«Надо научиться разговаривать с теми, кто нас ещё не понимает»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

15 апреля прошла конференция «Благотворительность в провинциальной России: вызовы и решения». Что происходит с региональной благотворительностью в кризис? Что меняется в подходах в развитии благотворительности? Как строятся взаимоотношения НКО и бизнес-структур, центра и регионов, органов власти, бизнеса и НКО, — эти и другие вопросы обсуждали эксперты из разных регионов.

благотворительность в провинциальной России

Это — уже вторая такая конференция. Как и в прошлом году, кроме столичных НКО, на ней было много представителей региональных организаций, и кроме компаний-гигантов можно было встретить малый и средний бизнес.

Большая часть времени была посвящена обсуждению «провинциальных благотворительных историй», с подробным анализом партнерств, складывающихся в регионах при проведении различных проектов, инициированных бизнесом или НКО.

Открывающая и закрывающая сессия во многом оказались созвучными друг другу. Круг тем и формулировок был довольно близок.

Взгляд из центра

Несколько крупных компаний, работающих как на федеральном, так и на региональном уровнях заявили, что не сокращают благотворительные бюджеты. Однако очевидно, что эти намерения разделяют далеко не все. Кризис разрастается, рабочие места сокращаются, государство уменьшает инвестиции в социальную сферу.

Представитель Минэкономразвития РФ Елена Ясинская (начальник отдела развития некоммерческого сектора экономики департамента социального развития и инноваций) выразила надежду на то, что существенного сворачивания благотворительности со стороны бизнеса не случиться. По её мнению, компаниям невыгодно сокращать расходы на благотворительные бюджеты, несмотря на кризис, поскольку само позиционирование компаний невозможно без благотворительной деятельности.

Относительно региональных благотворительных некоммерческих организаций прогноз эксперта был таков: они будут держаться до последнего, несмотря ни на что. «В любом случае в регионах есть фонды, они будут работать. Им невозможно запретить заниматься благотворительностью. На мой взгляд, благотворительность — штука сиюминутная в том плане, что НКО в регионах реагируют очень быстро на какие-либо ситуации, как, например, с пожарами в Хакасии. Не дожидаясь официальных заявлений из центра, фонды на местном уровне собрались и самостоятельно без участия государства договорились о помощи волонтёров. Благотворительность неистребима», — сказала Елена Ясинская. НКО, по её мнению, сейчас находятся в процессе «наращивания мускулов», они уже готовы идти к государству не за грантами, а за субсидиями, контрактами на оказание социальных услуг.

А в НКО, по крайней мере, столичных, вопрос самосохранения уже осознан и актуален. О «проверке реальностью» и необходимости тщательного анализа собственной деятельности в очень близких выражениях говорили представители крупных московских фондов.

Ирина Меньшенина, исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров, директор по развитию Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» призвала: «Надо немного остановиться, провести аудит программ, на которые НКО собирает финансирование, и посмотреть, что сделать для того, чтобы сохранить себя как содержательную единицу. Часто НКО пытаются одновременно решить пятьдесят задач, не понимая, какая из них прерогативная. Сейчас время понять, что мы можем не делать, а что можем делать лучше всех».

Мария Черток, директор CAF Россия, отметила: «Важно вести честный разговор на тему приоритетов с собой и с партнёрами. Мы много делаем того, что сами себе придумали. На самом ли деле это необходимо? Мы должны быть уверены: то, что делаем, действительно создаёт важный социальный результат… Другой важный момент – консолидация и солидарность».

Взгляд с периферии

Региональные НКО также уже почувствовали изменения. «Денег у НКО стало меньше, — сказала Алла Балашова, директор по развитию Нижегородской ассоциации «Служение». — С одной стороны, возникает ситуация, когда благотворительные средства уходят на задачи власти — закрытие дыр. С другой же стороны, появилась новая тенденция — власть начала сотрудничать с НКО как с партнёрами при разработке программ, не только как с грантополучателями».

В региональной благотворительности есть свои существенные особенности. Зачастую здесь легче складываются альянсы с местной властью и бизнесом. Яркая иллюстрация – ситуация острова Сахалин. «Не быть партнёрами на Сахалине довольно сложно. Куда деваться с подводной лодки?», — поделилась Анна Лыгина, ведущий специалист управления по взаимодействию с государственными органами, акционерами и связям с общественностью компании «Сахалин Энерджи».

Однако добиться признания достижений и самого статуса аварийной и инновационной помощи в решении социальных проблем удаётся не всем. «Во многих ли регионах представитель власти целенаправленно выделяет хотя бы пять минут времени и говорит «спасибо» тем, кто решил проблемы, которые не решила власть?» — задала вопрос Ольга Епифанова, депутат Госдумы, учредитель Именного фонда «Люди Севера». В зале поднялось две руки — из НКО Вологодской области и Башкортостана. «А ведь во всех 85 регионах действуют ресурсные центры, благотворители», — считает Ольга Епифанова.

Что же касается взаимоотношений региональных НКО с бизнесом, то с началом кризиса совпала и интересная тенденция – не только региональные компании, но и федеральные, стали больше обращаться к местным НКО, работающим на территориях их присутствия. «Мы всегда в регионах работаем в ситуации экономии ресурсов. Именно наши экономичные практики нашли отклик в кризис», — пояснила Маргарита Семикова, исполнительный директор Благотворительного фонда «Созвездие сердец».

В отношениях «столица/периферия» представители региональных фондов традиционно жалуются на сложность конкуренции с федеральными фондами-гигантами, особенно с теми, кто имееет доступ к телевидению. Алла Балашова отмечает, что региональным НКО трудно «перетянуть» деньги жертвователей в местные фонды. Люди гораздо охотнее жертвуют «звёздным» фондам, и это  обратная сторона медали плодотворной работы некоммерческого сектора. «Мы очень много говорили о том, что люди должны работать с теми фондами, которые открыты, в которых есть узнаваемые лица, фонды, которые прозрачны», — считает Алла Балашова.

Теперь региональным фондам нужно много вкладывать в то, чтобы рассказать о себе людям в своих городах. Но выход на местное телевидение затруднён. Федеральные телеканалы транслируют в своих сюжетах деятельность крупных фондов, но если прийти с той же просьбой в региональное отделение того же телеканала, можно получить ответ: «Москва не разрешает», — об этом рассказала Маргарита Семикова.

***

В заключение хотелось бы отметить, что хотя на конференции появились и новые участники, большинство присутствовавших было, как и обычно в таких случаях, хорошо знакомо друг с другом. В этом смысле вопрос вовлечения в сотрудничество новых людей, прежде всего – из бизнеса и власти, остаётся по-прежнему актуальным как для столиц, так и для регионов. «Мы все время говорим о замечательных вещах, как правило, тем, кто и так это хорошо понимает, — подчеркнул Вячеслав Бахмин, эксперт в сфере благотворительности и гражданского общества. – А нам нужно научиться говорить с теми, кто нас не понимает, добиться того, чтобы нас услышали. Мы все, например, хорошо знаем, что, когда бизнес заходит на территорию, нужно, чтобы он обязательно консультировался с властью, с главными игроками там из НКО. А кому мы это рассказываем? Тем, кто это и так знает. А тот бизнес, который не знает, он нас не слышит. Как сделать так, чтобы те, кто нас не понимает, нас услышали? Надо научиться разговаривать с теми, кто нас ещё не понимает, но хочет понять, „добросовестно заблуждается“».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий