «политической деятельности» можно трактовать слишком широко.

Две другие законодательные инициативы СПЧ — в законы и — касаются процедуры проверок НКО.

Кроме того, СПЧ обращается к министру юстиции и директору Федеральной службы по финансовому мониторингу с просьбой предоставить Совету для изучения или разместить на своих официальных сайтах информацию в отношении каждой из 654 некоммерческих организаций, занимающихся внутриполитической деятельностью и получивших с декабря 2012 по март 2013 г. иностранное финансирование в размере 28,3 млрд. руб., с указанием точных сумм, источников средств и целей их расходования. (Речь о прозвучавшем ранее заявлении Владимира Путина).

Совет пригласил также генпрокурора Юри Чайку выступить на заседании СПЧ с докладом о результатах массовых проверок НКО, их правовых основаниях, количестве проверенных НКО, численности и характере выявленных нарушений, принятых мерах реагирования, затраченных на проведение проверок людских и материальных ресурсах. Его же просят оперативно проверить все сигналы о неправомерных действиях прокуроров в ходе массовых проверок НКО, а в дальнейшем — планировать проверки с привлечением Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Совета и Общественной палаты РФ.

СПЧ обратился с призывом к СМИ «непредвзято освещать проводящиеся массовые проверки НКО».

Отдельный призыв — к президенту Владимиру Путину — учредить фонд, аккумулирующий бюджетные средства и пожертвования юридических и физических лиц, для оказания поддержки российским правозащитным организациям. При этом, уверены члены Совета, участие государства в управлении фондом не должно быть доминирующим. «Наблюдательный совет фонда, распределяющий средства на конкурсной основе и контролирующий их целевое использование, должен состоять из людей, пользующихся доверием как правозащитного сообщества, так и государства: экономистов, правоведов, философов и т.д.», — говорится в принятых СПЧ рекомендациях.

Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1
Федеральный закон от 29.12.2008 г. № 294-ФЗ

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий