Суд нашёл противоречия Конституции в прокурорских проверках НКО


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Конституционный суд (КС) РФ признал противоречащей основному закону процедуру массовых прокурорских проверок НКО. Сответствующее решение размещено 17 февраля на сайте суда.

Прокурорские проверки НКО признаны неконституционными

Фото с сайта gazeta.ru

Суд вынес решение по коллективной жалобе общественных организаций «Правозащитный центр „Мемориал“», «Международное общество „Мемориал“», «Гражданское содействие» и правозащитницы Светланы Ганнушкиной, а также жалобам Межрегиональной Ассоциации правозащитных общественных объединений «АГОРА», общественной организации «Забайкальский правозащитный центр» и общественного фонда «Международный стандарт».

Дело было рассмотрено 22 января 2015 года. Заявители обжаловали процедуру массовых проверок НКО, которые проводили в 2012—2014 годах органы прокуратуры, полиции, налоговых служб и Минюста. Проверяющие запрашивали уставные и финансовые документы, а также иные сведения о деятельности НКО. В некоторых случаях прокурорские проверки проводились спустя несколько месяцев после проверок Минюста, а также имели место повторные проверки одних и тех же организаций.

Заявители считают, что многочисленные проверки мешают нормальной работе НКО, а устанавливаемые прокуратурой сроки предоставления информации не позволяют исполнить эту обязанность вовремя. Кроме того, оспариваемые нормы на практике позволяют назначать прокурорские проверки без четкой мотивации и проводить их при отсутствии конкретного регламента. По мнению заявителей, закон не ограничивает ни длительность, ни частоту инспекций, а также не исключает дублирование прокуратурой иных контролирующих органов. Кроме того, практика свободного привлечения различных ведомств к участию в прокурорских проверках позволяет обходить установленные для них ограничения по числу инспекций НКО.

«Спорные положения закона о прокуратуре не устанавливают четких временных рамок и позволяют проверяющим самостоятельно определять сроки исполнения своих требований, — говорится в решении Конституционного суда. — Тем самым, они позволяют ставить перед НКО объективно невыполнимые задачи, которые в отсутствие специально установленных законом критериев не могут быть проверены по существу в суде. Невыполнение же в установленный прокурором срок соответствующих задач влечет для НКО административную ответственность».

В этой части, считают в суде, положения закона «О Прокуратуре Российской Федерации» не соответствуют Конституции. «Впредь до внесения изменения в законодательство проверяющие должны ориентироваться на соответствующие положения закона „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“, — говорится в суде. — Дела заявителей подлежат пересмотру».

Кроме того, КС перечислил условия, которые должны соблюдаться при осуществлении прокурорских проверок НКО:

  1. их проведение должно быть мотивированным, НКО необходимо уведомить о проверке, а впоследствии — о ее результатах (наличии или отсутствии фактов нарушения закона);
  2. проверяющие не вправе требовать у НКО документов, которыми та не обязана обладать, а также общедоступную информацию, или уже находящуюся в распоряжении государственных органов;
  3. проверка не может проводиться повторно по одним и тем же мотивам (если речь не идет об устранении ранее выявленных нарушений);
  4. представители других контролирующих органов вправе привлекаться к проверке лишь в целях осуществления ими вспомогательных (экспертно-аналитических) функций;
  5. решения и действия представителей прокуратуры могут быть обжалованы в судебном порядке.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий