В «Современнике» показали пьесы подростков с инвалидностью


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

31 марта в театре «Современник» был показан театральный альманах из семи спектаклей по пьесам, написанным подростками с инвалидностью. Проект «Театральная Перспектива», который с 2012 года реализует Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива», призван дать возможность детям проявить себя и выразить то, что их волнует, через драматургию.

Один из спектаклей «Театральной Перспективы». Фото: Ольга Максимова

Ставят спектакли обычно профессиональные режиссеры, играют – взрослые опытные актеры. Но в день премьеры и юные авторы, и режиссеры, и актеры волновались одинаково. Одни с волнением ожидали, как будет воплощен на сцене их замысел, другие —  реакции авторов на режиссерские находки в ходе постановки, и все вместе – отклика зрителей, заполнивших до отказа огромный зал  Дворца на Яузе (дополнительной сцены «Современника»).

«Я рад, что сегодня Театральная Перспектива проходит на сцене моего театра, у меня „дома“, — признался актер Артур Смольянинов, который принимает участие в проекте с самых первых спектаклей. – А еще я хотел бы сказать, что ограниченных возможностей не бывает, если человек сам себя не ограничивает. Все барьеры – у нас в голове».

В спектакле «Неудачный развод» вместе с Артуром  и актрисой Дарьей Мельниковой принимали участие и авторы – четырнадцатилетние Сева Попов и Федя Лысиков, которые сыграли детей  семейной пары, попытавшейся развестись, но столкнувшейся с хитроумным противодействием мальчиков. Таким образом, ребята решили напомнить взрослым, что детям нужны и мама, и папа вместе. Перед спектаклем Сева и Федя (оба незрячие) вспоминали, как прошлым летом впервые жили в лагере самостоятельно, без родителей,  учились сложному искусству драматургии и писали свою пьесу под руководством опытных драматургов Гульнары Сапаргалиевой,  Катрины Меньшиковой и Марии Зелинской. А еще ребята сказали, что очень переживают перед выходом на сцену, гораздо больше, чем когда узнали, что их произведение покажут в настоящем театре.

Но первыми на сцену вышли ведущие – Алла Довлатова и Евгений Ляпин, который сам не так давно участвовал в проекте «Театральная Перспектива» и писал свою первую пьесу.

«Когда мы придумали этот проект и пригласили туда ребят с инвалидностью от 12 лет, наша идея была – чтобы дети поверили в свои силы, перестали стыдиться самих себя, чтобы постепенно менялось отношение к ним в обществе, — рассказала директор РООИ «Перспектива» Денис Роза. — Но постепенно самовыражение детей переросло в крупное театральное мероприятие, в котором принимают участие известные актеры и режиссеры».

Денис Роза (с микрофоном). Фото: Ольга Максимова

Пьесу «Ради домашки», о непростых отношениях между школьниками, написали три девочки с ДЦП – сестры Катя и Влада Дунаевы и Саша Евлоева. А поставил прекрасный актерский ансамбль – Денис Бондарков, Ирина Калинина и Лилия Кондрова под руководством актера и режиссера Александра Кузнецова, который, по его словам, был приятно удивлен, прочитав пьесу: «Это оказалось короткое произведение удивительной мощности, в котором присутствуют все важные моменты, с которыми сталкивается в жизни человек».

Актер Государственного театра киноактера Денис Бондарков рассказал, что некоторое время назад преподавал в инклюзивном театре, где играли ребята с инвалидностью и без, и с тех пор очень скучал по подобному творчеству, поэтому с радостью откликнулся на предложение сразу двух режиссеров проекта и сыграл еще главную роль в спектакле-миниатюре «Все в порядке» по пьесе двенадцатилетнего Вадима Куликова. Режиссер Роберт Манукян, поставивший эту пьесу, слегка изменил сценарий, по согласованию с юным автором, и сделал кино-спектакль, в котором допрос героя следователем чередуется с его детскими и юношескими воспоминаниями. Помог ему в этом режиссер Владимир Шахкельдян. В результате получился захватывающий сюжет, и зрители были буквально ошеломлены неожиданным финалом этой детективной драмы. «Я взялся за работу над пьесой за неделю до премьеры, — признался Роберт Манукян. – Однако неважно, быстро ты работаешь или долго, важно – с какой душой ты это делаешь».

Кино-кадры задействовала в своей постановке и режиссер Кристина Ра, которой досталась пьеса «Апокалипсис», написанная Аленой Алексеевой, Артемом Кондаковым и Олегом Фризоргером. Ребята придумали историю о страшных зомби, поселившихся в чернобыльской зоне после аварии. Наводящее ужас видео создал актер Иван Громов, выступивший в качестве сорежиссера. Находкой режиссера стал танцевальный коллектив Studio FarFor, который очень пластично изобразил зомби и на киноэкране, и на сцене, и даже в фойе театра, где загримированные «зомби» разгуливали в антракте, пугая и веселя зрителей.

Надо сказать, что многие юные авторы выплеснули в своих произведениях «телевизионный эффект» — дети с инвалидностью и без немало проводят времени перед голубым экраном, и то, что они видят, во многом влияет на формирование их мировосприятия. Семиклассник Егор Пронин написал пьесу о похищении сына олигарха, которого пытались спасти влюбленные в него подружки, и по ошибке оказались в полиции. Валерия Приходченко, ставившая этот спектакль, поместила главного героя в инвалидное кресло, которое тот смог покинуть под влиянием сильного чувства к героине.

Один из спектаклей «Театральной Перспективы». Фото: Ольга Максимова

Настя Потафеева и Диана Капитина придумали историю, которая происходит в будущем и на другой планете, но сюжет напоминает старую земную сказку о принцессе и злой мачехе, задумавшей погубить падчерицу. С той лишь разницей, что актеры под руководством режиссера Виктории Каминской должны были постоянно отстреливаться от разного рода нечисти и в конце концов почти все умерли. А 18-летний Дима Ворожкин написал веселую комедию «Шуточки профессора Хэмилтона». «Я хотел бы стать переводчиком с английского, — сообщил автор. – А вообще писать пробую давно, и эта пьеса – не первое мое литературное произведение». Над спектаклем Димы  работала режиссер Ольга Лысак, которая также уже является ветераном «Театральной Перспективы».

Режиссеры сами выбирали себе актерский состав. В пьесах были заняты Наталия Лесниковская и Галина Кузнецова, Михаил Гуро и Богдан Осокин, Олег Соколов, Андрей Стоянов, Андрей Москвичев и многие другие замечательные актеры. Общим выпускающим режиссером стала Юлия Нович.

«Когда наш проект только начинался, сначала появился один режиссер, который согласился нам помочь, потом другой, третий, — вспоминала руководитель проекта Мария Генделева. – А сейчас уже не меньше пятидесяти прекрасных актеров и режиссеров столицы сотрудничают с нами, с удовольствием  участвуют в наших спектаклях и поддерживают наших ребят. Это для них очень важно, ведь даже подростку без инвалидности непросто найти свое место в жизни, и тем более нелегко это сделать детям с инвалидностью. Мы работаем с учениками специальных интернатов, инклюзивных школ, даже с теми, кто раньше сидел дома – все эти дети могут принять участие в наших тренингах и мастер-классах, ломая собственные барьеры и предрассудки, которые существуют в обществе. Благодаря летним лагерям «Перспективы» ребята с инвалидностью получают шанс жить самостоятельной жизнью, дружить, влюбляться – как и все их сверстники».

На деньги, собранные в результате пожертвований за пригласительные билеты на Театральную Перспективу, будет организован новый летний лагерь для подростков с инвалидностью.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий