Устойчивость и well-being. CAF предложил ребрендинг НКО


CAF Россия опубликовал аналитический доклад «Российские НКО на пути к устойчивости». В докладе представлен  новый подход к традиционной теме: устойчивость НКО рассматривается в контексте построения новой идентичности сектора, а в качестве основного критерия оценки деятельности третьего сектора предлагается использовать понятие благополучия человека (well-being).

Благополучие, well-being

CAF предлагает оценивать эффективность третьего сектора с точки зрения well-being, или благополучия человека

Скачать доклад в формате pdf

Обложка доклада Российские НКО на пути к устойчивости

За последние годы в российской социальной действительности произошли важные изменения, что не могло не повлиять на деятельность некоммерческих организаций. Были приняты новые законы, на социальном поле появились новые игроки, изменился общественный климат – все это в совокупности с рядом других факторов заставило переформулировать многие традиционные вопросы.

Авторы доклада предлагают по-новому взглянуть на проблему устойчивости НКО, переместив фокус внимания с финансового и организационного аспекта на ценностный иидеологический.

  • Каковы границы некоммерческого сектора в современной ситуации?
  • В чем ценность деятельности НКО?
  • Как, взаимодействуя с новыми «игроками», появившимися на поле деятельности НКО — активистами, социальными предпринимателями, бюджетными учреждениями и др. — не потерять миссию, а, напротив, усилить организацию?

На эти и другие вопросы пытается ответить доклад. Авторы делают важную оговорку: они не дают готовых решений, апредлагают, скорее, повод для дискуссии в надежде, что сообщество будет заинтересовано в серьезном разговоре на эту тему.

Зачем рыбе зонтик

То, что НКО делают массу полезных вещей, понятно далеко не всем российским гражданам. Проделав анализ ситуациии рассмотрев изменения, произошедшие за последние годы, авторы констатируют: место и роль сектора в отношениях с властью, бизнесом и обществом в целом остаются неопределенными, его социальная ценность неочевидна. Ясной концепции, касающейся его значения и функций — нет. Кроме того, консенсус по этому поводу отсутствует не только во внешних аудиториях, но и внутри сектора.

При этом многие НКО совершенно оправданно претендуют на то, чтобы играть более значимую роль, чем, скажем,просто «перевод старушек через дорогу». Но эта роль не обозначена, не верифицирована и не заявлена в публичном пространстве.

В секторе «кризис возрастного развития» — считают авторы доклада, и предлагают пути выхода из этого кризиса в процессе переосмысления собственной идентичности.

«Мы привыкли, что нас постоянно определяют через отрицание: не-коммерческие, не-правительственные, не-прибыльные, не-какие-то еще. Пора нам сформулировать собственное понимание нашей роли и значения в позитивных терминах», — сказала Полина Филиппова, директор по программной деятельности CAF Россия на презентации доклада.

Все во благо человека

Что объединяет некоммерческие организации, несмотря на то, что они работают в самых разных областях? Это то, что все они работают на общую цель – улучшение жизни людей.

Авторы утверждают, что продвижение идеи благополучия людей в самом широком смысле поможет укреплению сектора НКО и одновременно гуманизации российского общества в целом. В идею благополучия входит и возможность жить, не теряя чувства собственного достоинства, и участие в осмысленной, приносящей удовлетворение деятельности, и включенность в поддерживающие социальные связи и доверительные отношения с окружающими. По мнению авторов доклада,идея благополучия людей адекватно отражает реальное место сектора в обществе и может способствовать егообъединению и укреплению. Кроме того, фокус на благополучии человека важен для гуманизации российского общества в целом.

«Очень важно, что это не абстракция, а операциональная категория, которую можно измерять, — подчеркнула Мария Черток, директор CAF Россия. – Она может стать ключевойпри оценке ценности усилий, предпринимаемых в социальной сфере НКО-сектором: его общего вклада и конкретных результатов деятельности».

Авторы доклада приглашают всех к обсуждению.

Доклад опубликован здесь.

  1. Дмитрий

    Вот это хороший подход к своему перерождению. Конструктивность, осмыслений порядок ребрендинга, мне нравится, я думаю «болезнь» эту окмпанию заразит, я почти уверен контракт заключен с Свое Мнение. Сам имел дело с ними именно такой подход только у них.

  2. Vadim Samorodov

    Не получилось посетить круглый стол, хотя меня этот вопрос очень интересует. Поэтому внесу свои 5 копеек здесь.

    Сразу скажу, что считаю посыл НКО «Во благо человека» не совсем верным — не потому что НКО против блага, а именно с точки зрения идентичности сектора. Т.к., а кто не во благо? Государство тоже вроде как для блага, и почему НКО даст этого блага больше?

    Я вижу идентичность в другом: в том, что НКО сектор — это ЧАСТНАЯ (специально не хочу говорить «гражданской», чтобы сбить пафос и говорить по сути) инициатива в социальной сфере. Так же как в экономике участие государства в производстве в большинстве случаев неэффективно, так и в социальной сфере не надо лезть туда, где свободные объединения граждан справятся гораздо лучше. А там, где государства нет, они вообще — единственный способ выживания сообщества.

    Поэтому развитие НКО — это практически также важно и безальтернативно, как развитие малого бизнеса, который существовал всегда при любых режимах, только в разной степени формальности. Именно эту сторону сектора и надо продвигать и продавать. А обществу надо привыкать к тому, что «частный» — лучше, чем «государственный»

  3. Елена

    Это «в точку»: «…нас постоянно определяют через отрицание: не-коммерческие, не-правительственные, не-прибыльные, не-какие-то ещё…»

Leave a Reply