Красота спасёт мир? Можно ли сделать культуру партнёром в решении социальных проблем
Как оценить, насколько эффективно работают учреждения культуры? Можно ли выяснить, какой культурный проект оказывает большее воздействие на общество? И кто более нуждается в финансовой поддержке? Благотворительный фонд В. Потанина изучил зарубежный опыт в этой сфере и организовал дискуссию в российском экспертном сообществе.
Круглый стол «Показатели эффективности в сфере культуры: за и против» состоялся в Москве 25 сентября 2015 г. в Общественной палате РФ в рамках Культурного форума регионов России. Организаторами открытой дискуссии выступили Благотворительный фонд В. Потанина в партнёрстве с некоммерческой организацией Evolution and Philanthropy. Поводом для разговора стало проведённое в июле-августе 2015 года исследование мировых практик по измерению социального воздействия культурных проектов, выполненное Evolution and Philanthropy по заказу фонда Потанина. Исследователи проанализировали около 30 открытых источников информации, прежде всего – североамериканских и британских.
В России вопрос социального воздействия культурных проектов на большую повестку пока не выносился. Для нас культура всегда была априори носителем света, знаний и всего позитивного, что нуждалось в государственной поддержке, пусть и по остаточному принципу. Грантодающие организации помогали культурным инициативам скорее из любви к искусству. Сейчас же всё больше учреждения культуры рассматриваются государством и донорами как партнеры в решении социальных вопросов. И в этой связи говорить об инструментах, измеряющих их воздействие на общество, оказалось вполне логично.
– Нам показалось очень важным, чтобы между учреждениями культуры и донорским сообществом установился не просто диалог, для чего необходима оценка, но и общее понимание индикаторов эффективности проектов, – сказала, открывая круглый стол, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева. – Мы попытались изучить накопленный зарубежный опыт коллег и проанализировать, насколько это может быть применимо или не применимо в нашей стране.
Результаты исследования представила директор филиала Evolution and Philanthropy в РФ Ольга Евдокимова. По ее словам, основными заказчиками оценки в сфере культуры и искусства являются регулирующие и финансирующие стороны: государство, частные фонды и профессиональные сети. Их мотивирует продолжающийся экономический кризис и нарастающие социальные проблемы, которые необходимо решать с меньшими бюджетами. Отсюда запрос на эффективность и применение новых социальных технологий.
– Зарубежный опыт показывает, что и государство, и частные фонды начинают подходить к своим благополучателям в сфере культуры не только как к хранителям прекрасного, но и как к партнёрам в решении социальных проблем, – подчеркнула Ольга Евдокимова. – Что происходит дальше? Учреждения культуры вынуждены по-другому относиться к планированию и оценке социальных результатов своих проектов.
Применим ли этот опыт у нас, или оценка для российских учреждений культуры станет лишь дополнительным обременением? Проводить или нет количественные и качественные исследования? Какие показатели нужны донорам, а какие – учреждениям культуры? Приглашённые эксперты высказали свои мнения: в основном все они согласились с важностью оценки, но говорили о возможных проблемах.
– Это очень интересные данные и для учреждений культуры, и для студентов, которые сейчас обучаются на спецкурсе по музейному делу, который мы запустили вместе с Фондом Потанина, – сказала заместитель генерального директора по развитию Политехнического музея Наталья Сергиевская. – Я надеюсь, что эти студенты потом смогут эффективно управлять вверенными им организациями. Но для меня актуален такой вопрос: очень часто заявленная миссия учреждения культуры и одобренная донорами не совпадает с теми целями и задачами, которые требуется достигать, чтобы получить какое-то финансирование. И здесь происходит спекулирование ценностями и вообще понятиями… Важно научиться говорить на языке разумных критериев, действительно измеряемых, сопоставимых.
– У нас есть четыре типа аудиторий, по которым мы оцениваем эффективность собственной деятельности, – отметила исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры и директор объединения «Выставочные залы Москвы» Елизавета Фокина. – Первый учредитель – государство, которое даёт нам базовое задание. Оно оценивает нас количественно: в соответствии с увеличением числа выставок, мероприятий, посетителей и т. д. Далее – профессиональное сообщество. Третий и основной потребитель – местное сообщество: на каком языке мы с ним говорим и какую обратную связь получаем. Здесь вообще критерии другие, и они точно не про эффективность. И четвертая аудитория – это грантодающие организации, которые предъявляют по отношению к нам те или иные требования. Все эти критерии – разные. И как их соединить, как умело лавировать для того чтобы отвечать и тем, и другим и третьим потребностям, и как при этом быть эффективным, говоря на разных языках с каждой конкретной аудиторией – это действительно проблема.
– Оценка – это инструмент и внутреннего развития, и внешней отчетности, – сказала генеральный директор Благотворительного фонда «Ренова» Ольга Башкирова. – Музеи, театры и другие учреждения культуры переживают время трансформации, и поэтому появился некий запрос – это потребность оценить себя и пойти к чему-то новому. Отчасти это связано с недостатком ресурсов, которых становится всё меньше, в том числе и финансовых. Один из важных критериев, с моей точки зрения – это открытость данных эффективности. Они должны быть понятным образом сформулированы – чтобы не только государство в них разбиралось, но и обычный пользователь, который мог бы, зайдя на сайт, понять: почему эта галерея, музей или театр очень эффективный, а этот нет. Вопрос открытости данных станет критерием успешности и привлекательности для финансирования.
Директор по развитию компании «Процесс Консалтинг» Владимир Балакирев высказал мысль, что сама по себе система показателей мало о чём рассказывает:
– Цифры – это ничто. Разговор об оценке должен все время возвращаться к разговору о миссии, о предназначении учреждений культуры. Если же говорить о технических возможностях, можно сказать, что профессиональная оценка сейчас в мире достаточно оснащена инструментами, которые позволяют отвечать на любые запросы заказчиков.
Подводя итоги дискуссии, Оксана Орачева заверила, что на основании проведенного исследования фонд Потанина сделает рекомендации для доноров и учреждений культуры и будет дальше организовывать подобного рода диалоги. С другой стороны, необходимо развивать диалог с государством как с заинтересованной стороной.
В благотворительном сообществе 2015 год был объявлен Международным годом оценки. Исследование, инициированное фондом Потанина в ответ на запрос времени, может помочь российским организациям лучше понять инструмент оценки и внедрить его в свою работу.
+ There are no comments
Add yours