«Барометр кризиса»: что произошло с социально ответственным бизнесом в мае


Форум Доноров выпустил майский обзор своего проекта «Барометр кризиса», посвящённого развитию корпоративной благотворительности в непростой экономической ситуации. Увеличиваются или сокращаются бюджеты? Как в связи с этим решается вопрос прозрачности бизнеса и его благотворительной деятельности? На эти вопросы отвечали наши респонденты из 33 крупных российских и международных компаний.

Бюджеты

Мониторинг финансовой политики в отношении социальных инвестиций бизнеса остается среди числа приоритетных задач проекта. Последние полгода подтверждают, что вопрос об изменении бюджета не снимается с повестки дня компаний. Из 33 ответивших 4 компании отметили актуальность темы и ее обсуждение в течение последних двух месяцев. Во время прошлого опроса 2 компании отмечали, что данный вопрос был на рассмотрении в течение предыдущего месяца, но в этот раз ни один из респондентов не отметил снижение, а 2 компании указали на увеличение суммы благотворительного бюджета по отношению к 2014 году.

В общей сложности 12 из 33 компаний отметили, что благотворительный бюджет изменился: 8 компаний увеличили, а 4 уменьшили бюджеты. При этом увеличение отмечено в пределах 20-30%, а уменьшение – на уровне 20%. Пять компаний не уточнили процент, на который были изменены бюджеты, в том числе 3 компании, указавшие увеличение финансирования социальной сферы.

График 1. Запланированный благотворительный бюджет компании в 2015 году

Заметим, что в марте разброс в ответах был значительно выше: процент, на который был увеличен бюджет, достигал 125%, а в феврале, напротив, цифры увеличения бюджета не достигали отметки 20%. Такая ситуация свидетельствует об обновлении состава респондентов. Напомним, что до мая к опросу приглашались компании-участники проекта «Лидеры корпоративной благотворительности».

Вместе с тем тенденция не изменилась: большинство компаний стремятся сохранить социальные проекты и программы. Большинство респондентов представляли компании финансового сектора, ТЭК, горнодобывающей промышленности и металлургии, ритейла, IT и телекоммуникаций. Определённой зависимости влияния экономической ситуации на поведение бизнеса той или иной отрасли в отношении благотворительной деятельности не выявлено.

Нефинансовая отчётность

В настоящее время мы видим, что экономическая ситуация приводит к росту ожиданий со стороны различных заинтересованных сторон в отношении прозрачности бизнеса. Подход к формированию нефинансовой отчетности компании, структура публикуемой информации и степень ее раскрытия, не только отражают условия для развития диалогов со стейкхолдерами, но и характеризуют глубину реализации принципов КСО в повседневной операционной деятельности бизнеса. Индикатором тенденций в деловой среде, равно как и в благотворительном секторе, является повышение качественного уровня информации, публикуемой о социальной деятельности организаций.

По этой причине в фокусе внимания майского Барометра оказались вопросы использования компаниями-респондентами инструментов нефинансовой отчётности.

28 из 33 компаний отметили, что публикуют регулярную нефинансовую отчётность. Из них 13 готовят единый отчёт, сочетающий финансовую и нефинансовую информацию, а 17 – отдельный нефинансовый отчёт. При этом две компании имеют оба вида отчётности.

Отсутствие нефинансовой отчётности указали 5 компаний, из которых 3 компании отметили, что планируют перейти к подготовке отчётов в ближайшем будущем. Оставшиеся респонденты прокомментировали отрицательный ответ тем, что являются дочерними структурами международных компаний, и за производство и публикацию нефинансовой отчётности отвечают зарубежные штаб-квартиры головных компаний.

График 2. Готовится ли в Вашей компании регулярная нефинансовая отчётность?

По состоянию на 1 июня половина респондентов находятся в процессе подготовки нефинансовой отчётности за 2014 год. Одна компания сообщила, что не планирует формирование отчёта в этом году, так как готовит отчёт в области устойчивого развития раз в два года. 10 компаний отметили, что нефинансовая отчётность за прошлый год уже опубликована.

График 3. Нефинансовая отчётность за 2014 год.

Ответы компаний на вопрос об используемых формах отчётности распределились следующим образом (см. График 4). Большинство компаний используют отчёт в свободной форме (12 компаний) и отчёт в области устойчивого развития (11 компаний), далее с большим отставанием идут формы социального (5 компаний), интегрированного (4 компании) и экологического (1 компания) отчётов. Пять компаний указали, что публикуют несколько отчётов. При этом с высокой степенью вероятности можно утверждать, что под отчетом в свободной форме, равно как и под единым отчётом, сочетающим финансовую и нефинансовую информацию, респонденты подразумевали стандартную годовую отчётность публичных компаний, которая в международной практике считается традиционным финансовым отчётом и не относится к формам нефинансовой отчётности. В целом наиболее комплексные и глубокие формы отчётности, такие как отчётность в области устойчивого развития и интегрированная отчётность пока не получили широкого распространения в российском бизнесе.

График 4. Какую форму нефинансового отчета использует Ваша организация?

«Барометр кризиса» — это проект, направленный на мониторинг развития корпоративной благотворительности в России в актуальной экономической ситуации. Короткие опросы представителей крупных компаний, отвечающих за реализацию социальной политики, проводятся в конце месяца, а результаты в аккумулированном виде публикуются на сайте http://www.donorsforum.ru/projects/barometr-krizisa.

В мае к проекту, запущенному в конце 2014 года Некоммерческим партнерством грантодающих организаций «Форум Доноров», присоединилась Ассоциация Менеджеров – объединение более 2,5 тысяч профессиональных управленцев из компаний, работающих в России.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply