Агент по принуждению


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В реестре НКО — иностранных агентов по-прежнему находится только одна организация. Между тем, Госдума и правительство продолжают выдвигать инициативы, ужесточающие существующее законодательство об НКО.

Некоммерческая организация (НКО), которая получает финансирование из-за рубежа и занимается политической деятельностью, должна принудительно включаться в реестр иностранных агентов. Как передает «Коммерсант», соответствующие поправки к закону об НКО внес депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой.

Иностранный агент

Фото: dw.de

Андрей Луговой предложил внести поправки в ст. 32 закона «О некоммерческих организациях»: в случае если Минюст или прокуратура обнаружат, что НКО соответствует критериям иностранного агента, организация будет принудительно включена в реестр иностранных агентов. Это решение НКО сможет обжаловать в суде. По действующему закону после того, как Минюст или прокуратура выявили у НКО функции иностранного агента, они выносят ей предупреждение о необходимости подать заявление о включении в реестр иностранных агентов. Если НКО предписание не выполняет, то на нее налагается штраф (по ст. 19.34 КоАП). Если и после этого организация не подает заявку, Минюст имеет право приостановить деятельность НКО. И уже после того, как в этот период НКО также проигнорирует требования закона, запускается механизм принудительной ликвидации. Господин Луговой отметил, что до момента ликвидации НКО—иностранного агента проходит довольно много времени, в течение которого организации продолжают функционировать. «Мои поправки устраняют этот пробел в законодательстве», — заявил «Коммерсанту» депутат.

Этот законопроект был разработан с участием Генпрокуратуры, сказал 29 апреля руководитель ведомства Юрий Чайка. Выступая в Совете Федерации, он сообщил, что в реестре «иностранных агентов» сейчас по-прежнему находится только одна организация (московское некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ»). Но, по данным Генпрокуратуры, в прошлом году признаки «иностранного агента» были обнаружены у более 20 НКО.

«Все точки должен расставить подготовленный с участием Генеральной прокуратуры законопроект, расширяющий полномочия министерства юстиции, а также реализация наших предложений по возможности включения НКО в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента не только по заявлению НКО, но и на основании судебного решения», — цитирует слова Чайки РАПСИ.

Если поправки будут приняты, под вопросом может оказаться недавнее решение Конституционного суда, который признал соответствующим Конституции закон об иностранных агентах. При этом критерием конституционности введенных мер назван «уведомительный порядок» формирования реестра агентов.

Законопроект Андрея Лугового вписывается в рамки «общей крайне негативной политики государства в отношении гражданского сектора», уверен глава правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. «Никто бы из НКО не возражал против дополнительной отчетности, если бы терминология была приличной, а не хамской (иностранный агент)»,— сказал он в интервью «Коммерсанту». «Ни одна правозащитная организация все равно не согласится получить клеймо иностранного агента,— заявил изданию глава движения «За права человека» Лев Пономарев.— Поэтому это будет означать фактически смерть правозащитного движения в стране».

Закон о иностранных агентах был принят в 2012 году. Согласно этому документу, финансируемые из-за рубежа политические некоммерческие организации обязаны регистрироваться в Минюсте в качестве «иностранных агентов». Весной 2013 года Минюст и Генпрокуратура провели массовые проверки НКО по всей России, чтобы выявить организации, уклоняющиеся от такой регистрации. Представители НКО обвиняли проверяющих в многочисленных нарушениях и говорили о том, что проверки фактически парализуют деятельность их организаций. Результат же проверок оказался более чем скромным: лишь одна организация добровольно вошла в реестр иностранных агентов, еще несколько уклонились от этого несмотря на требования прокуратуры, причем некоторые НКО выиграли суды о признании себя иностранным агентом, например «Голос-Сибирь», центр «Грани», Пермская гражданская палата, екатеринбургский центр «Мемориал».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий