«Силен не тот, кто травит других». Дети против буллинга


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Воспитанники Малоистокского детского дома стали участниками программы по защите детей от буллинга – издевательств в детском коллективе, благодаря которой они смогут заявить о своих проблемах и научиться вести себя в рискованных ситуациях.

Один из плакатов, соданных участниками программы по защите детей от буллинга

Один из плакатов, созданных участниками программы по защите детей от буллинга

 

Программа была разработана Некоммерческим партнерством «Семья детям» в рамках социального проекта «Нет» насилию в отношении детей», который финансируется Всемирным фондом «Детство». В ходе проекта создается новая система безопасности детей в детском доме, выбранном в качестве пилотной площадки. В работу включены сотрудники детского дома, дети, представители государственных структур. Кроме того, в этот процесс «Семья детям» привлекает и волонтеров. Так сотрудники Консульства США в Екатеринбурге разработали серию мероприятий с детьми и уже совместно создали плакаты, которые демонстрируют позицию детей в отношении буллинга.

По статистике более половины впервые совершенных в России правонарушений приходится на детей в возрасте 10-12 лет. При этом каждое третье преступление — тяжкое или особо тяжкое. Все чаще дети даже младшего школьного возраста для решения проблем и конфликтных ситуаций прибегают к насилию. Угрозы, насмешки, клевета, побои — все это орудия буллинга.  Дети при этом получают серьезные психологические травмы. Иногда не могут просто адаптироваться в обществе. Буллинг — это явление, с которым встречается сегодня практически каждый ребенок. Дети, воспитывающиеся в детском доме, рассказывают о том, что постоянно сталкиваются с ним. «В каждом классе есть такой ребенок, который отличается от других и над ним издеваются» — говорят дети.

Чтобы помочь подросткам понять, как себя вести в ситуации риска, «Семья детям» проводит для них различные мероприятия. Тренеры пытаются донести до детей главное, что травля — это «болезнь группы», в которой страдают абсолютно все участники: и жертва, и агрессор, и свидетели, тренеры дают детям конкретные советы, как остановить издевательства в любой из этих ситуаций. Задача «Семьи детям» состоит не только в том, чтобы научить детей правильному поведению, важно включить детей в работу и услышать их мнение, которое в дальнейшем позволит внести качественные изменения в систему отношений между детьми в интернатных учреждениях.

«Воспитанников детского дома, особенно подростков, сложно заинтересовать и вовлечь  в деятельность или обсуждение проблем. Поэтому мы решили предложить детям смотреть и обсуждать фильмы о взаимоотношениях, — говорит координатор проекта Александра Довиденко. — За этой формой работы стоит многое, она позволяет развить аналитические и коммуникативные навыки детей, вовлекает их в размышления на тему взаимоотношений со сверстниками, развивает способность дискутировать, воспитывает моральные ценности. Также это очень безопасный метод работы, фильмы открывают перед ребенком мир, где вместе с героем он может прожить любую жизнь и испытать любые чувства, оставаясь при этом защищенным. Еженедельная работа с детьми и кинолекторий принесли нам важные результаты – дети теперь не боятся высказывать свое мнение и чувства, их мысли стали более оформленными и зрелыми в вопросах буллинга, они предлагают собственные решения для этой проблемы».

Результаты детей демонстрирует их работа по созданию плакатов, на которых ребята представили свою позицию в отношении буллинга. Они смогли ее выразить в таких посланиях: «Силен не тот, кто травит других, а тот, кто помогает!», «Не обижай, а то тебя обидят», «Слова могут ранить сильнее ножа», «Игнорировать травлю – значит согласиться с тем, что это правильно», «Видишь травлю! Останови ее», «Тот, кто добр к другим, кажется нам слабым… Внешность обманчива!». Дети хотели бы, чтобы эти послания были услышаны взрослыми, учителями и другими детьми.

Плакаты разрабатывались вместе с  волонтерами из консульства США в Екатеринбурге. Эксперты «Семьи детям»  считают важным, чтобы в детском доме могли появляться новые люди. Они делают систему более прозрачной, привносят свежую информацию, которая помогает детям и взрослым не чувствовать себя оторванными от «большого мира», решать разные проблемы сообща.

«Генеральное консульство США в Екатеринбурге и Некоммерческое партнерство «Семья детям» сотрудничают давно. Директор организации Лариса Бучельникова, выпускница обменной программы Госдепартамента США, и ее сотрудники работают, чтобы обеспечить широкие возможности и помощь детям в нашем обществе, — отмечает вице-консул США по вопросам образования, культуры и СМИ Кристины Хейден. — За последние несколько месяцев мы расширили наше партнерство благодаря серии программ, направленных на развитие социальных навыков, укрепление положительного поведения, не забывая и о развлекательной части мероприятий. В списке проектов – мастер-классы по прикладному искусству и кулинарные мастер-классы. Мы счастливы получить возможность работать со школьниками, чтобы продемонстрировать им аспекты американской культуры и осуществить поддержку текущей работы «Семьи детям». Мы уверены, что такого рода события помогут поощрять хорошее поведение и развитие жизненных навыков, которые, в свою очередь, повысят способность детей лучше адаптироваться в будущем. Самое главное, мы рады возможности работать с детьми и подростками, которые, вероятно, раньше не встречались с иностранцами или неносителями русского языка, и которые так ценят шанс узнать что-то новое и интересное».

Отметим, работа в Малоистокском детском доме ведется не только с детьми, но и с персоналом. Совместно с сотрудниками детского дома, а также при поддержке Аппарата Уполномоченного по правам ребенка и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области вырабатывается рекомендации по выстраиванию взаимоотношений между воспитанниками образовательного учреждения, а также между детьми и педагогическим составом, создается система алгоритмов соблюдения безопасности в учреждениях. Все разработки в дальнейшем планируется передать в другие учреждения государственного воспитания.

1 comment

Add yours
  1. Iliq.info

    Хорошо бы у детей это действительно осталось в голове. Только не уверен, что мотивации для этого было заложено достаточно. А в общем случае решать проблемы травли со стороны ровесников, увы, все равно придется в частном порядке за счет работы над собой. Вот мы решаем — http://iliq.info/psy/ Это долго и трудоемко, зато результат реален и стабилен.

Добавить комментарий