Социальная ответственность поможет компаниям в кризис


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

18 сентября 2015 года состоялась конференция «Корпоративная социальная ответственность: лишний балласт или спасательный круг», организованная РБК. Зал одной из самых дорогих гостиниц Москвы The St. Regis уже в 10 часов утра был заполнен почти полностью. Безусловно, это свидетельство того, что тема корпоративной социальной ответственности (КСО) занимает устойчивое место в повестке бизнес-мероприятий и даже сейчас, в кризисное время, тема КСО не отходит на второй план.

cso

На конференции обсуждали весь спектр актуальных для бизнеса вопросов в сфере КСО в условиях кризиса – стандартизация и оценка деятельности, вовлечение сотрудников, партнеров, интеграция КСО в бизнес-процессы и стратегию, партнерство с НКО.

Конференция была разделена на три тематических блока. Первая сессия, «КСО в условиях кризиса», была посвящена отчетности и стандартам в области КСО – индексам КСО, внедрению стандарта ISO:26000, подготовке отчетности по новому стандарту G4. Очевидно, отчеты, индексы и стандарты позволяют компаниям лучше управлять и контролировать процессы в сфере КСО. Кроме того, они, вероятно, становятся необходимыми антикризисными инструментами, в том числе для повышения своей строчки в рейтингах.

ISO:26000 и новые ниши

Сессия открылась докладом Елены Феоктистовой, директора Центра КСО и нефинансовой отчетности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Елена Феоктистова подчеркнула, что в кризисное время компании более сосредоточены на управлении рисками, поэтому все большее значение приобретают индексы КСО и отчетности, как инструменты внешней оценки компании.

РСПП разработал индексы КСО – «Ответственность и открытость» (призван оценить степень раскрытия информации) и «Вектор устойчивого развития» (оценивает динамику результатов компании в сфере КСО). По мнению Елены Феоктистовой, индексы позволяют перевести разговор о социальной ответственности на язык конкретных, сравнимых и верифицируемых показателей, сравнить российские компании между собой и с зарубежными компаниями. РСПП провели исследование по материалам 100 годовых нефинансовых отчетов крупнейших компаний, которое показало, что, например, глубина раскрытия информации о социальной ответственности российских компаний очень отличается от западных компаний декларативностью, и неглубоким анализом влияния и результатов деятельности. В связи с этимрастет роль оценки результатов деятельности в области КСО, которая должна стать ключевой частью анализа и отчетности. О важности оценки эффективности реализуемых программ, оценки социального вклада и результатов упоминали практически все выступающие, что отражает общую тенденцию роста интереса к этой теме в России.

Компания МТС стала четвертой российской компанией, опубликовавшей оценку КСО по стандарту ISO:26000 озвучила в своем докладе Елена Серегина, директор Департамента КСО ПАО «МТС». По мнению Елены Серегиной, руководство ISO:26000 внесло большую ясность в понимание КСО в компании и принесло огромную пользу для планирования бизнеса, взаимодействия с заинтересованными сторонами и реализации социальной политики компании. После аудита по стандарту ISO:26000 компания открыла новые ниши и направления для бизнеса.

Согласно разработанных в РСПП «Рекомендациям для компаний по проведению самооценки организации деятельности на основе положений международного стандарта ISO:26000», появление этого стандарта знаменует открытие нового этапа не только в развитии представлений о социальной ответственности организаций, но и в развитии представлений об управлении организациями. С выходом стандарта социальная и гуманитарная проблематика, часто остававшаяся за рамками регулярного менеджмента, заняла свое законное место на этой территории в каталоге стандартов. Руководство по социальной ответственности включено в группу стандартов в области менеджмента. Стандарт намечает общие подходы к интеграции социальной ответственности в деятельность организации, позволяет ставить вопрос о качестве управления в этой сфере и намечает подходы к его оценке.

НКО готовы подстраиваться под бизнес

Вторая сессия «Реализация принципов КСО в западных и российских компаниях: факторы успеха» была представлена докладами самой разной тематики. Одной из тем обсуждения стало партнерство бизнеса, власти и НКО. Участники конференции не раз отмечали, что бизнесу чрезвычайно трудно найти достойного партнера в некоммерческом секторе, призывали повышать профессионализм и управленческие навыки представителей НКО. По мнению Анны Сошинской, директора по внешнекорпоративным связям Amway в России и Казахстане, очень трудно найти достойного партнера в регионах.

Готовы ли НКО реализовывать проекты для компаний и в формате компаний? Татьяна Задирако, исполнительный директор Благотворительного фонда «Дорога вместе», уверена, что НКО готовы подстраиваться под условия бизнеса максимально, пока это не противоречит миссии организации. Партнерство необходимо, так как без денег бизнеса и экспертизы НКО невозможно реализовать качественный социальный проект.

Была высказана рекомендация для компаний – вложиться в образовательные программы для НКО, растить профессионалов, создавать возможности для обучения на безвозмездной основе.

Лучшие кейсы

Третья сессия «Корпоративные социальные проекты: лучшие кейсы» была самой оживленной, так как компании представляли свои успешные практики социальных проектов. Активно обсуждалось вовлечение сотрудников в программы корпоративной благотворительности, что характерно, так как это один из механизмов КСО во время кризиса, который успешно используется как российскими, так и зарубежными компаниями. Успешные примеры организации волонтерских мероприятий и вовлечения сотрудников представили компаний — Deloitte, ПАО «Русгидро», JTI Россия, БФ «Система», Мегафон.

Программа «Неравнодушные соседи» представленная Екатериной Куманиной, директором по внешним связям ГК «Дикси» — пример успешного структурированного подхода к вовлечению сотрудников, партнеров и покупателей в единую систему программы. Благотворительный фонд программы формируется за счет продажи упаковочных пакетов и некоторых товаров в магазинах «Дикси» и распределяется в НКО, выбранные покупателями. Программа была разработана Фондом поддержки и развития филантропии КАФ и за год работы уже получила премию Proba.

Редкий формат для вовлечения топ менеджеров продемонстрировала компания Мегафон. Для топ менеджеров компании была создана возможность совместными усилиями восстановить заброшенную игровую площадку детского сада в Калининградской области. В целом получился отличный team building, однако социальная значимость такой акции при всех задействованных ресурсах могла бы быть значительно выше.

Включение корпоративной благотворительности в бизнес-процессы компании и интеграция социальных задач с бизнес-целями – важный аспект успешной практики в условиях кризиса. Успешный кейс был продемонстрирован директором департамента корпоративных отношений штаб-квартиры Samsung Electronics по странам СНГ Сергеем Певневым. Компания Samsung реализует социальные проекты только в сфере своей бизнес-компетенции – программа дополнительного образования IT-школа Samsung; «УчимЗнаем» — проект поддержки детей, находящихся на длительном клиническом лечении; интерактивное мобильное приложение для повышения интереса к русской литературе «Живые страницы» — пример грамотного выбора сферы приложения усилий, соответствующей компании-производителя техники и электроники.

Сессия завершилась философскими размышлениями Валерия Панюшкина о роли бизнеса и государства в делах общества, о воздействии на причины проблем, а не на их текущее состояние, о том, что найти партнера для решения системной социальной задачи очень трудно, так как в основном мы готовы решать здесь и сейчас и не готовы задумываться о том, почему и зачем.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий