Проект SODEA: как методами краудсорсинга решать социальные проблемы


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

25 ноября в России запустили краудсорсинговый проект SODEA (Социальная идея). Что такое «челленджи», готово ли общество делиться идеями социальных преобразований таким способом и как привлечь на платформу 5 000 участников за первые полгода — об этом и многом другом авторы проекта рассказали на пресс-конференции в РБК.

Старт программы СОДЕА

Что такое SODEA

SODEA организована как совместный проект краудсорсинговой компании WikiVote! и digital-агентства «Интериум». В качестве партнеров проекта выступили Ассоциация менеджеров России и «Деловая Россия». Аббревиатура SODEA расшифровывается как «Социальная идея». Как рассказал генеральный директор SODEA Ростислав Вылегжанин, единовременно платформа будет брать в работу не более четырех проектов, которые авторы называют «челленджами».

Схема простая: на сайте публикуется социальная задача, и «крауд», аудитория сайта, делится идеями, как ее можно решить. В плане экспертизы партнерами проекта станет Комитет по социальной ответственности бизнеса, меценатству и благотворительности Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» — оценивать оригинальность и жизнеспособность идей будут сорок экспертов.

Пионерами на платформе стали Роспотребнадзор и международная компания Unilever. Роспотребнадзор с помощью краудсорсинга будет искать ответ на вопрос, как мотивировать молодежь сдать бесплатный и добровольный тест на ВИЧ; а Unilever спросит неравнодушных людей, как, по их мнению, можно стимулировать потребителей более ответственно относиться тому, как влияют на окружающую среду отходы от использования продукции фирмы.

Ростислав Вылегжанин подчеркнул, что важно понимать, в чем отличие краудсорсинга от краудфандинга. Если методами краудфандинга проект собирает деньги на реализацию (на сайтах, подобных Planeta.ru), то краудсорсинг — это «тоже сбор с миру по нитке, но не денег, а идей». А вот от аутсорсинга работа с «краудом», «толпой», отличается тем, что в ответ на постановку задачи появляется неограниченное количество исполнителей с уникальными идеями и заказчик может выбрать лучшее решение из многих. Такой подход особенно актуален для работы с социальными проблемами, потому что недорог и эффективен.

По словам Ростислава Вылегжанина, за образец авторы SODEA взяли проект Openideo.com, который уже пять лет успешно работает в США (пользователями проекта являются люди со всего мира). На такого типа платформах поднимается огромный спектр вопросов, в том числе и глобальные, например, проблема беженцев. «С одной стороны, в России уже есть все технологии для реализации такого проекта, а с другой стороны, мы общались с государственными органами, социально ответственными коммерческими компаниями и некоммерческим сектором и поняли, что у всех есть интерес, а значит, мы сможем решать общественные проблемы методами краудсорсинга».

На SODEA — за нестандартными идеями

Пресс-секретарь Роспотребнадзора Анна Сергеева рассказала, почему Роспотребнадзор решил вынести вопрос профилактики ВИЧ на краудсорсинговую платформу: «Хочется быть госструктурой с человеческим лицом — обращаться за помощью, за советом к людям, которым небезразлично, в каком мире мы живем. Проблема ВИЧ-инфекции давно перестала быть чисто медицинской, а стала социальной. Заболевание вышло в популяцию, в группе риска находятся абсолютно все, поэтому только государственных мер — лечения и помощи уже заболевшим — мало. Нужно привлекать к обсуждению проблемы молодежь».

Анна Сергеева считает, что эффективнее с их темой работают нестандартные идеи и то, когда с людьми говорят на их языке: «Мы пришли на площадку, чтобы понять, как нам простимулировать молодежь пройти тест на ВИЧ. Мы решили не ограничивать формат, любые идеи приветствуются: плакаты, флешмобы, акции в сети. Главное, чтобы они соответствовали нескольким требованиям. Во-первых, легко реализуемые и недорогие. Во-вторых, они не должны морально оскорблять людей, живущих с ВИЧ. В третьих, не могут быть политизированными». Конкурс идей для Роспотребнадзора на SODEA будут проводить в три этапа. Победителей ждет награда — сюрприз от Веры Брежневой, посла доброй воли Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД (UNAIDS) в России и странах ближнего зарубежья. Решение о победителях будут принимать руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главный государственный санитарный врач РФ Анна Попова и региональный директор ЮНЭЙДС по странам Восточной Европы и Центральной Азии Виней Патрик Салдана.

Менеджер по устойчивому развитию компании Unilever Ирина Антюшина рассказала, что Unilever тоже ждет от людей нестандартных идей о том, как можно защитить окружающую среду от отходов их продукции. Чтобы выделить из множества самые интересные задумки, компания привлечет молодых ученых из школы Сколково. А наградой победителям станет полугодовой запас продукции компании.

«За небольшой бюджет мы будем решать серьезные социальные задачи»

Генеральный директор digital-агентства «Интериум» Валерий Сидоренко поделился с участниками пресс-конференции планами проекта. По его словам, «С каждым проектом на платформу будет приходить своя аудитория. По нашим прогнозам, за первые полгода SODEA соберет 5 000 человек — это будет активная, «наша» аудитория, готовая делиться интересными идеями по преобразованию общества. Если мы не наберем критическую массу, проект не взлетит. Часто говорят, что в России подобные инициативы идут сложно, что краудсорсинг никому не нужен. Мы хотим опровергнуть это мнение. Да, сейчас в нашей стране тяжелые времена, но, надеюсь, это именно тот идеальный шторм, который может создать добрый проект».

Ростислав Вылегжанин подчеркнул, что проект не ставит своей целью заработать много денег: «Вложения с нашей стороны — до одного миллиона рублей. В плане запуска это не очень дорогая история. Это социальный проект, и с партнерами мы работаем на условиях покрытия расходов SODEA». Валерий Сидоренко дополнил, что «уникальность платформы как раз в том, что она позволяет за небольшой бюджет делать то, что раньше делалось за большой. SODEA — это наш ответ на кризис. Мы рискуем относительно небольшими деньгами и при этом готовы решать серьезные социальные задачи».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий