Рацио и эмоцио социальной ответственности. Может ли КСО идти «от сердца»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

25 сентября в Мариотт Роял Аврора состоялась конференция «Зачем заниматься благотворительностью? Мнения бизнеса и СМИ». Конференция, организованная The Moscow Times, стало вторым крупным мероприятием на тему корпоративной социальной ответственности за последние две недели. (Конференция РБК «Корпоративная социальная ответственность: лишний балласт или спасательный круг» состоялась 18 сентября).

Янина Урусова и Елена Тополева-Солдунова на конференции The Moscow Times. Фото: www.facebook.com/TMTconferences

Янина Урусова и Елена Тополева-Солдунова на конференции The Moscow Times. Фото: www.facebook.com/TMTconferences

Первая сессия  «КСО в условиях экономической нестабильности: вектор развития 2016» была посвящена различным подходам компаний к КСО.

«Нет ни одной компании, которая бы свернула свою деятельность в сфере КСО или перестала публиковать отчеты, — задала тон дискуссии Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации. — Что же сейчас, в условиях кризиса, заставляет компании заниматься КСО?»

В основе корпоративной благотворительности ГК «Новард» лежат российские духовные ценности – патриотизм, любовь и др., — рассказала Мария Захарова, директор по внешним связям и ответственности бизнеса этой компании. По данным исследования «Ценностные основы социальной деятельности российского предпринимательства», проведенного по заказу ГК «Новард» в 2015 году, 35% российских компаний в качестве основного мотива, побуждающего крупный бизнес к социальной деятельности, назвали личные ценности. Российские компании больше ориентированы на помощь людям в трудной ситуации, поддержку социальной инфраструктуры, участие в городских программах, заботу о сотрудниках. КСО для многих российских компаний — это иррациональный посыл, а не бизнес-задача.

Зарубежные компании гораздо больше связывают усилия в области КСО со своими бизнес-задачами и сферой деятельности. Выступление менеджера по КСО и устойчивому развитию бизнеса компании HEINEKEN Юлии Левкович продемонстрировало структурированный подход к КСО пивоваренной компании, работающей в системе множественных дополнительных регуляций и ограничений. КСО для компании – приоритетная обязательная часть деятельности, позволяющая контролировать и управлять рисками, репутацией, взаимодействовать  с партнерами, государством, устанавливать прямой диалог с потребителями, поэтому ни о каком сокращении расходов на эту сферу речь не идет. Тем более, в период кризиса возрастает внимание со стороны государства и общества к компании, поэтому сохранить объемы и принятые форматы КСО программ означает сохранить доверие к компании. Корпоративная благотворительность компании является неотъемлемым продолжением основной деятельности по производству пива. Программы направлены на формирование культуры ответственного потребления алкоголя; на внедрение «зеленых» холодильных установок, снижающих потребление энергии до 40%; на повышение трезвости среди автолюбителей и т.п.

После выступления российских и западных компаний развернулась оживленная дискуссия о рациональном и иррациональном подходах к КСО. «Мы не добрые, мы эффективные», — заявила Янина Урусова, генеральный директор культурного центра «БезГраниц». Корпоративная благотворительность не может идти «от сердца», она встроена в бизнес-модель, и поэтому должна быть связана с бизнес-целями. Трудно с этим не согласиться.

Вторая часть конференции была посвящена проблемам освещения деятельности в области КСО  в средствах массовой информации. По опыту представителей СМИ, тематика КСО не особо интересна читателям и нужно специальным образом подавать материал — в виде историй, событий и т.п., что не всегда возможно. «СМИ могут оказаться минным полем для компаний, которые хотят пропиариться на благотворительности. Если читатели этих СМИ поймут, что компания занимается благотворительностью только ради рекламы — делает себе PR за счет инвалидов и сирот, — ее репутация будет подорвана раз и навсегда, — считает Михаил Малыхин из газеты  „Ведомости“. —  Заодно будет подорвана и репутация СМИ, публикующих подобного рода материалы. От таких изданий люди будут отписываться даже в соцсетях».

Иного мнения придерживается Анастасия Попова, генеральный директор «И все за одного», представившая проект «Социальная карта бизнеса». Это агрегатор активностей и событий в сфере социальной ответственности компаний, который был создан на портале РБК и продемонстрировал значительный рост уникальных пользователей страницы в первые месяцы работы. По мнению Анастасии, интерес к теме социальной ответственности в обществе высокий, однако нужно научиться правильно «упаковывать» материал для СМИ.

3 Comments

Add yours
  1. Юлия Ходорова

    Михаил, мне кажется, фраза в статье вполне передает вашу мысль, только изложена гораздо короче.Или вы настаиваете на включении именно цитаты?

  2. Малыхин Михаил

    Поправьте пожалуйста текст! Я говорил, что «СМИ могут оказаться минным полем для компаний, которые хотят пропиариться на благотворительности. Если читатели этих СМИ поймут, что компания занимается благотворительностью только ради рекламы — делает себе PR за счет инвалидов и сирот, — ее репутация будет подорвана раз и навсегда. Заодно будет подорвана и репутация СМИ, публикующих подобного рода материалы. От таких изданий люди будут отписываться даже в соцсетях». С уважением, Михаил Малыхин, Ведомости.

Добавить комментарий