Лидеры корпоративной благотворительности: кризис пока не повлиял на сокращение бюджетов


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

25 ноября были объявлены результаты ежегодного всероссийского проекта – «Лидеры корпоративной благотворительности — 2015», организованного газетой «Ведомости», Форумом Доноров и PwC.

рэнкинг_лидеры

Лидеров корпоративной благотворительности выбирают уже в восьмой раз. Проект традиционно состоит из двух частей – рэнкинга и конкурса программ.

В этом году, несмотря на кризис, в конкурсе приняло участие рекордное количество компаний с годовым оборотом более 100 млн руб. – 65.

Лидеры: старые и новые

Расходы на социальные и благотворительные проекты по итогам 2014 г. раскрыли 55 участников. Исходя из предоставленных данных, они потратили на благотворительность и социальную поддержку почти 15,5 млрд руб., что выше общего уровня предыдущего года (11 млрд руб.).

рейтинг

«Когда мы зимой обсуждали проект этого года, то опасались, что у нас будет уменьшение количества заявок, — сказала Александра Болдырева, руководитель программ Форума Доноров. – Но их было больше. Мне кажется, что у бизнеса есть такая защитная реакция, — показать, что и в кризис, он действительно старается, многое делает. Понятно, что когда мы говорим про сохранение бюджетов, которые были в прошлом году, то это уже не те бюджеты, если они в рублях. И тем не менее, очень важно, как именно компания пытается сохранять благотворительные программы, как развивает волонтерство, частные пожертвования сотрудников и т.п.»

Несмотря на кризис, в этом году к исследованию присоединилось 10 новых компаний, причем одна из них — «Газпром Нефть» сразу оказалась на первом месте, разделив его с «Северсталью» — «ветераном» конкурса, уже бывшим лидером ранее.

В числе новичков два региональных промышленных предприятия — Северский и Синарский трубные заводы. «Еще один завод – Волжский трубный, участвовал в самом начале проекта, в первый год. И вот после долгого перерыва пришел на конкурс вновь, — прокомментировала Александра Болдырева. — Это очень ценно. Потому что такие компании на наш проект обращали внимание в последнюю очередь».

На втором месте общего рэнкинга — «Металлоинвест», на третьем — «Сахалин Энерджи». Обе компании сохранили свои позиции с прошлого года, где также заняли вторую и третью ступень соответственно, продемонстрировав стабильность.

«С каждым годом выбирать лидеров среди участников проекта становится все труднее. В ситуации, когда дебютанты проекта занимают в нем первые места, можно с уверенностью констатировать: рэнкинг признан бизнесом как важная оценка обществом их социальной деятельности, и общее понимание принципов корпоративной благотворительности у крупных федеральных компаний сложилось и устоялось на достаточно высоком уровне», — поделилась Наталья Каминарская, исполнительный секретарь Форума Доноров.

Кому помогают

Направления благотворительной помощи практически не изменились. Поддержка образования и просвещения (58 участников, то есть 90 % всех программ), помощь социально незащищенным слоям населения (54) и развитие местных сообществ (48) — по-прежнему остались на лидирующих позициях.

Отмечен рост внимания к экологии: 40 из 65 компаний ведут такие проекты. Эксперты Форума Доноров полагают, что традиционная для добывающих компаний тема экологии вышла за границы сектора и, следуя международным тенденциям, становится частью культуры крупного бизнеса.

Защита прав также всё чаще оказывается в зоне внимания. Эта тема хотя и находится в конце списка популярных направлений (на предпоследнем месте, несколько опережая «поддержку информационной сферы и СМИ»), но в числе своих приоритетов её обозначили уже 7 компаний.

Что нового

Симптомы кризиса проявляются в организации благотворительности — считают эксперты. Рост в 2014 году числа партнёрских проектов, в том числе с НКО, другим бизнесом и властью свидетельствует о попытках не сокращать программы в кризис, но переформатировать их под совместные программы. Работа с обращениями, хотя и не является повсеместной практикой, вновь становится популярной формой взаимодействия с потенциальными благополучателями. Растут и волонтёрские проекты. Как отмечается, первый всплеск добровольческих программ пришёлся на кризис 2008-2009 годов, и вполне ожидаемо, что эта история повторяется в 2014-2015 гг.

Отдельный блок результатов проекта уделён теме оценки, которая объявлена Форумом Доноров темой года. 97 % компаний отметили, что проводят оценку результативности своей благотворительной деятельности. Реже всего компании проводят оценку потребностей, позволяющую определить несоответствие между существующим и желаемым положением дел в какой-либо ситуации, выявить существующие потребности основных целевых групп. Этот вид оценки проводят всего 6% от общего числа респондентов. Данный факт может свидетельствовать или о том, что при выборе направлений благотворительной деятельности компании в первую очередь руководствуются собственными приоритетами, не всегда в полной мере учитывая реальные потребности и интересы целевых групп населения, или о том, что компании достаточно хорошо осведомлены о потребностях территорий.

«Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, компании стали более ответственно подходить к финансированию своих социальных программ, — рассказал Тим Клау, партнер PwC в России. — Мы отмечаем рост интереса к этому вопросу: компании стремятся объективно оценивать принятые на себя обязательства перед внутренними и внешними заинтересованными сторонами и переориентировать свою стратегию в области корпоративной благотворительности на программы, которые имеют максимальный социальный эффект».

fullscreen-2mx

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий